Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андрусь Е.А. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Рассуждение. Л. Толстой «Куда девается вода из моря».
Цели: формирование умений глубоко и точно воспринимать художественный текст, посредством его осмысленного чтения; развитие умения формулировать вопросы, оценивать свою работу на уроке; воспитание умения взаимодействовать в группе, чётко и точно выражать свои мысли.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока.
1.Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Постановка цели.
- Сегодня мы с вами будем учиться рассуждать, а что это значит, вы узнаете при выполнении следующего задания (приём «Карусель»).
3. Актуализация знаний. «Карусель»
На столе у каждой группы лежит лист бумаги, на котором сверху написан вопрос «Что такое МОРЕ?» (слайд 1). Вы даёте ответы на вопрос в своей группе, оставляете свой лист и переходите по часовой стрелке к листу следующей группы, где вы цветом, выбранным вашей группой, пишите свои дополнения по этому вопросу, которые не указала группа, сидевшая за этим столом до вас. И так переходите, пока не вернётесь за свой столик.
Проверка получившихся рассказов о море.
Вывод. Научное определение понятия море, показ видеоролика. (слайды 2-3)
Мо́ре - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлению водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью. Море - большое количество солёной воды, которое может быть связано с океаном или не иметь сообщения с мировым океаном - большие солёные озёра, например, Каспийское море не имеющее выхода. Иногда термин море и океан являются синонимами. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). (Википедия)
-Вы сейчас рассуждали и свои рассуждения оформили в виде небольшого рассказа. Так что же такое рассуждение? (Чтение определения в учебнике).
-А вы никогда не задумывались, куда девается такая огромная масса воды? Почему не затоплены прибывающей водой из рек города, которые расположены на берегу морей?
- Сегодня мы прочитаем рассказ-рассуждение Л. Толстого «Куда девается вода из моря». (Портрет писателя и название произведения, слайды 4-5)
4. Работа над произведением.
Чтение рассказа детьми.
Работа по содержанию.
- В своём рассказе автор задаёт вопросы. Найдите и прочитайте первый его вопрос. (Куда девается вода из моря?). К какому типу вопросов из знакомой нам ромашки Блума относится этот вопрос? Для чего мы составляем простые вопросы?
Составить в группах по 2 простых вопроса. Ответы детей.
- Найдите и прочитайте ещё один вопрос, который задаёт автор. К какому типу относится этот вопрос? Давайте ответим на него, используя рассуждения автора. Ответы выслушиваются в группах, командирами и остальными уч-ся выставляются оценки каждому.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Составление вопросов в группах:
По одному творческому (Что бы произошло…), практическому (Как могут пригодиться знания, полученные после чтения рассказа?) и оценочному (Оцените важность полученной информации. Ответы на вопросы.
5. Закрепление изученного.
- А какой рассказ Л. Толстого мы с вами читали несколько уроков назад? («Какая бывает роса на траве»). А что это за рассказ? (Описание)
Задание группам: сравнить два рассказа и отразить их в диаграммах.
Диаграмма сравнения. (слайд 6)
"Какая бывает "Куда девается вода
роса на траве" общее из моря?"
6. Рефлексия.
Приём «Шесть шляп мышления».
Белая шляпа - чему научились на уроке.
Жёлтая шляпа - что хорошего возьмём с урока для себя.
Чёрная шляпа - сто не понравилось, чем были недовольны.
Красная шляпа - наши чувства по отношению к уроку.
Зелёная - какие советы можем дать друг другу.
Синий - как можно применить знания, полученные на уроке.
7. Домашнее задание.
Зарисовать в виде схемы ответ на вопрос «Куда девается вода из моря?»