- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Вода и свойства воды
Конспект урока по окружающему миру на тему Вода и свойства воды
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зубова Р.А. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Вода и её свойства
Цели: 1. Познакомить учащихся со свойствами воды, тремя состояниями воды (твердым, жидким, газообразным) 2. Расширять кругозор учащихся, развивать память, речь, мышление, воображение на основе иллюстраций, экспериментов, жизненного опыта детей, рассказов учителя Оборудование: шапочки, мензурки, стаканы, спиртовка, спички, держатель, пробирка, рисунки, банка, бутылка, ложки, сахар, соль, вода, молоко, минеральная вода, теннисные шарики, полоски цветной бумаги, перфокарта
План:
I. Организационный момент 1-2 мин. 1. Приветствие и посадка 2. Сообщение темы, целей урока
II. Актуализация опорных знаний 10 мин. 1. Проверка домашнего задания 2. Вводная беседа с рассказом «Вода в твоей жизни» 3. Беседа «Вода в природе» 4. Обобщение
III. Формирование новых знаний 25 мин. 1. Задача 2. Обобщение 3. Беседа 4. Работа в тетради 5. Опыт 6. Работа по учебнику 7. Физическая разминка 8. Опыты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7 9. Беседа 10. Обобщение 11. Беседа 12. Рассказ о пользе минеральной воды
IV. Итог урока 8 мин. 1. Обобщение (работа с перфокартами) 2. Выставление и комментирование оценок 3. Домашнее задание
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок
Начинается урок Ребята, сегодня у нас на уроке окружающего мира очень интересная тема «Вода и её свойства». Мы вспомним, где встречается вода и для чего она нужна. Проведем опыты и познакомимся со свойствами воды. Но прежде проверим домашнее задание.
Самостоятельная работа Воздух - Цвет: Запах: Вкус: При нагревании воздух - (расширяется) При охлаждении - (сжимается) Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется (атмосферой) Состав воздуха: 1 % - углекислый газ, 21% - кислород, 78 % - азот Теплый воздух движется вверх, а холодный - вниз. II. Актуализация опорных знаний 1. Вводная беседа с рассказом I. Вода в твоей жизни Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть такое богатство, без которого обойтись вообще не возможно, не только каждый день, но и несколько раз в день.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем я нужна
Кто я такая?
Павлина, Вика Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. Этим цветом изображены моря и океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. А где мы используем воду? Утро - умываемся - ?, кушаем пищу, приготовленную на -?, чай, кофе это -?, обед - суп, каша, компот - , и на воде - ужин. Купаемся в воде, стираем водой, моем пол. Тепло в дом приходит с горячей водой в батареи. Все растения пьют воду и с ней получают нужные вещества, а также охлаждаются, испаряя воду через листья. Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах. Для роста растения расходуют очень много воды. Так, для выращивания 1кг картофеля расходуется 300 л воды. А человек - 9 частей из 10 - вода. Для организма человека вода имеет очень важное значение. Без пищи мы можем прожить несколько месяцев, а без воды не можем прожить и несколько дней. Взрослому человеку надо выпивать в день 2,5 л воды. 1 л жидкости поступает в организм с продуктами, которые употребляем в пищу. Ещё 1л мы выпиваем в течение дня. Это стакан воды минеральной, чая, кофе, тарелки супа, а 0,5 л воды организм человека вырабатывает самостоятельно, в процессе сгорания жиров. Какой же вывод мы можем сделать? Итог: Обобщение. Вода - самый нужный минерал (полезное ископаемое). Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибает вся жизнь. II. Вода в природе 1. Беседа Где вы в природе встречали воду? (в реках, озёрах, морях, родниках, колодцах, лужах, роса на траве, дождь, облака в небе, туман в воздухе, лёд на реках и в горах, снег, иней, гололёд, - всё это вода в природе. 2. Обобщение Вода есть всюду - в воздухе, на поверхности земли и под землей, в растениях, в животных, в человеке. Даже обычный камень в мельчайших трещинах содержит воду. Вода вездесуща и привычна. 3. Загадки Отгадайте загадки:
- Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (снег)
- Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь)
- Похож я с виду на горох, где я пройду - переполох. (град)
- Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)
- Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (туман)
ПАР ЖИДКОСТЬ ТВЁРДАЯ (смог, лёд) Вода легко переходит из одного состояния в два других. 5. Опыт И сейчас я вам покажу один из опытов, когда вода - жидкость переходит в пар. 6. Работа по учебнику Откройте учебник на странице 82. Давайте прочитаем его.
7. Физическая минутка (тихая музыка, глаза отдыхают)
8. Опыт №1
А сейчас мы с вами оказались в научной лаборатории. И будем делать опыты, чтобы установить свойства воды. Каков вкус соли? Сахара? Лимона? Лука? Воду можно назвать соленой, сладкой, кислой, горькой? Нет нельзя. Но может быть вода, которая стоит у вас на столе имеет какой-то вкус? Попробуйте. Вода безвкусна. 9. Опыт №2 Когда мы собираемся на обед, то можем определить чем нас будут кормить (по запаху). Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода? Понюхайте её. Вода ничем не пахнет. Она без запаха. 10. Опыт №3 Какого цвета вода? Сравните цвет воды с цветом разных полосок. Можно ли назвать воду синей, жёлтой, красной, зелёной. Как видите, она не окрашена ни в один из этих цветов. Значит, вода - бесцветна. 11.Опыт №4 Опустите ложку в стакан с водой. Я же опущу ложку в стакан с молоком. В какой жидкости ложка хорошо видна? О каком свойстве можно сказать на основании этого опыта? Вода прозрачна. 12. Опыт №5 Какова форма воды? В один стакан и пробирку налей воды. В другие формочку и стакан положи по шарику. Изменилась ли форма шарика, а воды? В стакане вода имеет форму стакана, а в пробирке - пробирки. Какой сделаем вывод? Вода не имеет формы, а приобретает форму предмета, в которой налита. 13. Опыт №6 Какой бывает вода, если вылить её из посуды? Вылейте немного воды на картонку. Что вы заметили? Наклоните, что произошло с водой? По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной - стекает под уклон. Перелейте воду из стакана в стакан. Как и в предыдущем опыте проявляется одно и то же свойство воды. Какое? Вода текуча. 14. Опыт №7 Бросьте в стакан водой щепотку сахара, соли. Что происходит? Вода - растворитель. 15. Беседа Что значит для человека эти свойства? 16. Обобщение. Страница 148 Люди придумали разную посуду, чтобы хранить воду дома, так как она растекается и не имеет своей формы. Представьте себе, если бы у воды были вкус и запах! Любая пища, которую мы готовим с применением воды, имела бы её вкус и запах. И мы бы никогда не ощутили вкус и аромат всеми нами любимой картошки, гречневой каши, хлеба. А уж разные сорта чая были бы просто не нужны. 17. Беседа А какая вода вкуснее? Дождевая, водопроводная, родниковая. Почему? Но вода безвкусна, так как вкус воды зависит от растворённых в воде веществ. Чем отличается минеральная вода от обычной - почему она так называется? Минеральная - корень «минерал» в слове даёт отгадку - в ней растворены определённые минералы. 18. Рассказ о пользе минеральной воды, об излечении болезней минеральной водой. Базедова болезнь (зоб) - развивается, когда в воде мало йода. Гастрит - повышенная кислотность - надо пить минеральную воду и растворённую в ней минералы - нейтрализуют лишнюю кислоту в желудке. До нас дошли сказки о мёртвой и живой воде. Скорее всего, эти сказки родились из жизни - люди давно знали о чудесных исцеляющих свойствах минеральных вод. IV. Итог урока. Что нового вы узнали? 1. Обобщение (работа с перфокартами). Что вам запомнилось? Ребята, а сейчас мы закрепим то, что мы сегодня узнали о свойствах воды, делая опыты, и поработаем с перфокартами. Укажите свойства воды. Вода может находиться в трёх состояниях, каких? 2. Выставление и комментирование оценок. Сегодня на уроке все были активны, хорошо работали, за урок я поставлю оценки… 3. Домашнее задание. Подготовить проект на тему «Охрана водоёма» (изобразить источники его загрязнения, придумать как охранять водоём, соблюдать его чистоту)
Сценка «Старик, старуха и рыбка» Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись Рыбке. Попроси у неё чистой водицы - наша-то совсем загрязнилась (полаёт старику кувшин). Ведущий. Пришёл старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила. Рыбка. Чего тебе надобно, старче? Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает. Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не даёт старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.
Рыбка берёт у старика кувшин, наливает чистой воды.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.
Старуха. Как мне приятно выпить чаю-
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.
Рыбка (обращаясь к залу и указывая на старуху).
Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуясь с чудесами! Учитель. Пройдёт немного времени, и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды. - Наполняя стакан, чтобы утолить жажду, становясь под душ, плавая в чистом озере, помните о беззащитной воде.
Сценка «Разноцветная речка»
Разноцветная речка. Алло!
Прозрачная речка. Алло!
Разноцветная речка. Кто у телефона?
Прозрачная речка. Речка Прозрачная. А ты кто? Разноцветная речка. Твоя подруга. Как у тебя дела? Прозрачная речка. Хорошо! Живу и радуюсь. Вода чистая-пречистая. Не зря меня речкой Прозрачной зовут. Дети купаются, рыбаки рыбу ловят, со мной разговаривают. А ты как поживаешь? Разноцветная речка. Плохо! Была я тоже речкой Прозрачной, да построили на моём берегу завод игрушек, две трубы проложили. Чистая вода поступает по одной трубе, а по другой трубе обратно выливается, но уже не чистая, а грязная. Стала я аллее мака. Прозрачная речка. Да, плохи твои дела! Разноцветная речка. Но я тебе ещё не всё рассказала. Ниже по течению ещё два завода построили: резиновой обуви и ситцевый. И стала я серо-буро-малиновой. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажды утолить, ни рыбы наловить. Остаётся только плакать. Теперь меня речкой Разноцветной зовут. Да разве обо всём расскажешь! Звонить дорого, лучше я тебе письмо напишу. Может быть, ты посоветуешь, как мне быть? До свидания! Прозрачная речка. До свидания!