Рабочая программа кружка Истоки в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Елегинская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области.

Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.

Протокол № 16 Председатель профсоюзной организации Директор школы_________/С.А.Байкова/

От 25.08.2014 г. ____________/О.В.Тугаринова/ Приказ № 31 от 25.08.2014 г.



Рабочая программа

кружка «Истоки. » для 1 класса

на 2014-2015 учебный год

  1. час в неделю (всего 34 часа)

Срок реализации программы: 1 год





Составитель: Тугаринова Ольга Викторовна, учитель предмета «Истоки»



Елегино

2014 год


Пояснительная записка
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина. «Истоки» - уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого - научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Направление развитие личности: духовно-нравственное. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи - создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи: - подвести учащихся к пониманию сути Истоков; - развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного); - развивать образное и логическое мышление; - формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества. - ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и вели кой литературы. В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Возраст детей: с 7 лет. Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут
Формы работы: - теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)); - практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности. Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Содержание программы
Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе, рассчитана на 34 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА». Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение. Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл. Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта. Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным - «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы. Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков - «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги. Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
Главными целями курса в 1-м классе являются:
- освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
- развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях: межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель); ценностные отношения (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний: изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения); изменения в поведении - соответствие принятым нормам культуры; обогащение мира переживаний - способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Учебно- тематический план.

Тема
Количество часов
1 Мир 10 2 Слово 10 3 Образ 7 4 Книга 7


Тематическое планирование занятий (34 часа)

Тема
Содержание
Основные понятия.

Мир 1 Введение в предмет. Солнышко, мама и папа. Знакомство с «Азбукой Истоков» Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность 2 Мир и лад. (Поле, школа, семья)
Что объединяет поле, школу и семью? Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Смысл и значение слова Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод. 3 Истоки и школа.
Что обозначает слово? Общее и конкретное значение слов. Слово - образ. Слово - символ. Слово - имя. Имена родителей и друзей. Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.. 4 Дар (Рождество) Праздничное слово. Слово - поздравление. Слово - приветствие. Слово - прославление. Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник. 5 Истоки и радуга.
Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков. 6 Сказки А.С.Пушкина.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. 7. Родной край.
Имя края. В какой стране мы живее? Названия городов, сёл, рек, гор родного края. Происхождение названий.
Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

8 Святыни России. Щит и герб. (Святой Георгий Победоносец)
Героические слова. Слова верности. Слова - действия. Что значит «Ищу мира» Как это делать? Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. 9 Святыни России. Илья Муромец. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. 10 Обобщающий урок Что более всего запомнилось из пройденного содержания? Добрая память. Память сердца

Слово. 11 Слово Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. 12 Весна и слово Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. 13 Золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Почему «Верная тропа узка»? Чтение - труд души. Трудные упражнения. Золотое сердечко. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. Талант. 14 Серебряное копытце.
Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. Добро. Доброе Слово. Доброе дело. 15 Честное слово. Добрыня Никитич. Слово - наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг. 16. Слово о родителях Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. 17 Святое Слово. Алёша Попович. Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь. 18 Чаша жизни. Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Жизнь. Любовь. Добрые дела. 19 Обобщающий урок (Внимание) Наиболее увлекательные минуты на занятиях «Истоки» Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаём от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. Внимание. Кмение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учёбе. Заботливость. Сердечное внимание. 20 Экскурсионно - тематический урок.

Образ. 21 Родник Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
22 Образ Родины. Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. Ангел-хранитель русского народа. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. 23 Образ защитника Отечества. Ангел-хранитель русского народа. Защитник Отечества. Солнце Земли русской - святой Александр Невский. Подвиг. 24 Образ праздника Праздники на Руси
Образ праздника. Великая победа. Святая память. 25 Светлый образ Чудотворная икона. Богородица. Заступница. 26 Обобщающий урок (Мышление) Как курс «Истоков» помогает нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учёбы? Что значит чистые мысли? Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли.

27

Экскурсионно - тематический урок

Книга. 28 Книга Разнообразие книг. О чём рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.
29-30 Книга книг. Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. Свет учения. Заповеди Божьи. Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. 31 Живое слово книги. Книга - культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. 32 Первая книга. Мир книги. Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребёнком. Создание первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. 33 Духовное общение Душевный отклик. Сопереживание. Созидание. 34 Итоговый обобщающий урок. Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит говорить от чистого сердца? Чистое сердце. Чистая речь.
Ожидаемые результаты: - формирование системы духовно-нравственных ценностей; - развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; - приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; - умение вести продуктивный диалог и сотрудничать; - расширение кругозора и словарного запаса. - освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество. В процессе освоения программы предусмотрена система контроля над знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Методические пособия
№ Автор, издание 1 Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие 2 Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина 3 О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка

Список литературы.
1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с. 2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с. 3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с. 4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с. 5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с. 6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с. 7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997. 8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997. 9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.

Материально - техническое обеспечение Ноутбук - 1. Мультимедийный проектор - 1 Экран - 1. Демонстрационная доска с магнитным креплением - 1 Видеомагнитофон - 1 Аудиомагнитофон - 1 Цифровая фотокамера - 1 Цифровая видеокамера - 1

© 2010-2022