Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Математика.

Класс: 1 класс.

Тема: Целое и части в предметной ситуации.

Цель: Сконструировать модели для обозначения «целое» и «части».

Задачи: Создать условия для восприятия понятия «целее» и «части». Установить соотношение между «целым» и его «частями».

  1. Вводно-мотивационный компонент.

1. Создание эмоционального настроя.

- Сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь. Я желаю вам успеха на уроке, а вы пожелайте мне.

На слайде рисунки ежа, зайца и вороны.

У. (показывая на рисунки): Какие гости к нам пожаловали. И все эти гости к нам явились не случайно. Она пришли из сказки Владимира Сутеева «Яблоко». Я вам эту сказку сейчас прочитаю. А вы должны будете ее перевести на язык математики. Итак, слушайте внимательно.

Яблоко.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на

верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

- Эй, Ворона! - крикнул Заяц.(учитель показывает на ворону на слайде) - Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не

удержала - упало оно вниз.

- Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно,

как живое, вдруг зашипело... и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который,

свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился

бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

- Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

- Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

- Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела. (Слайд №2)

- Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

И никто друг с другом согласиться не хочет. Такой шум подняли! И тут из леса вышел Медведь. (Слайд №3)

- Что за шум? О чем спорите?

Все звери обратились к Медведю:

- Ты, умный! Рассуди нас пожалуйста!

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь выслушал и говорит: «Все правы. И поэтому каждый из вас должен получить яблоко».

Звери говорят: «Как же так? Нас много, а яблоко одно!»

Медведь говорит:

У.: - Что же сказал Медведь? (Разделить яблоко)

- Да правильно.

Медведь сказал: «Разделите яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по

кусочку.

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Учитель показывает яблоко и делит его на 4 кусочка.

Одну часть отдал Вороне, вторую отдал Зайцу, третью часть Еж положил себе в рот, а четвертую отдал Медведю. Медведь удивился, говорит: «Мне-то за что?» - «А за то, что ты нас всех помирил!»

- В жизни вы умеете делить яблоко на кусочки. А как это сделать на уроке математики? Как это показать?

2. Постановка учебной задачи.

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? (Как показать деление яблока на уроке математики)

- А как нам зафиксировать эту проблему на схеме более точно? (Дети выдвигают свои версии. Рисуем на доске)

- Какая схема наиболее подходит к нашей теме? К нашей цели?

(Если затрудняются, то подключаю взрослых).

- Как вы думаете, какая схема наиболее подходит? Помогите нам, пожалуйста.

После сделанного выбора.

- Любая схема должна быть читаема. Прочитаем эту схему.

- Значит, мы должны учиться показать математическим языком деление яблока на кусочки.

II. Операционно-содержательный этап.

- Как вы можете показать это яблоко на языке математики?

- Величина в сказке какая была? (Яблоко)

- Правильно, величина - яблоко.

- Взяли листочек в клетку. Пропустили 4 клетки. Взяли в руки карандаши и линейки и нарисовали ту величину, которая была в сказке. Работа в парах.

Дети чертят отрезки. Вызвать ученика к доске, который уже закончил.

Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)

- Вот, вы согласны? (да)

- Что вы показали этим отрезком? (Целое яблоко)

- На этом чертеже покажите целое. (Варианты детей)

- А в математике показывают это целое так.

Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)

- Дольше, что Медведь предложил сделать зверятам? (Разделить это яблоко на 4 кусочка)

- Покажите это действие на отрезке.

Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)Сценарий урока по математике Целое и части в предметной ситуации (1 класс)

Что получили? Это что? (показываю на часть) (Часть)

- А как показать часть? (Дугой) Обозначить все части дугами.

- Хорошо. Давайте дадим обозначение каждой части. Назовем сначала целое. Как мы называем? (Буквой)

- Какой буквой назовем? (Варианты детей)

Все части и целое обозначены буквами.

- Хорошо. Скажите, какая у вас была величина? (Целая)

- Как мы ее назвали? (Называют букву)

- Правльно. А что же получилось, когда мы разделили яблоко? (Части)

- Назовите мне эти части. (называют буквы)

- Хорошо. Это 1 способ обозначения целого и частей.

- А как это можно по другому показать?

- Вот, у нас была сначала целая величина. (прикрепляю на доске яблоко). А потом что мы с ней сделали? ( Разделили на части). (Прикрепляю на доску рисунки частей яблока. Затем соединяю яблоко и части лучиками).

- Будьте добры, подпишите мне названия этих частей. (Четверо детей идут к доске и пишут возле каждой части ее название - каждый по одной).

- Хорошо. А эту предметную картинку, кто сможет зафиксировать с помощью другой схемы. Подумайте.

Если дети затрудняются:

- Что будет, если я уберу эти части? (Снимаю рисунки)

- Кто мне скажет, на что похоже то, что получилось на доске? ( надругую схему)

- Но эта схема отличается от той, что мы уже умеем составлять? Чем она отличается? (Она с лучиками)

- Да правильно. Эта схема состоит из отрезков, а эта состоит из лучиков. ( показывает)

- Это 2 способ обозначения целого и части.

III. Операционно-содержательный этап.

- Какую задачу мы ставили на уроке?

- Как показать деление яблока на уроках математики? (ответы детей)

- Хорошо. Теперь вы можете.

Беру полоску бумаги. Делю ее на 3 части.

- Я разделила полоску на 3 части. Покажите это 2-мя способами. Возьмите карандаши и линейки и на листочках бумаги покажите это 2-мя способами. (отрезки и с пом. Лучиков)

- Молодцы!

© 2010-2022