Общее понятие о падежах имен существительных. Масленица

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа д. Казинка


Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс (программа 1-4).

УМК «Школа России»

Тема урока: Общее понятие падежах имен существительных.

Этнокультурная тема: Обычаи русского народа. Праздник Масленица.

Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; видеофильм; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс» 2 часть; индивидуальные задания по русскому языку (разработанные учителем); карточки.

Общее понятие о падежах имен существительных. Масленица.


Дорохина Ирина Борисовна

учитель начальных классов

2015 год


Интегрированный урок. 3 класс

Тема: Общее понятие падежах имен существительных.. Масленица. Цели урока: формирование навыков грамотного осознанного письма.

Задачи урока (УУД): Образовательные: расширить знания учащихся о падежаих; их роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи. Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, математика, литературное чтение; воспитание уважения к традициям русского народа и культуру общения. Планируемые результаты: развитие умения правильно склонять имена существительные; Ожидаемый результат: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Оборудование: видеопрезентация; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс» 2 часть; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; алфавит; словарь.

Контингент участников: учащиеся 3-го класса.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов действий / решение частной задачи.





.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

У нас сегодня в классе присутствуют гости, и мы, как гостеприимные хозяева, должны уделить им внимание.
Ученица: Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Ученик: Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Ученица: Поручено нам Вас сегодня встречать. И знаниями нашими вас покорять.
Учитель: Так что же, ребята, начнём наш урок, Улыбнитесь друг другу, за дело, дружок! -Я желаю вам успешной работы на уроке и приятного общения. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Контроль правильной осанки:
Руки? - НА МЕСТЕ!
Ноги? - НА МЕСТЕ!
Локти? - У КРАЯ!
Спина? - ПРЯМАЯ!

2. Чистописание.

Работа с алфавитом.

-Предлагаю поиграть. Запишите заглавную и строчную буквы соответствующие числам: 14, 1, 19, 13, 6, 15, 10, 24, 1.

Мм Аа Сс Лл Ее Нн Ии Цц Аа

Общее понятие о падежах имен существительных. Масленица.

Какое слово у вас получилось? (Масленица).

- Правильно, это Масленица.

Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.

- Запись слова в тетради. Название праздника запишем с заглавной буквы.

Праздник Масленицу в этом году мы будем отмечать с 16 по 22 февраля. Масленица - это проводы зимы, встреча весны.

- Давайте разберем слово по составу.

3. Актуализация знаний учащихся. Определение учащимися этнокультурной и лингвистической тем урока. - В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть старинная русская пословица.

Прочитайте пословицу:

В каком народе живёшь, того и обычаев держись.

В. И. Даль

- Как понимаете пословицу? Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? - На уроке будем говорить об обычаях русского народа, а заодно будем применять ваши знания в правильном употреблении и определении падежей имен существительных.

Работа с толковым словарём:

В пословице встретилось слово обычай. Определим лексическое значение этого слова с помощью «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

В словаре даётся следующее толкование слова обычай: обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

4. Словарная работа.

Задание. Вставьте в слова пропущенные буквы.

П… н…дельник, вторн…к, ср..да, ч..тверг, пятн..ца, су(б, бб)ота, в..скр..сенье.

Эти слова помещены в орфографическом словарике в вашем учебнике (с. 148-149). Проверьте правильность написания слов.

Проверка. Слайд.

- Кто написал все слова правильно? Кто допустил ошибки?

- Назовите эти понятия одним словом. (Дни недели)

Масленицу праздновали целую неделю, причём каждый день Масленицы имел своё название, сопровождался определёнными действиями, правилами поведения.

- Ребята, кто из вас заметил, какое слово пропущено? (Среда)

- Да, верно и это новое словарное слово.

Как мы напишем слово среда?

Отвечу на этот вопрос без труда.

Это известно и мне и тебе:

В слове среда пишем гласную е.

- Запишем слово на новой строчке.

Среда - 2 сл., 5 б., 5 зв. [с р' и д а]

- Подберем к данному слову однокоренные слова. (Среда, средина, средний)

- Выпиши из толкового словаря русского языка значение слова среда. (Третий день недели)

- Составь из слов предложение, запиши его, подчеркни главные члены.

в, мы, среду, смотрели, о, интересную, космонавтике, передачу

(В среду мы смотрели интересную передачу о космонавтике)

- Сейчас ребята, у которых на парте лежат солнышки, побывают в роли артистов. Прочитайте текст на жёлтой карточке про себя.

Инсценировка.

Ребята, на парте у которых лежат карточки жёлтого цвета, я попрошу вас выйти и представить каждый день масленичной недели.

- Я - понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.

- Я - вторник, называют меня «заигрыш», потому что игры начинаю, песни и пляски под гармошку.

- Я - среда, называют меня «лакомкой», потому что угощаю блинами, очень много сладостей ем.

Я - четверг, называют меня «разгуляем», потому что я самый весёлый день.

Я - пятница, называют меня «тёщины вечёрки», потому что мой папа угощает блинами бабушку.

Я - суббота, называют меня «золовкины посиделки», потому что папины сёстры приходят к маме в гости, дарят подарки, играют в игры, долго сидят и беседуют.

Я - воскресенье, «прощёный день», потому что все мои знакомые друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдёт солнце в гневе вашем. Простите меня!»

5. Работа по теме урока. - Русский народ гордится своими старинными обычаями. Особенно ярко они демонстрировались при проведении русских народных праздников.

- Отгадав загадку, вы узнаете, какой предмет является символом этого праздника.

Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают. (блин) - К какой части речи относится данное слово? (Имя существительное) - Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Дополнения учителя: имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи. - Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет. (Слайд 4) - На какие 2 группы можно разделить все имена существительные? (Одушевленные - КТО? неодушевленные - ЧТО?) - Куда мы поместим признак "Одушевленные - неодушевленные"? (В постоянные признаки)

- Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные)

- Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках)

- Разместим признак "нарицательные и собственные" в таблицу.

- На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)

Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

Я запомню род мужской

И опять скажу: "Он - мой".

Средний род: "Оно - моё" -

Это правило - твое!

- Существительное "блин" будет какого рода? (Мужского)

- Какой это грамматический признак: постоянный или нет? (Постоянный)

- Заносим в табличку "Женский, мужской, средний род" в постоянные признаки.

- Слева - все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу "существительные БЫВАЮТ".

- Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (По числам)

- Какой это признак имени существительного? (Непостоянный)

Разместить в табличке справа.

- Ребята, а что еще мы можем сделать с данным именем существительным? (Изменить по падежам или просклонять) Изменение по вопросам.

- Скажите, сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Давайте просклоняем слово "блин".

Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока. Работа с текстом Масленица- объеденье! Напечем блины с утра. К ним - сметана и варенье И, конечно же,… (Икра)

В масленично воскресенье Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: … (Бог простит!) Склонение слова - икра. - Выполнив задания с текстом, мы узнаем об обрядовых действиях праздника Масленицы, связанных с блинами. Дифференцированная работа: Все учащиеся: Познакомьтесь с текстом (текст напечатан на листочках). - К какой части речи относятся пропущенные слова? Определите их падеж. Главную роль в Масленице играют … . Блин похож на весеннее … . Такой же круглый, румяный, горячий. В старину блины пеклись всю масленичную … . Каждая … имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Задание. Дополните текст, пользуйтесь словами для справок: солнышко, блины, хозяйка, неделю.

Работа в парах (листочки синего цвета) Замените выделенные слова словами, противоположными по смыслу, запишите предложение на листочке. Обычно блины пеклись из гречневой и пшеничной муки. С понедельника до четверга выпекали маленькие, тонкие блины, а с четверга до воскресенья - тяжёлые блины на яйцах и молоке. К блинам подавались разные приправы: сметана, яйца, икра. Проверка: - чтение 1 части текста; - чтение 2 части. Слайд. Прочитайте текст целиком. - О чём узнали из текста? - На что похож блин? Почему? - Что такое текст? Что ещё знаете о тексте. - Какова тема текста? Определите тип текста? - На что указывает заголовок текста? (Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте.) - Выберите подходящий заголовок к тексту: Весеннее солнышко. Блины - символ Масленицы. Вкусные блины. Работа по учебнику. Определение падежей имен существительных в словосочетаниях Упр. 67 с. 38

7. Рефлексия. - Понравился вам наш сегодняшний урок? - Что особенно понравилось? - Я предлагаю вам показать ту фигурку у вас на столе, цвет которой соответствует вашему чувству от урока. • Сегодня на уроке я научился… • Мне было интересно.. • Мне было трудно… • Я понял, что… • Я почувствовал, что… • Больше всего мне понравилось… • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Всем спасибо за вниманье, За упорство, звонкий смех, За азарт нового знания, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья. Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья, Интересных новых встреч!»
















© 2010-2022