- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока по шахматам на тему Линейный мат
План-конспект урока по шахматам на тему Линейный мат
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаев А.Н. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево
План-конспект урока по шахматам во 2 классе
Учитель: Николаев А.Н.
Тема: Линейный мат. Цель: научить ставить мат двумя ладьями по плану. Задачи: Образовательные: - содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов; - содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии. Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развить логическое мышление;
- развить творческую активность. - содействовать развитию умения работать в команде; Воспитательные:
- повысить шахматную культуру
- выработать позитивное отношение к процессу обучения
- выработать навык работы в обучающей игре.
- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству - способствовать формированию интереса к игре в шахматы. Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания. Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Этапы урока
Вид и форма контроля
Формы и методы методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.момент
Проверкаготовнос-ти класса и оборудования;эмо-цианаль-ный настрой на занятие.
3 мин
Фронтальная
Индивидуаль-
ная
Приветствие.
Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра? У каждой игры есть цель. У футболистов цель - забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель - забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.А какая цель у шахматистов?Приветствуют учителя и друг друга
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.
Индивидуальный. Проверка готовности к занятию.
Повторе-ние.
7 мин
Игрововой фронтальный
- Шах или мат черному королю? (мат) - Шах или мат черному королю? (шах) - Шах или мат черному королю? (мат)
- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)
- Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы - шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры
Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске.
Проверка усвоения предыдущих тем
Выход к теме занятия
3мин
Словесный, поисковый. - Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям) - А поскольку вертикали и горизонтали - это линии, как можно назвать этот мат? - Итак, тема нашего занятия: «Линейный мат ». - Ребята, давайте рассмотрим типичные матовые позиции.
Отвечают на вопросы
Фронтальный
Наблюдения преподавателя.
Постановка учебной задачи
15мин
Словесный,
поисковый,
практический,
дифференцированный - Поставьте позицию (Ученик выходит к доске) - Белые: Крh 1, Лв7,Ла6. черные: Крh8 - Сегодня в наших задачах белые начинают. - Одним ходом нужно поставить мат черным. (1. Л а6-а8 х) .
- Посмотрите на эту позицию. - Как поставить мат в один ход? (1. Лf1- h8 х) - Здесь белым надо сделать такой ход, чтобы черный король был вынужден отступить на крайнюю линию
Решение: (1.Ле2-g2+ Крh6 2.Лf1-h 1 x) Белые начинают и дают мат в два хода. Решение: 1.Ле8-g8+ Кр g4-h 4 2.Лf1-h 1х
Разбирают шахматные позиции, ищут решение поставленных задач.
Закрепление
7 мин
Дифференцированный
Однажды, первый русский Чемпион мира по шахматам, Александр Алехин, давал сеанс одновременной игры в Аргентине. Вдруг один из участников сеанса радостно воскликнул: «Маэстро, вам мат в три хода!» «Поздравляю, - сказал Алехин, - сеньор, Вы только не расстраивайтесь, но вначале я поставлю вам мат в 2 хода!»
Задание: А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы усвоили материал, решив задачки на мат в два хода (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры) Белые начинают и дают мат в 2 хода
Работа в парах по карточкам
Рефлексивно-оценоч-ный
5 мин
Фронтальный,
Индивидуальный
Словесный
Что нового узнали?
Что запомнилось?
Что вызвало затруднения?
Спасибо за урок.
Оценивают свою деятельность.
Отвечают на вопросы.
Фронтальный
Индивидуальный
Оценка своей деятельности.