Рабочая программа с УУД по изо 1 класс ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архи- текстура. дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Тематическая цельность и последовательность' развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных Переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально- коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте й культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов,

В основу программы положен принцип «от родного порога - в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеры. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

а Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Учебная программа «Изобразительное искусство» для первого класса рассчитана на 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

Учебно-тематический план





Содержание программного материала

Количество часов

Дата

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8

1-2 триместр

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11

2-3 триместр

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

5.

Выставка детских работ

1

ИТОГО

33


Содержание программы Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения. .

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Выставка детских работ (1ч) Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и

духовных традиций;

  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем| словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событии окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружаю способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
  • Система оценки достижения планируемых результатов, Критерии оценивания
  • Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

  • Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех*поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.1

  • Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

  • Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

  • Критериями оценивания работ являются следующие параметры; оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (Оправданность выбранных средств, использование, различных способов изображения), техническая щей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

  • Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

  • Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.

  • Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в таблице достижений предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.

    • Дата

    • Тема урока

    • Тип урока
    • Основные виды деятельности

    • Планируемые результаты

    • предметные

    • метапредметные

    • личностные

    • 1 четверть- 9 ч

    • Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

    • 8 часов)

    • 1
    • Изображения всюду вокруг нас.
    • УИНМ™
    • Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

    • Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах; продумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
    • Использовать знаково- символические средства, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    • 2
    • Мастер
    • Изображения учит видеть.
    • Комбинированный урок.
    • Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.

    • Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждать об увиденном; видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

    • Проводить логические действия: сравнение, анализ, классификацию по родовидовым признакам, обобщение, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

    • Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    • 3
    • Изображать

    • можно
    • пятном.
    • Комбинированный урок.
    • Знакомство с «пятном» как способом изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях известных художников к детским книгам о животных.

    • Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

    • Прогнозировать результат своей деятельности. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    • 4
    • Изображать можно в объем*.

    • УИНМ
    • Знакомство с понятиями «объемные изображения», «объем», «образ» в трехмерном пространстве. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей.

    • Находить выразительные, образные объёмы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.); воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

    • Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства; объяснять разницу.

    • Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и отдельного человека
    • 5

    • Изображать можно
    • линией.
    • Комбинированный урок.
    • Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Наблюдение линий в природе, линейных изображений на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица).

    • Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

    • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата.

    • Самостоятельно описы вать свои чувстве и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

    • 6

    • Разноцветные краски.
    • Комбинированный урок.
    • Знакомство с цветом. Краски: гуашь. Отработка навыков работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красоч^ ного коврика).

    • Владеть первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры; экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

    • Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

    • Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека,
    • 7

    • Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
    • УИНМ
    • Изображение линий на плоскости. Выражение настроения в изображении. Слушание музыкальных произведений. Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке». Анализ своей работы и работ одноклассников.

    • Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.); изображать радость или грусть (работа гуашью).

    • Самостоятельно ставить цель предстоящей работы, обдумывая замысел и ис? пользуя выразительные средства выбранного графического материала.'

    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
    • 8

    • Художники и зрители (обобщение темы).

    • Урок- проект.

    • Художники И зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

    • Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки.

    • Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

    • Описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

    • Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 часов)

    • 9

    • Мир полон украшений.

    • УИНМ

    • Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла.

    • Находить примерь! декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

    • Планировать и осуществлять собственную работу в соответствии с образцом; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществ- ления.

    • Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
    • 2 четверть - 7 часов

    • 10

    • -

    • Красоту надо уметь замечать.

    • Комбинированный урок.

    • Выполнение упражнений на развитие наблюдательности. Наблюдение за многообразием и красотой форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Работа фасками, цветом.
    • Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.), выражать в беседе свои впечатления; изображать птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры, Владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

    • Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

    • 11

    • Узоры, которые создали люди.
    • Комбинированный урок.

    • Знакомство с понятиями «симметрия», «повтор», «ритм», «свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой моноти-
    • Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривать орнаменты, нахо-

    • Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовле-

    • Делать выбор, какое мнение принять. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого

    • пии (отпечаток красочного пятна).

    • дить в них природные и геометрические мотивы; придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

    • нии изделия; разлиг чать объекты "и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу.

    • отдельного человека.

    • 12

    • Узоры, которые создали люди.
    • УРУиН

    • Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж. Использование простых приемов бу- магопластики. Знакомство с многообразием орнаментов и их применением в предметном окружении человека.
    • Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы; придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

    • Распределять роли, обсуждать план работы в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнёра; проводить оценку и самооценку; слушать собеседника, излагать своё мнение.

    • Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    • 13

    • -

    • Как украшает себя человек.

    • УИНМ

    • Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте. Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.

    • Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах; анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

    • Распределять роли, оценивать свою работу. Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

    • Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

    • 14

    • Как украшает себя человек.

    • УРУиН

    • Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте, i Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.

    • Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах; анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и. Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.).

    • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

    • 15

    • Мастер

    • Украшения

    • помогает

    • сделать

    • праздник.

    • Комбинированный урок.

    • Изготовление украшения для новогоднего карнавала. Отработка приемов работы с бумагой для осуществления своего замысла.

    • Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений

    • Планировать и осуществлять работу; контролировать и корректировать выполнение работы.

    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

    • 16

    • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

    • Комбинированный урок.

    • Изготовление украшения доя новогоднего карнавала. Отработка приемов работы с бумагой для осуществления своего замысла.:

    • Создавать несложные новогодние украшения из цветной бу- маги, выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

    • Принимать и сохранять це^и и^адэуй',, учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

    • Принятие й осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

    • 3 четверть - 9 часов

    • Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)

    • 17

    • Постройки в нашей жизни.

    • Комбинированный урок.

    • Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.
    • Обсуждение построек, сделанных человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение.

    • Сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских.книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности; изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

    • Ставить цель, составлять и обсуждать план своей деятельности, , распределять роли; , слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.,

    • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личнуюот- ветственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    • 18

    • Дома бывают разными.

    • УРУиН

    • Наблюдение за соотношением внешнего вида здания и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фунг дамент, двери, окна) и разнообразие их форм.

    • Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением; анализировать, из каких основных частей состоят дома; конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
    • Находить элементарные причинног следственные связи; планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    • 19

    • Домики, которые построила природа.

    • Комбинированный урок.

    • Наблюдение за природными постройками и конструкциями.
    • Многообразие природных

    • Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные .соты, раковины, стручки, орешки и т.д.); анали-

    • Планировать и осуществлять работу. ,ч Принимать и сохранять цели и задачи

    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опира-

    • построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции.

    • зировать их форму, конструкцию, пропорции;изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.

    • учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

    • ясь на общие для всех простые правила поведения.

    • 20

    • Дом снаружи и внутри.

    • УИНМ

    • Наблюдение за соотношением форм и их пропорций, за соотношением и взаимосвязью внешнего вида и внутренней конструкции дома;назначением дома и его внешним видом.
    • Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции, дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

    • Планировать и осуществлять работу; владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

    • 21

    • I

    • Строим город.

    • Комбинированный урок.

    • Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Планирование города. Работа в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

    • Владеть первичными навыками конструирования из бумаги; конструировать (строить) из бумаги (или коробочек- упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

    • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления; проводить логические действия: сравнение, классификацию по родовидовым признакам.

    • Принятие и осваивание , социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    • i

    • 22

    • Строим город.

    • Комбинированный урок.

    • Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Работа в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

    • Владеть первичными навыками конструирования из бумаги; конструировать(строить) из бумаги (или коробочек- упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.4 .

    • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной .задачей и условиями ее

    • реализации

    • Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    • 23

    • Все имеет свое строение.
    • Комбинированный урок.

    • Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

    • Анализировать различные предметы с точки зрения их формы, конструкции; составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; понимать, что в созда-

    • Принимать и сохранять-цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления; участвовать в совместной творческой деятельности ' при выполнении

    • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

    • нии формы предметов быта принимает участие художник- дизайнер,который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
    • учебных практических работ и реализации несложных проектов.
    • 24
    • Строим вещи.
    • УИНМ

    • Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков по- стройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера.

    • Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
    • Проводить логические действия: сравнение, анализ, классификацию по родовидовым признакам, синтез, обобщение, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

    • Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

    • 25
    • Строим вещи.
    • Комбинированный урок.

    • Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера.

    • Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
    • Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для развития жизни на Земле, использовании воды человеком;сравнивать информацию, полученную из разных источников. ,
    • Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

    • 4 четверть - 8 часов
    • 26
    • Город, в котором мы живем (обобщение темы).
    • Экскурсия.

    • Прогулка по родному городу" или селу с целью наблюдения реальных построек. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назнаг чением.

    • Понимать, что в создании городской среды принимаёт участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу; учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления; делать зарисовки города по впечатле- нию после экскурсии.
    • Ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план; слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. '
    • Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

    • 27
    • Город, в котором мы живём (обобщение темы).
    • УРУиН

    • Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение
    • Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских(сельских) улиц; овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя; участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

    • Владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

    • 27
    • Город, в котором мы живём (обобщение темы).
    • УРУиН

    • Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
    • Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских(сельских) улиц; овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя; участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

    • Владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

    • Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов)

    • 28

    • Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе.

    • УРУиН
    • Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников.

    • Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); определять задачи, которые решает автор в своей работе.
    • Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания; оценивать свою работу по заданным критериям,
    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    • 29

    • «Сказочная страна». Создание панно.

    • Комбинированный урок.
    • Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.
    • Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством, учителя; создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
    • Проводить логические действия: сравнение, анализ, классификацию по родовидовым признакам, обобщение, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
    • Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.
    • 30

    • «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

    • УРУиН
    • Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

    • Наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с бумагой, красками; придумывать, как достраивать простые заданные формь|, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

    • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять . разницу.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    • 31

    • Урок любования. Умение видеть.

    • Экскурсия.

    • Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

    • Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».

    • Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

    • Самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их, анализировать образец, определять недостающие элементы; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    • 32

    • Здравствуй, лето!

    • (Обобщение темы.)

    • УРУиН

    • Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

    • Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности; характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин; выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

    • Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания; оценивать сврю работу по заданным критериям. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

    • Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    • 33

    • Выставка работ.

    • Урок- выставка.

    • Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

    • Анализировать собственные работы и работы одноклассников.

    • Слушать собеседника, строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

    • Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях.

1
© 2010-2022