- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»
Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрельцова Н.С. |
Дата | 01.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Что такое родственные слова?» Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: - личностные: учащиеся научатся положительно относиться к изучаемому предмету, овладеют нормами нравственного поведения (непослушание, грех, добро, зло). - регулятивные: учащиеся научатся контролировать, корректировать и оценивать выполняемую работу, осознавать качество и уровень усвоения знаний. - познавательные: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. - коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, сотрудничать в группе.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Обратите внимание, буквы последнего слова записаны красным цветом. Сегодня нам будут встречаться слова, записанные красным цветом. В конце урока мы должны будем догадаться, как они между собой связаны. - Написание каких из этих слов нужно проверять? Вспомним правила правописания. Подберем проверочные слова. (Арбуз - парный согласный на конце слова, пенал - безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово), точка - буквосочетание ЧК). 3. Самоопределение к деятельности На доске запись: (Е,е)ва, (С,с)им, (Н,н)ой. - Как правильно написать эти слова? Почему с заглавной буквы? Объясните. - Кто такие Ева, Сим, Ной? (Выслушиваются мнения детей) (Вспоминают, что Ева - первая женщина на Земле, созданная Богом, а так же историю про Ноев ковчег) - А кто такой Сим? Вот это нам сейчас и предстоит узнать. (К доске выходит подготовленный ученик и рассказывает о Симе, Хаме и Иафете). - А как связаны между собой Ева, Сим, Ной. Кто догадался? (Ной - потомок Евы и Адама, Сим - сын Ноя) - Как можно их назвать одним словом? (Родственники) - Кто же такие родственники? (Те, кто живут вместе, одна семья, имеют одну фамилию) Родственники - это родные люди. У них есть общее - общие родители, бабушки, дедушки. Часто они и внешне чем-то похожи. Среди слов нашего языка тоже есть «родственники».
- Работа по теме урока
Ной
Сим Хам Иафет
Ной - потомок Адама и Евы. Сим, Хам, Иафет - сыновья Ноя.
- А теперь давайте вернемся к упражнению. Какие слова выделены жирным шрифтом. Давайте запишем эти слова в тетради и на доске.
Родственники, род, родословная, родители, родные.
- Что объединяет эти слова? (Они близки по значению)
- Обратите внимание на написание этих слов. Что заметили? (Слова имеют общую часть)
- Итак, получается, что слова имеют общую часть, в которой и заключено общее лексическое значение. Такие слова в русском языке называют родственными.
- Назовите общую часть в этих словах (род). Простым карандашом выделим эту часть в каждом слове дугой. Посмотрите, как я это сделаю. (Дети выделяют в тетрадях)
С. 58
- Давайте прочитаем сведения о языке в учебнике.
Выполним следующее задание - упражнение 78.
- Прочитайте задание.
- Можно ли назвать эти слова родственными. Почему? ( Дети объясняют)
- Работать будем по рядам. Первый ряд работает со словами первой группы. Второй ряд над словами второй группы. Третий ряд над словами третьей группы. (От каждого ряда по одному учащемуся выходят к доске) Спишите слова, выделите общую часть.
Дети работают самостоятельно. Далее - проверка.
- Посмотрите на доску.
- Проверим слова, которые писал первый ряд.
- Проверим слова, которые записал второй ряд.
- Проверим слова, которые записал третий ряд. (Проверка, исправление ошибок)
5. Физкультминутка
Дружно встанем. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
(Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(Поворот вправо.)
Через левое плечо.
(Поворот влево.)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
6. Продолжение работы по теме урока.
С. 59 упр. 79
- Прочитайте задание. Прочитаем слова. (Ученик читает)
- Что обозначает слово грибок? (Маленький гриб) Что обозначает слово грибник? (Человек, который собирает грибы). Что обозначает слово грибной (Что-то, сделанное из грибов. Например: грибной суп)
(На доске появляются картинки с изображением гриба, грибника и грибного супа, а так же картинка с изображением детской песочницы с навесом в виде гриба)
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (Дети высказывают предположения) Действительно, картинка с изображением песочницы лишняя. Но посмотрите внимательно, на картинке изображена не просто песочница, а песочница с навесом в виде грибочка. Так почему же все-таки именно это изображение будет лишнее? (Потому что здесь слово «грибок» имеет другое значение, не прямое, а переносное.)
- Остальные слова близки по значению. В них можно выделить общую часть. Будут они являться родственными?
Запишите их в строчку. Выделите дугой общую часть. (Дети выполняют задание самостоятельно)
- Давайте проверим, правильно ли вы это сделали. Сверьтесь с доской. Исправьте ошибки.
- Следующее задание, которое мы выполним, записано на доске. Давайте прочитаем группы слов.
Яблоко, груша, лимон, банан; сын, сынок, сыночек, сынишка.
- Как одним словом назвать слова первой группы? (Фрукты) Будут ли эти слова родственными? Почему? Какое слово словарное? Давайте сами подберем к нему родственные слова и запишем их в тетради.
Яблоко, яблочко, яблоня, яблочный.
- А слова второй группы будут являться родственными? Докажите.
- Итак, у нас появилось еще одно красное слово.
- А теперь мы поработаем в группах. Класс разбивается на 3-4 группы. Каждая группа получает список слов. Ваша задача выполнить задание по карточкам. Задание: доказать, что слова не являются родственными.
Слова: летчик - пилот, быстро - скоро, липкий - клейкий, правильный - верный.
Дети работают в группах. Затем проверка.
-Как можно назвать эти пары слов? (Синонимами)
- А будут ли слова, записанные на доске синонимами? Давайте их прочитаем.
Добро - зло.
- Как называются такие слова в русском языке? (антонимы)
- Давайте вспомним, что такое синонимы и что такое антонимы. (Дети вспоминают изученные правила)
7. Рефлексия
Ну а теперь посмотрим на красные слова, которые встречались нам на уроке.
Сад, дерево, Ева, яблоко, добро, зло.
Как связаны эти слова? Кто догадался? (Вспоминаем историю об изгнании из Эдема Евы и Адама.)
- Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Текст)
-Давайте посмотрим, как же это было.
Хорошо читающий ученик читает текст вслух.
Адам и Ева.
Бог создал на Земле уголок Рая, цветущий сад Эдем, где текла прозрачная вода, и росли чудесные фруктовые деревья. Там он поселил первого человека, Адама, и, чтобы ему не было одинок, создал женщину и назвал ее Ева. Посреди сада росло очень красивое дерево. Господь сказал Адаму и Еве: «Ешьте что угодно, но только не рвите плоды с этого дерева, Древа Добра и Зла, иначе станете смертными!» Адам и Ева жили долго и счастливо, в мире и согласии друг с другом и всеми животными на земле. Но был в том саду хитрый змей. Он сказал Еве:
- Почему бы тебе не отведать эти красивые румяные яблоки, что растут на Древе Добра и Зла? Это неправда, что ты умрешь. Вкусив их, ты станешь такой же могущественной, как Бог…
Ева поверила змею и отведала сладкое сочное яблоко, а потом дала попробовать запретный плод Адаму.
Господь, увидев, что они наделали, разгневался:
- Вы ослушались меня и будете за это наказаны! Отныне вам придется трудиться в поте лица, чтобы собрать урожай, страдать от голода и холода, и ты, Ева будешь рожать в муках.
Бог изгнал Адама и Еву из Эдема и приказал ангелу с огненным мячом охранять ворота своего сада.
Т. Вульф
- Хорошо или плохо поступила Ева? (Плохо.) Обоснуйте свой ответ.
- Адам и Ева согрешили.
- Что такое грех? Наказывает ли Бог за грехи?
- За непослушание Адам и Ева были изгнаны из Эдема.
- Как Бог наказал все человечество?
- Итак, мы сегодня с вами хорошо поработали, многое вспомнили.
Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточки со знаками.
«+» - хорошо работал.
«!» - недостаточно хорошо работал, допускал ошибки.
«-« - допустил много ошибок, на уроке не работал.
8. Подведение итогов работы
- Что нового узнали? С каким новым термином познакомились? Что повторили?
9. Домашнее задание
- Подобрать родственные слова к словам: ветер, солнечный, играть.