Конспект по литературному чтению Характеристика героев басни Ворона и Лисица

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




  1. Предмет

Литературное чтение

  1. Класс

3

3. Программа

«Шкота России»

4. Тип урока

Открытие новых знаний

5. Вид урока

Урок- рассуждение

6. Тема урока

Характеристика героев басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

7. Цели

- учить давать характеристику героям произведения

- развивать мышление, речь, умение погружаться в тему

- формировать общечеловеческие и духовно- нравственные ценности

8. УУД

Личностные:



Познавательные:



Регулятивные:



Коммуникативные:

- высказывать своё отношение к герою

- работать с разными источниками информации

- высказывать предположения

- развивать умение сотрудничать с другими детьми


9.Основные понятия

Басня, жанр, мораль, олицетворение, аллегория

10. Технологии

Проблемно - диалогическая

11.Межпредметные связи

Русский язык

13. Формы работы

Парная, фронтальная



  1. Организационный момент

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а учиться.

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Громко, чётко отвечать.

-Урок литературного чтения.


  1. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание получили к этому уроку?

- Прочитайте свои объявления.

  1. Актуализация знаний.

Определение темы и целей урока.

- Отгадайте, о чём пойдёт речь на этом уроке.

Поучительная, жизненная.

Учит, рассказывает, осуждает.

Высмеивает недостатки разных людей.

Мораль. (басня)

- На предыдущих уроках мы начали составлять сборник произведение И.А.Крылова. Продолжим эту работу.

- Узнайте название новой басни, для этого из ряда слов выделите два слова, обоснуйте свой ответ.

На доске слова: пеналы, ворона, карандаши, лисица, тетради.

- Определите тему урока.

-Определите цели урока.

4.Открытие нового знания.

- Прослушайте басню «Ворона и Лисица» и приготовьтесь перечислить героев произведения.

  1. Словарная работа.

- В тексте есть слова, которые требуют разъяснения.

- Что может помочь в этой работе?

- Возьмите карточку №1 прочитайте и выполните задание.

Найти объяснение в словаре.

Найти объяснение в интернете.

Соединить слово или выражение с его объяснением.

Вставить пропущенные буквы и дать объяснение слову.

- Проверим, что получилось.

- Проверяем слова : взгромоздилась, лесть, пленить, вещунья, зоб.

- Объяснения остальных слов и выражений понадобятся в ходе урока.

  1. Работа с текстом.

- О какой из особенностей басен Крылова мы говорили? (много глаголов)

- Прочитайте вполголоса самостоятельно текст басни и найдите: мальчики- действия Вороны, девочки- действия Лисицы.

- Проверим, что получилось.

Физминутка.

Давайте покажем некоторые действия героинь басни. (аудиозапись)

- Почему слова Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы? Какой приём использовал автор?

- Сможем ли сейчас дать характеристику героиням? Почему? (нет прилагательных)

- Что кроме морали присутствует в басне? (аллегория)

- Будем работать с текстом и попытаемся узнать, на что намекает автор и какими он изобразил героинь.

- Читаем на с. 138.

- Читаем хором первые четыре строчки

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

- Что значит Бог послал?

_ Где же взяла Ворона сыр?

- Как считаете, почему именно сыр?

- Почему не съела сразу?

Над чем она могла позадуматься?

- Какой показана Ворона?

- «Бинарное чтение» следующих 3 строк

На ту беду Лмса юлизёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр - Лисицу сыр пленил.

- Что значит близёхонько?

- На чью беду Лиса бежала?

- Что заметили? Почему сыр пленил?

- Прочитаем следующие 2 строчки. Я начинаю, вы подхватываете.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

-Как называет автор Лису?

- Как характеризуют эти строчки героиню?

- Следующие 5 строк .

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так право сказки!

Какие пёрышки, какой носок!

- Что значит Чуть дыша? ( тихо, с придыханием, боится спугнуть)

- В какой последовательности хвалит Лиса?

- Почему Шейка, глазки?

- Как понимаете выражение «Рассказывать, так, право сказки»

-Какой показана Лиса в этом отрывке?

-Кто слышал Ворону? Какой у неё голос?(аудиозапись)

- А как говорит об этом Лисица прочитайте следующие 5 строк про себя.

- Что значит ангельский?

- Как понимаете Царь-птица?

- Как обращается Лиса к Вороне?

- Зачем такие обращения?

- Зачем Лисица Просит Спеть?

- О каких качествах Лисы можем сказать? Какая она?

- Как же подействовали слова на Ворону . Читаем через слово учитель и класс.

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло.,-

И на приветливы Лисицины слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

- Как понимаете «В зобу дыханье спёрло»

- Опишите состояние Вороны.

- В словаре нужно было найти слово каркнуть, объясните.

- В этом случае какое объяснение подходит?

- Последние слова «Сыр выпал- с ним была плутовка такова» Почему Крылов на этом заканчивает басню?

- Дайте характеристику Вороне.

- Расскажите, какая Лисица.

- Почему на роль льстеца выбрана Лиса?

- Вспомните , в каких произведениях Лиса добивается своей цели с помощью лести?

- Кого же высмеивает Крылов в своём произведении?

- Зачем написал эту басню?

-В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте.

- Как понимаете смысл этих слов?

- Что обозначают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Физминутка для глаз.

Раз- налево, дав - направо,

Три- наверх, четыре- вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

- Проверим,как вы поработали на уроке, как запомнили басню.

- Возьмите карточку №2. Прочитайте и выполните задание.

Подготовьте выразительное чтение.

Восстановите порядок действий в басне.

Вставьте пропущенные слова в текст

Покажите жестами басню под чтение ученика.

Соберите картинку и найдите нужный отрывок.

- Поверим.


  1. Итог урока.

- В нашей книге появилась ещё одна страница. Чему она посвящена?

- Можно ли считать эту басню современной? Почему?

- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения своей цели любые средства хороши? Почему?

- Наш проект закончен. Кому можем подарить книгу?

  1. Рефлексия.

- Каков же результат нашей работы? Закончите фразы (фразы на доске)

Заставил задуматься

Навёл на размышления

  1. Домашнее задание

- Предложите домашнее задание для ребят.

- Для всех выучить одну из басен наизусть. Второе задание по выбору.


© 2010-2022