Рабочая программы по русскому языку для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В. Г., Бойкиной М. В. и др. , которая создана на основе Примерной Министерской программы для 1 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, М: «Просвещение» 2011 г. Обоснование выбора УМК: Для введения ФГОС выбран УМК «Школа России», который представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы.

Цели данной программы: В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»: формирование у первоклассников умения учиться; формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма; формирование наглядно-образного и логического мышления учащихся; формирование личностного смысла учения и развитие учебной мотивации.

Общая характеристика организации учебного процесса

Технологии, используемые в образовательном процессе

1. Личностно-ориентированные технологии;

2. Дифференцированное обучение;

3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся;

4. Технологии традиционного обучения;

5. Технология игрового обучения;

6. Здоровьесберегающая образовательная технология и обеспечение безопасности жизнедеятельности;

7. Проектные методы обучения.

Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-организованное осмысление материала, частично-поисковый, исследовательский метод.
Средства: дидактический материал, игры.

Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования в первом классе на изучение русского языка отводится 50 часов (10 учебных недель, 5 ч в неделю).

Формы и нормы оценивания Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется. Условные обозначения: Р.р. - уроки развития речи.

Планируемые результаты изучения курса Личностные 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во пров-ых работ

Оборудование

1 Наша речь

2



1 Наша речь.

1


На доске - кроссворд, картинки: «девочка поёт в микрофон, «зрители в зрительном зале», «дедушка читает газету», «учительница пишет на доске», карточки с названиями видов речи «слушание», «говорение», «чтение», «письмо», «речь про себя»; ПК, мультимедиа, экран, Электронное приложение к учебнику.

2 Устная и письменная речь.

1


Карточки с названием видов речи; ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику; магнитофон, аудиозаписи на русском и иностранном языках.

2 Текст, предложение, диалог

3



3 Текст и предложение.

1


Каски героев сказки «Колобок»: Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Колобок; карточки с буквами Т, Е, К, С, Т.

4 Предложение.

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

5 Диалог.

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

3 Слова, слова, слова…

4



6 Роль слова в речи. Р. р. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1


Карточки со слова «приятно», «речи», «слушать», «и», «умные»; ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику.

7 Слова - названия предметов, признаки предметов, действия предметов.

1


Карточки для индивидуальной работы.

8 «Вежливые слова».

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

9 Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1

т Предметные картинки «пенал», «карандаш», «нос человека», «нос корабля», ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

4 Слово и слог. Ударение.

6



10 Слог как минимальная произносимая единица.

1


Карточки с записями «РОКУ», УРОК», ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, цифровой веер.

11 Деление слов на слоги.

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, цифровой веер, карточки со словами улитка, ручка, кузнечик, дождь, слоговые модели слов.

12, 13 Перенос слов. Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

2


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, карточки со слогами «я», «пе», «кни», «воро», «лиси», «ца», «бей», «зык», «га», «нал»; карточки для работы в пере.

14 Ударение (общее представление).

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

15 Ударные и безударные слоги. Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки.

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, предметные картинки «стрЕлки», «стрелкИ», «зАмок», «замОк», «крУжки», «кружкИ», «атлАс», «Атлас», карточки со словами стрЕлки, стрелкИ, зАмок, замОк», «крУжки, кружкИ, атлАс, Атлас.

5 Звуки и буквы.

34

3

16, 17 Звуки и буквы.

2


Рисунки с мимическим изображением лиц: веселье, горе, удивление; звуковые модели слов; ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

18,

19 Русский алфавит, или Азбука.

2


Карточки со словами : «азбука», «буква», «класс», «ученик», «школа», карточки с фамилиями писателей: «Толстой, «Чуковский», «Пушкин», «Барто», карточки для индивидуального чтения с отрывками произведений, ПК, тема «Звуки и буквы. Упражнение. Игра «Расшифровка»».

20 Гласные звуки и буквы.

1


ПК, тема «Гласные звуки. Упражнение. Игра «Какой звук поют»».

21 Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

1


Карточки со словами «деревенька», «деревушка», «деревенский»; карточки для индивидуальных ответов.

22 Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. Р.р. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1


Школьный словарик иностранных слов; иллюстрация страуса эму.

23 Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1


Предметные картинки «слон», «слоны», «мяч», «мячи», «стрела», «стрелы», карточки со словами «слон», «сл…оны», «мяч», «м…чи», «ст…ла», «стрелы»; индивидуальные карточки с текстом для творческой работы в парах; ПК, карточки со словами «ряд», «слон», «стрелы», «врач», «сосны», «письма», «плечи», «лисы».


Особенности проверяемых и проверочных слов.



24, 25 Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

2


ПК, Ударные и безударные гласные. Упражнение. Игра «Яблоня», карточки для индивидуальной работы; яблочки с буквами а, о, у, э для игры «Яблоня».

26 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1


Карточки для индивидуальной работы (на этапе актуализации знаний учащихся).

27 Проверочный диктант.

1

1

28 Согласные звуки и буквы.

1


ПК, тема «Согласные звуки и буквы. Упражнение. Игра «Вбери звук»; предметные картинки петуха, муравья, сороки, кита, кота, белки, бабочки, синицы; зеркало; карточки со словами «Берёза», «сорока», «ворона», «воробей», «учитель», «пенал», «карандашь».

29 Слова с удвоенными согласными.

1


ПК, тема «Согласные звуки и буквы. Упражнение из рабочей тетради. Найди пропущенные буквы».

30 Слова с буквами И и Й.

1


Карточки для индивидуальной работы «лай», «ка», «чай», «ка», «зай», «ка», «сой», «ка», «змей», «ка».

31 Твердые и мягкие согласные звуки.

1


ПК.

32, 33 Парные и непарные по твёрдости- мягкости согласные звуки.

2


Раздаточный материал (фишки зелёного и синего цвета), сигнальные карточки с синим и зелёным цветом; карточки со словами «ребята», «в», «купались», «реке»; текст работы для индивидуального выполнения.

34 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1


Предметные картинки: рысь, олень, голубь, пескарь, медведь, тюлень, окунь, гусь.

35 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1


ПК.

36 Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1


Книга со сказкой «Два жадных медвежонка».

37 Глухие и звонкие согласные звуки на конце слова.

1


Сигнальные карточки для обратной связи.

38 Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова.

1


ПК, карточки со словами «филин», «бык», «кот», «жук», «рысь», «мышь», «сова».

39 Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

1


Карточки для индивидуальной работы на повторение.

40, 41 Правописание парных согласных звуков на конце слов. Р.р. Работа с текстом. Проверочный диктант.

2

1 ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику.

42 Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».

1


ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику; карточки со строками стихотворения.

43, 44 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

2


ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику; предметные картинки «щука», «туча»; рисунки сказочных героев Знайки и Незнайки, карточки для индивидуальной работы.

45 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1



46 Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1



47 Проверочный диктант

1

1

48 Заглавная буква в словах (общее представление).

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква в словах. Упражнение из рабочей тетради»; карточки для индивидуальной работы.

49 Заглавная буква в словах. Р.р. Составление ответов на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

1


ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, тема «Заглавная буква. Задания на развитее речи»; карточки для индивидуальной работы, магнитофон, аудиозапись голосов домашних животных.

50 Проект «Сказочная страничка» Повторение.

1


Маски, рисунки учащихся для защиты проектов.







Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебные и методические пособия

  • Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник. 1 класс. - М: Просвещение, 2011
  • В.П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М: Просвещение, 2011
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
  • Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
  • Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» СD
  • Журналы «Начальная школа».

Оборудование и приборы

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.


  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.

Технические средства

  • Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Цифровые образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» СD

  • hhttpHYPERLINK "school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25662"://HYPERLINK "school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25662"school-russia.prosv.ruHYPERLINK "school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25662"/info.aspx?ob_no=25662

  • school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9864

  • school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9865

  • school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25714

  • school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30913

ttp://school-collection.edu.ru/


© 2010-2022