- Преподавателю
- Начальные классы
- Диагностика уровня развития первоклассников
Диагностика уровня развития первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Власова О.И. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
_________________________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения)
Диагностика уровня развития первоклассников
в период адаптации к обучению в школе
Характеристика выставляемых баллов:
- 5 баллов - высокий уровень развития,
- 4 балла - выше среднего,
- 3 балла - средний,
- 2 балла - низкий,
- 1 балл - критический.
Характеристика развития обучающегося
Балл
Коммуникативные навыки Учащийся овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Проявляет инициативу и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками
4-5 Не испытывает затруднений в общении со взрослыми и сверстниками; решает бытовые и познавательные задачи посредством общения: узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликтов
3 Коммуникативные умения проявляются в основном при общении на бытовом уровне. Конструктивными способами взаимодействия в образовательном процессе не владеет совсем. К общению со сверстниками и взрослыми не стремится
2 Коммуникативные навыки не сформированы. Избегает общения, замкнут
1
Регулятивные навыки Учащийся способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения в школе, на улице, в общественных местах
4-5 Способен управлять своим поведением. Требования взрослых в большинстве случаев выполняет. Умеет работать или успешно приобретает навык работы по правилу и по образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции
3 Испытывает серьезные затруднения в самоорганизации. Требования взрослых выполняет после многократного повторения. Затрудняется в работе по правилу и образцу
2 Ребенок не способен к самоорганизации
1
Развитие речи Ребенок имеет богатый словарный запас: • точно и правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности; • осознанно использует слова, обозначающие видовые и родовые обобщения; • понимает и использует слова в переносном и иносказательном значении. Овладел грамматическим строем, звуковой стороной речи и умением использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов. Дефектов звукопроизношения и звуковосприятия нет. Владеет различными средствами интонационной выразительности. Свободно и ясно выражает свои мысли, излагает учебный материал. Способен пересказать доступные по содержанию тексты, составить рассказ по сюжетной картинке
4-5 Имеет словарный запас, достаточный для усвоения программного материала. Овладел грамматическим строем и звуковой стороной речи. Дефектов звукопроизношения и звуковосприятия нет. Способен пересказать доступные по содержанию тексты. Успешно овладевает средствами интонационной выразительности
3 Словарный запас беден. Имеет нарушения в звукопроизношении и звуковосприятии. Испытывает затруднения в построении связных высказываний
2 Имеет серьезные нарушения в развитии речи, не позволяющие успешно осваивать ООП НОО
1
Интеллектуальное развитие Учащийся способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. У него сформированы элементарные логические умения (сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д.). Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и др. Успешно усваивает материал учебных предметов
4-5 Ребенок способен решить большинство интеллектуальных и личностных задач (проблем), адекватных возрасту. Логические умения успешно формируются. Материал учебных предметов усваивает удовлетворительно
3 Испытывает определенные затруднения в усвоении программного материала в силу несформированности большинства интеллектуальных умений, соответствующих возрасту
2 Предполагается интеллектуальная недостаточность по причине абсолютной неспособности воспринимать и усваивать учебный материал. Есть необходимость обратиться к специалисту
1
Познавательное развитие Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, интересуется значением незнакомых слов. Испытывает потребность поделиться новыми знаниями
4-5 Проявляет ситуативный интерес, однако познавательный интерес и познавательная активность успешно развиваются. Проявляет интерес к процессу чтения. Задает вопросы взрослому
3 Мало что в образовательном процессе может заинтересовать ученика. Пассивен, невнимателен, рассеян. Оживляется только вне учебной деятельности
2 Трудно определить, что интересует данного ребенка
1
Кругозор учащегося Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе
4-5 Наряду со сформированными, хотя и не очень систематизированными представлениями об окружающем мире у ребенка есть определенное количество ошибочных представлений и знаний о нем. Однако это не препятствует обучению
3 Кругозор ребенка крайне узок
2 Не обладает элементарными представлениями об окружающем мире
1
Развитие мелкой моторики и координации движений Ребенок показывает высокий уровень развития мелкой моторики и координации. Обучение письму идет очень успешно. Рисунки и поделки очень аккуратны
4-5 Существуют определенные затруднения при обучении письму, однако они успешно преодолеваются. Рисунки и поделки в большинстве случаев аккуратны
3 Ребенок испытывает серьезные затруднения при обучении письму
2 Навык письма не формируется
1
Развитие эмоциональной сферы Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Преобладает положительный эмоциональный фон
4-5 Откликается на эмоции близких людей и друзей. Произведения искусства эмоциональный отклик вызывают редко. Преобладает положительный эмоциональный фон
3 На эмоции окружающих откликается редко. Периодически наблюдается отрицательный эмоциональный фон
2 Эмоциональный фон отрицательный. Ребенок замкнут. Может проявлять агрессию по отношению к сверстникам
1
Мотивационная готовность к обучению Ребенок мотивирован к обучению в начальной школе. Ему комфортно в статусе ученика, он с удовольствием идет в школу и участвует в образовательном процессе. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе?" всегда дает положительный ответ. Возникающие иногда трудности не влияют на желание ребенка учиться
4-5 Периодически возникающие трудности оказывают влияние на учебную мотивацию ребенка, но в целом она положительная. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе?" чаще дает положительный ответ
3 Учеба в школе для ребенка в тягость. В школу идет без желания. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе" дает отрицательный ответ
1-2
Анализ результатов исследования Полученные результаты заносятся в сводную таблицу определения уровня развития первоклассников в адаптационный период.
Сводная таблица определения уровня развития
учащихся 1-го__ класса в адаптационный период Ф. И. О. учителя: _____________________________________________________.
№
Ф. И. О учащегося
Где воспитывался до поступления в школу
Уровень развития предпосылок учебной деятельности (баллы)
Итоговый результат (сумма баллов) Коммуникативные навыки Регулятивные навыки Развитие речи Интеллектуальное развитие Познавательное развитие Кругозор обучающегося Развитие мелкой моторики и координации движений Развитие эмоциональной сферы Мотивационная готовность к обучению
Исходя из полученной суммы баллов, определяется примерный уровень развития каждого первоклассника: • 41-45 баллов - высокий уровень; • 38-40 баллов - выше среднего; • 26-37 баллов - средний; • 14-25 баллов - низкий уровень (требуется корректирующая работа педагога); • 9-13 баллов - критический уровень (требуется внимание специалиста).