Урок круглый стол Нюрбергский процесс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Единый урок«Суд народов приговаривает…»

«Нюрнбергский процесс» Цель: воспитание у обучающихся любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества. Задачи:1. Расширить кругозор школьников, использовать разные источники информации, а также возможность глубже и убедительнее раскрыть исторический материал.2. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. 3. Развивать память, работать над дикцией, компьютерной грамотностью. Форма проведения: Урок проводится в форме круглого стола. Урок - круглый стол, использование компьютерных технологий. Оборудование: Карточки для учащихся, таблички с именами гитлеровских преступников; презентация - слайды, запечатлевшие злодеяния гитлеровцев в годы Второй мировой войны; флажки СССР, США, Великобритании, Франции. Предварительная подготовка: Учащиеся разучивают и исполняют роли членов суда, представителей обвинения, свидетелей защиты, членов секретариата. Столы расставлены в форме круга. С одной стороны сидят «члены трибунала», на столе стоят флажки СССР, США, Великобритании, Франции. Напротив - «члены секретариата» (по ходу заседания они зачитывают исторические справки); по сторонам от членов трибунала сидят «представители обвинения» и «свидетели защиты», рядом с ними стол, имитирующий «скамью подсудимых», на котором стоят таблички с именами фашистских преступников. Ход занятия. Учитель: 9 мая - светлый, радостный праздник. Шестьдесят с лишним лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Ученик 1: (Слайд 1) Он пришел широким, твердым шагом, День, когда утих последний гром, День, когда над взорванным рейхстагом Стяг победы полыхнул огнем. Тех событий вестник непременный, Майский ветер обежал страну И швырнул на каждую антенну Радостную радиоволну. Ученик 2: (Слайд 2) И, в домах не в силах оставаться От таких волнующих вестей, Люди выходили обниматься На просторы гулких площадей. Что-то пели, плакали, кричали, Незнакомый сразу близким стал Всех военных не щадя качали: Всё равно, солдат иль генерал! Вот она, высокая минута: Музыка, букеты свежих роз… И в огнях победного салюта Искорки людских счастливых слёз… (Э.Асадов «День Победы) (Слайд 3) Учитель: Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам, маршалам мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная слава им! Памяти наших прадедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов посвящается это занятие. Песня «Хотят ли русские войны» Ученик 3: Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа настолько беспримерен, насколько память непреходяща. (Слайд 4) Ученик 4: Люди! Покуда сердца стучатся,- Помните! Какою ценой завоевано счастье,- Пожалуйста, помните! Не плачьте! Через года, через века - помните! О тех, кто уже не придет никогда,- Помните! Учитель: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашисткой Германией. (Слайд 5) Учитель: Но впереди был процесс, который осудил и приговорил главных преступников, злодеяния которых были раскрыты всему миру, о преступлениях фашистских нацистов узнал весь мир. Сегодняшнее занятие мы посвятим Нюрнбергскому процессу, историческому событию, вошедшему в мировую историю под названием «Суд народов». (Слайд 6) Ученик 1: 40 томов стенограмм, 16 тысяч страниц, десятки тысячи фотографий и километры кинопленок. Каждое слово, произнесенное на суде, фиксировалось. Все это - свидетельства страшных злодеяний гитлеровских преступников. Сегодня мы с вами станем участниками символического суда над нацистскими главарями. Представим, что происходило во Дворце юстиции города Нюрнберга с ноября 1945 по октябрь 1946гг. (Слайд 7) Учитель: 20 ноября 1945г. Зал суда с наглухо зашторенными окнами освещен искусственным светом. На возвышении под флагами четырех союзных держав (СССР, США, Великобритании и Франции) места для членов Международного военного трибунала, напротив - адвокаты, справа столы представителей обвинения. (Слайд 8) Учитель: На двух скамьях - подсудимые, обвиняемые в чудовищных злодеяниях, приведшие к гибели десятков миллионов людей. В Нюрнбергском Дворце юстиции оказалась почти все фашистские главари за исключением Гитлера, Гиммлера и Геббельса, покончивших жизнь самоубийством; разбитого параличом Круппа, исчезнувшего и судимого заочно Бормана и Лея, повесившегося в тюрьме после ознакомления с обвинительным заключением. (Слайд 9) Председатель суда: Слово предоставляется свидетелям обвинения. 1-й свидетель: В Международном праве не существует закона, устанавливающего наказание глав государств за ведение агрессивных войн. 2-й свидетель: Они невиновны. Вспомним Наполеона, который в течение 15 лет совершал агрессии против народов и стран, но он не был, судим. Кайзер Вильгельм II, он хоть и был обвинён в развязывании Первой мировой войны, но не был судим. 3-й свидетель: Главные преступники - Гитлер, Гиммлер и Геббельс. Другие солдаты и офицеры - невиновны, так как они выполняли приказы. (Слайд 10, 11) Член секретариата: Все обвиняемые на Нюрнбергском процессе пользовались такими процессуальными гарантиями, такими возможностями защиты, которые никогда не существовали не только в странах третьего рейха, но которых не знала юстиция западных стран. Были удовлетворены ходатайства о вызове в суд 61 свидетеля защиты. Адвокаты потребовали отложить суд, утверждая, что нет такого закона, согласно которому можно привлекать к уголовной ответственности за ведение агрессивной войны. Однако трибунал дал решительный отпор попыткам сорвать процесс над преступниками. Председатель суда. Слово предоставляется свидетелям обвинения. (Слайд 12) Герман Вильгельм Геринг - рейхсмаршал, главнокомандующий военно - воздушными силами Германии, ближайший помощник Гитлера, «человек № 2», как величали его в рейхе. Именно он был официально объявлен первым преемником Гитлера, он был организатором штурмовых отрядов и гестапо, создателем первых концлагерей. С именем Геринга связано истребление еврейского населения. Он был самым активным после Гитлера подстрекателем к агрессивным войнам с целью завоевания мирового господства, идеологом и создателем программы уничтожения целых народов, ограбления оккупированных стран, использования рабского труда военнопленных и насильственно угнанных из других стран в Германию людей. Геринг причастен к подготовке нацистами бактериологической войны и массовым изуверским опытам над людьми. (Слайд 13) Рудольф Гесс - заместитель Гитлера по руководству нацистской партией, обергруппенфюрер СС и СА (штурмовых и охранных отрядов), непосредственный организатор агрессии против Австрии, Чехословакии и Польши. Он был объявлен следующим после Геринга преемником Гитлера. Гессом были подписаны такие человеконенавистнические документы, как «об охране чести и совести», указы о лишении евреев права голоса и работы в общественных учреждениях. Именно он является инициатором создания особых законов для поляков и евреев на оккупированных землях. В 1941г. он вылетел в Англию с целью организации совместных действий против СССР. Там он был интернирован (задержан) до конца войны. Иоахим фон Риббентроп - министр иностранных дел третьего рейха, один из самых активных организаторов подготовки и ведения агрессивных войн. Вместе с ближайшими приспешниками Гитлера Риббентроп разрабатывал планы колонизации оккупированных стран, ограбления, порабощения и массового истребления их граждан, активно участвовал в осуществлении этих планов на практике. По его указанию был создан «батальон особого назначения», который, следуя за передовыми частями вермахта, грабил музеи и библиотеки оккупированных территорий. Вильгельм Кейтель - генерал-фельдмаршал, ближайший военный советник, единомышленник и соратник Гитлера. Его руками приводилась в движение вся военная машина третьего рейха. Эрнст Кальтенбруннер - начальник полиции безопасности, обергруппенфюрер СС, палач и правая рука Гиммлера. Это ему подчинялись гестапо и германская политическая разведка. Он ведал охраной концлагерей, руководил командами, осуществлявшими убийства людей в душегубках, пытками, массовыми казнями мирного населения. (Слайд 14) Альфред Йодль - генерал-полковник, заместитель Кейтеля и один из ближайших советников Гитлера. Всё, что связано с подготовкой и осуществлением агрессивных планов фашистской Германии, неразрывно связано с его именем. Под планом «Барбаросса» (планом нападения на Советский Союз) наряду с подписями Гитлера и Кейтеля стоит подпись и Йодля. Юлиус Штрейхер - один из создателей и руководителей нацистской партии, идеолог антисемитизма, «юдофоб № 1», как он сам себя называл, организатор еврейских погромов. Призывая к физическому уничтожению всех евреев, он писал: «...Только тогда, когда мировое еврейство будет уничтожено, эта проблема будет решена». Ганс Франк - рейхслейтер фашистской партии по правовым вопросам, президент академии германского права, генерал-губернатор оккупированных польских территорий, превративший их в сплошной концлагерь. Он систематически и планомерно насаждал там голод и нищету, террор и бесправие, санкционировал массовое уничтожение еврейского и польского населения. (Слайд 15) Вильгельм Фрик - имперский министр внутренних дел, рейхслейтер, член совета министров по обороне империи, генеральный уполномоченный по вопросам администрации, ведавший подготовкой тыла к войне. В течение ряда лет в его подчинении находилось гестапо, а также другие полицейские службы «рейха». Яльмар Шахт - президент рейхсбанка, министр экономики, уполномоченный по вопросам военной экономики. Именно он помог германским монополистам обеспечить приход Гитлера к власти. Шахт - создатель военной промышленности, финансист кровопролитных войн. Вальтер Функ - имперский министр экономики, президент Рейхсбанка, один из главных экономических советников Гитлера. Продолжая дело Шахта, он поставил на службу агрессивным планам гитлеровцев всю экономику Германии, а затем и экономику оккупированных стран. (Слайд 16) Карл Денниц - гросс-адмирал, командующий подводным флотом, с 1943г. главнокомандующий военно-морскими силами Германии; после самоубийства Гитлера его преемник на посту главы государства. Эрих Редер - гросс-адмирал, принимал активное участие в планировании, подготовке и ведении агрессивных войн фашистской Германии. Идея вторжения в Норвегию была выдвинута именно Редером, он же призывал к оккупации Греции. Бальдур фон Ширах - организатор и руководитель молодёжной организации «гитлерюгенд», имперский наместник и гауляйтер Вены. В течение полутора десятков лет он растлевал германскую молодёжь ядом расизма и милитаризма, внедряя в сознание юношей и девушек человеконенавистнические идеи. Фриц Заукель - обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы. С его именем связана одна из мрачных страниц фашизма - массовый угон людей из оккупированных стран для использования в качестве рабочей силы на германских предприятиях и фермах. Франц фон Папен - один из активных организаторов захвата власти фашистами, вице-канцлер в первом кабинете Гитлера. Являясь лидером католической партии, Папен стремился обеспечить гитлеровскому режиму поддержку Ватикана. Будучи послом в Турции в 1939-1945 гг., он руководил шпионской деятельностью и организацией всякого рода провокаций. Артур Зейсс-Инкварт - один из руководителей фашистской партии. Он помогал Гитлеру осуществлять аншлюс, т.е. захват Австрии, а во время войны санкционировал массовый террор в отношении польского и голландского народов. Альберт Шпеер - соратник и фаворит Гитлера, имперский министр вооружений и боеприпасов, начальник широко разветвлённой военно-строительной организации «Тодт». Именно он во время войны возглавлял всё военное строительство и военное производство фашистской Германии. Константин фон Нейрат - имперский министр иностранных дел в чине генерала СС, председатель тайного совета, член совета министров по обороне империи. Прусский аристократ, дипломат старой школы, именно он помогал Гитлеру делать первые шаги в его агрессивной политике. В качестве протектора Богемии и Моравии он в течение четырёх с половиной лет насаждал в Чехословакии режим кровавого террора - так называемый «новый порядок». Ганс Фриче - ближайший сотрудник Геббельса, начальник отдела внутренней прессы министерства пропаганды, затем руководитель радиовещания. Своими выступлениями он культивировал в немцах чувство ненависти к другим народам, добивался, чтобы его соотечественники безропотно следовали за нацистской партией. Его личная ответственность за политическое и моральное растление германского народа велика. (Слайд 17) Член секретариата: 20 ноября 1945г. был оглашён обвинительный акт, а на следующий день каждому подсудимому был задан вопрос, признаёт ли он себя виновным. Ответы были стандартные: «Не признаю себя виновным» - так ответили Кейтель, Франк, Функ, Редер и другие. Геринг, Риббентроп, Розенберг, Шпеер уточнили: «Не признаю себя виновным в том смысле, как мне предъявлено обвинение». И лишь Гесс внёс некоторое разнообразие, заявив: «Нет. Я признаю себя виновным перед Богом».

(Слайд 18)

Стихотворение Мусса Джалиля «Варварство»

Учитель:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей... Член секретариата: Обвинение на данном процессе предоставило огромное количество доказательств. Стенограммы совещаний у Гитлера, приказы главного командования вермахта, различные инструкции, тысячи других документов легли на стол Международного военного трибунала. Демонстрировались также фильмы, смонтированные из подлинных кадров фашистской кинохроники. (Слайд 19 - фильм 1) Концлагерь Освенцим: нескончаемые вереницы из тысяч и тысяч узников, направляемых в газовые камеры. Заключённых избивают, травят собаками... (Слайд 20 - фильм 2) Учитель. На последнем, 403-м заседании 1 октября 1946г. председателем трибунала был объявлен приговор. (Слайд 21) Председатель суда: Приговорить к смертной казни через повешение -Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Йодля, а также Бормана (заочно). К пожизненному заключению приговорить: Гесса, Функа, Редера. Приговорить: Деница - к 10 годам, Нейрата - к 15 годам, Шираха - к 20 годам, Шпеера - к 20 годам тюремного заключения. Большинством голосов оправданы: Шахт, Папен, Фриче. Член секретариата: Ходатайства осуждённых о помиловании были отклонены. В ночь на 16 октября 1946г. на территории Нюрнбергской каторжной тюрьмы приговор был приведён в исполнение. Герман Геринг за 2,5 часа до казни принял цианистый калий. Трупы казнённых фашистских главарей были перевезены в Мюнхен, сожжены, и прах развеяли в горах Баварии. Оставшихся преступники, приговоренные к тюремному заключению были перевезены в тюрьму Шпандау, где содержались под охраной солдат четырёх союзных держав. (Слайд 22) Звучит песня: « Бухенвальдский набат». (Слайд 23) Минута молчания. Ученик: Помните! Через века, через года - помните! О тех, кто уже не придет никогда,- Помните! Какою ценой завоевано счастье,- заклинаю,- Помните!



© 2010-2022