- Преподавателю
- Начальные классы
- Методы активизации познавательной и творческой деятельности детей
Методы активизации познавательной и творческой деятельности детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Гореловская В.Н. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обобщение опыта работы над темой по самообразованию
Методы активизации познавательной и творческой деятельности детей
/выступление на методическом объединении учителей начальных классов/
Выполнила
Гореловская В.Н.
учитель нач.классов
МОУ «Гавриловскаясош»
Активизация познавательной деятельности на уроках
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Один из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки любознательности. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, эвристические задачи дидактические игры.
Дидактическая игра - одно из средств активизации познавательной деятельности детей шестилетнего возраста Большие возможности в использовании дидактических игр представляются на уроках математики. Значительная часть игр позволяет учителю сделать то или иное обобщение, закрепить приобретенные навыки. Дидактическая игра позволяет разнообразить урок, более творчески подходить к оценке знаний, привлекать к работе всех учеников класса, учитывать индивидуальные способности детей. Самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой. Такие математические игры обычно проводят в течение нескольких минут в начале или конце урока. Например: «Кто скорее?», «Какая фигура исчезла?», «Кто первый полетит в космос?», «Кто прав?», «Рыболовы». Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. На уроке можно использовать куклы - игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполино, Незнайку, Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят этих кукол, особенно когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладоши, погладят по голове отличившегося ученика или пожмут ему руку. Использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс. Снижает у ребят напряжение. Есть игры, которые ребятам особенно полюбились, вызывают большой интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто. Это игры «Молчанка», «Эстафета», «Магические квадраты». Незаметно для детей они помогают отрабатывать вычислительные навыки. Обычно в этих играх ребята показывают ответ на «веере цифр». «Веер» также используют для составления решения задач. Во время работы с «веером» у ребят развиваются фаланги кисти руки. Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи. Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, а все это в конечном результате - труд. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, «Математическое домино»). Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Для младших школьников учение - новое непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между "внешним миром знания" и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль контролёра, роль оценщика результатов работы и т. д.) Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, при чём ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Подготовительный к игре наглядный материал может быть использован при изучении различных учебных тем. Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждает к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестаёт быть основой активности учащихся. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки- минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. Дидактические игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников, снижают их утомляемость и напряжение, можно подобрать по любой теме в любом классе начальной школы. Помимо дидактических игр, игр- загадок в стихотворной форме, занимательных упражнений, преподаватели на уроках математики для развития логического мышления и различных мыслительных процессов используют в содержании урока эвристические или нестандартные задачи.
Роль эвристических задач в обучении детей
Стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников. Существующие альтернативные программы обучения предоставляют для этого большие возможности. За стремлением сделать обучение максимально теоретичным, с высоким уровнем обобщения, следуют и попытки сделать его активным со стороны самостоятельности учащихся. Однако, если на логические действия учащихся при современном обучении обращается внимание, но они при этом требуют большей содержательной базы, большего многообразия опыта. А развитие их умственной инициативы, эвристических элементов мышления значительно отстаёт. Развитие логического мышления, способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями являются одной из главных задач начального обучения. В этот благоприятный для развития самостоятельности умственных действий период исключительную важность приобретают методы и условия её формирования. Увеличение количества эвристических задач, соответствующих знаниям и уровню общего развития учеников, позволит повысить уровень самостоятельности и активности мышления детей, развить их творческое мышление. При подборе задач необходимо придерживаться определённых положений. Задачи должны: а) по возможности стимулировать разные формы умственной активности. При этом главный упор делается на стимуляцию самостоятельных умственных усилий детей; б) соответствовать возможностям детей по объёму элементов и по сложности их отношений, при этом предпочтение отдаётся задачам с минимальным количеством шагов; в) должны иметь элемент новизны и в то же время быть близкими жизненному , но не обязательно учебному опыту ребёнка. Степень трудности, как по объёму, так и по сложности отношений, возрастает по мере приобретения детьми умений анализировать и решать их. Примерная классификация задач. 1.Задачи на оперирование логическими понятиями: "все", "некоторые", "отдельные" и установление отношений между элементами множеств. 2.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений. 3.Задания на комбинаторные действия. 4.Задания на активный перебор вариантов отношений. 5.Задания на установления сходства и сопоставления.
- Задачи на придумывание способов обозначения схематизации.
- Все ученики нашего класса завтра пойдут в кино. Пойдёшь ли в кино ты?
- В парке растут деревья и кустарники. Сирень кустарник. Растёт ли в парке сирень?
- На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Объясни.
- На ёлке горело 7 свечей. 5 из них погасли. Сколько свечей осталось на ёлке?
- Часть ребят пойдут в кино, а часть в парк. Пойдёт ли в кино Коля?
Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Цель: выяснить понимание детьми временных, пространственных и функциональных отношений, развивать логическое мышление. 1. Как отмерить 1л воды, если есть кружки в 5л и 2л? 2. Бревно длиной 6м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно? 3. Зина живёт на 3 этаже, а Нина на 5 этаже. Сколько ступенек проходит каждая девочка, если от одного этажа до другого 15 ступенек?
- Толя, Володя и Саша любят приходить в школу вместе. Володя живёт от школы не ближе Толи. Саша - не дальше Толи. Кто из ребят должен выходить из дома раньше всех?
Задачи на придумывание собственных способов обозначения, схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на установления сходства и различия.
Цель: показать всесторонние связи между величинами задачи, развивать умение выделять признаки существенные в данной ситуации, развивать логическое мышление.
- Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в котором ты живёшь.
- Найди лишнее слово в ряду.
- Допиши ещё несколько слов в ряду…лужа, пруд,…
- Определи, какая фигура лишняя и почему?
Задачи на комбинаторные действия. Цель: формировать умение проводить анализ с разных точек зрения и синтезировать полученные результаты, развивать логическое мышление.
- "Мишка по лесу шёл.
- Три друга Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как их можно рассадить?(Всего существует 6 вариантов).
- Во дворе стояли мотоциклы, мотоциклы с колясками и легковые машины. Мальчик насчитал всего 13 колёс. Сколько могло быть машин, мотоциклов и мотоциклов с колясками?
- Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак?
- Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно осталось в корзине?
- Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?
- Нарисуй такую же фигуру без отрыва от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.
- Заполни цифрами квадрат, так чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.
Игра "Переправа, переправа берег левый, берег правый". Как перевезти в лодке с одного берега на другой волка, козу и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а козел "неравнодушен" к капусте. В лодке только два места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное, или капусту.
Решение задачи. Опишем организацию перевозки с левого берега на правый - волка, козла и капусту, при которой без присмотра не будут оставаться одновременно волк с козой или коза с капустой. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой козу, оставляя на левом берегу волка и капусту. Переехав на правый берег перевозчик оставляет там козу и возвращается на левый берег. ВО ВТОРОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой волка, оставляя на левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там волка, забирает с собой козу и возвращается с ним на левый берег. В ТРЕТЬЕМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом берегу козу. Переехав на правый берег оставляет там капусту "с волком" и возвращается на левый берег. И, наконец, В ЧЕТВЕРТОМ РЕЙСЕ он перевозит с левого берега на правый козу. Детям будет интереснее, если эту задачу учитель продемонстрирует на доске с помощью наглядности.
Игра «Шарики». Задание. Раскрась шары так, чтобы желтый шар был между красным и синим, а синий шар рядом с зеленым.
Такие логические задачи чаще используются для самых способных детей в классе при дифференцированном подходе.
Активная деятельность детей на уроке математики - одно из более важных направлений в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Дидактические игры и занимательные упражнения, которые в наибольшей степени активизируют учебную деятельность ребят необходимо проводить на каждом уроке. Основной функцией дидактической игры является формирующий устойчивый интерес к учению и снятие напряжения во время учебных занятий. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.п. Так как ведущий вид деятельности шестилетних школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.) Особый момент использования игр - формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки. Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении дидактической игры должно быть направлено на обучение основам математики, реализующееся в различных формах работы ребят (работа по звездочкам, группам, вдвоем), в процессе которой дети усваивают главную сторону учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем, - оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра учителя - важное средство выработки адекватной самооценки повышающие ответственность ребят и позволяющее творчески овладеть учебным материалом. Система дидактических игр в процессе обучения начальной математики позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника. Таким образом; применение на уроках математики шестилетних детей игровых моментов, способствует активизации познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление учащихся.