• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект открытого урока во 2 классе Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Заключительный урок литературного чтения

Конспект открытого урока во 2 классе Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Заключительный урок литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №9


Конспект открытого урока во 2 классе Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Заключительный урок литературного чтения



Конспект открытого урока во 2 классе

Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Заключительный урок литературного чтения

Разработала: Ябурова Татьяна Альбертовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







Урок проведен в рамках методической недели

учителей начальных классов



Березники, 2014 г.

Цели урока:

Обучающие:

  • определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

  • выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия;

  • совершенствование умений анализировать литературное произведение.

Развивающие:

  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;

  • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;

  • развивать навык выразительного чтения по ролям.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Творческие работы, подготовленные к уроку:

Костюмы героев произведения. Инсценирование отрывка.

Оборудование:

  1. Учебник "Маленькая дверь в большой мир", авт. Р.Н. Бунеев, Е.В, Бунеева.

  2. Тетрадь по чтению.

  3. Книга А.К. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

  4. 30 ключей-вопросов;

  5. Презентация в PowerPoint.

1. Активизация познавательной деятельности, этап рефлексии.

Отгадайте загадку:

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...
(Буратино)

2. Целеполагание.

- Кто написал сказку про Буратино?

(Алексей Николаевич Толстой, портрет.)

- Назовите точное название сказки.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

- Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»?

(Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история

деревянной куклы», портрет)

- Почему Толстой назвал своего главного героя Буратино?

(Буратино - в переводе с итальянского

«деревянная кукла»)

- Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже…

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной книге.

3. Разгадывание кроссворда. ( Презентация!).

  1. Кто сам того не желая, помог Буратино пробраться незамеченным в харчевню, где беседовали Карабас Барабас и Дуремар?

  2. Вещь, которую пришлось продать папе Карло, чтобы купить Буратино «Азбуку».

  3. Что, по словам лисы Алисы, должно было вырасти из золотых монет на Поле Чудес?

  4. Кто причёсывал Мальвину?

  5. Народный знахарь, лечивший Буратино.

  6. Тот, кому Буратино не хотел отдавать яблоко.

  7. Оружие разбойницы лисы Алисы.

  8. Монетки, на которые Буратино купил билет в кукольный театр Карабаса Барабаса.

  9. Оружие разбойника кота Базилио.

  10. Предмет, в который Буратино спрятался в харчевне.

  11. Что у Артемона на передней лапе?

  12. Что пил Буратино из носика кофейника в гостях у Мальвины?

  13. Название театра, который открыли сами куклы.

  14. Лакомство, которое хотел купить Буратино.

4. Исследование характеров положительных героев.

Выступления детей. Защита своего костюма. Рассказ о герое.

Инсценирование отрывка из произведения.

Сценка учебы Буратино и Мальвины.

Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока.

Буратино. Врете, ни одного.

Мальвина. А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два!

Мальвина. (изумленно) Почему?

Буратино. Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!

Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.

Буратино. А как это?

Мальвина. Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали?

Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Буратино. Нет, я поставил кляксу на бумагу….

Мальвина. Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

- Как вы считаете, что значит «воспитанный человек»?

- Был ли Буратино положительным героем?

- Хотелось бы вам иметь такого друга?

- Назовите отрицательные качества характера у Буратино.

- Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.

- Найдите и прочитайте какие чувства испытывал Буратино после завтрака.

- Не хочет учиться Почему? Найдите и прочитайте.

-Описывая злоключения Буратино, попавшего в гости к Мальвине, Толстой несколько раз менял текст. Только в третьем варианте писатель вставил фразу о том, как Буратино наблюдал свободную беготню Артемона .

Найдите эту фразу и прочитайте так, чтобы стало понятно, какие чувства испытывает Буратино.

- Как вы думаете, а какое самое главное положительное качество характера у Буратино? (настоящий друг).

- Докажите примерами из произведения.

- Достоин ли Буратино остаться в мире Добра?

- А какие черты характера Буратино вы находите у себя?

- Буратино - настоящий друг, и он в мир Добра зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из театра Карабаса Барабаса . Кто же это? (Мальвина).

- Как вы думаете, а какая Мальвина по характеру? Найдите положительные качества её характера.

- Отчего же зарыдала Мальвина, найдите и прочитайте.

- Согласны вы с Мальвиной? Почему?

- Подтвердите словами из текста, что для Буратино это был первый урок?

- Что вы посоветуете Мальвине?

- Достойна ли Мальвина отправиться в мир Добра?

- Кого ещё из героев мы поселим в мире Добра и почему? (Рассуждение детей : Артемона, Пьеро, папу Карло, Тортилу).

- Как мы назовём всех этих героев?

- Как автор относится к своим героям?

5. Исследование характеров отрицательных героев.

- Кого вы считаете отрицательными героями сказки?

- Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты характера.

- Оживите картинку на с.149.

- Определите самое подходящее качество характера каждому из героев

  1. Карабас-Барабас - жестокость

  2. Дуремар - глупость

  3. Лиса Алиса - хитрость

  4. Кот Базилио - жадность

- Найдите и прочитайте стишки, которые сочинил Пьеро про этих героев.

- Как относится автор к этим героям? Жалеет их? Почему?

- Куда мы отправим этих героев?

-Давайте приоткроем дверь в мир зла и отправим туда этих отрицательных героев.

6. Обобщение.

Узнай героя по фразам:

  1. «Не ешьте руками. Для этого есть ложки и вилки». (Мальвина.)

  2. «Умненький, благоразумненький Буратино». (Лиса Алиса.)

  3. «Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте спокойны!» (Мальвина.)

  4. «Открой тайну, несчастный, открой тайну». (Буратино.)

  5. «Ставь кувшин на стол - мы будем кидать туда кости». (Карабас Барабас.)

- В сказке есть ещё один герой, из-за которого началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик).

- Для чего нужен был ключик Карабасу-Барабасу?

- С какой целью искал ключик Буратино?

- Одинаковые ли цели у этих героев?

- Почему же ключик достался Буратино и его друзьям?

- Ключиком всегда что-то открывают. Что для себя открыл Буратино? А вы?

- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?

- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?

Рефлексия.

Домашнее задание. Нарисовать рисунки по сказке.



© 2010-2022