Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»Разработка урока русского языка по теме «Родственные слова»Тема урока: «Что такое родственные слова?» Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: - личностные: учащиеся научатся положительно относиться к изучаемому предмету, овладеют нормами нравственного поведения (непослушание, грех, добро, зло). - регулятивные: учащиеся научатся контролировать, корректировать и оценивать выполняемую работу, осознавать качество и уровень усвоения знаний. - познавательные: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. - коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, сотрудничать в группе.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка - Перед вами на доске набор букв. Составьте из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. арста - ____________ азубр - ____________ аарм - ____________ налеп - ___________ чкато - ___________ дса - ____________ - Кто догадался, какое слово зашифровано, поднимает руку. Если он отгадает слово правильно, то пойдет записывать его у доски. Остальные пишут в тетрадях. В итоге на доске появляется запись: Астра, арбуз, рама, пенал, точка, сад.

- Обратите внимание, буквы последнего слова записаны красным цветом. Сегодня нам будут встречаться слова, записанные красным цветом. В конце урока мы должны будем догадаться, как они между собой связаны. - Написание каких из этих слов нужно проверять? Вспомним правила правописания. Подберем проверочные слова. (Арбуз - парный согласный на конце слова, пенал - безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово), точка - буквосочетание ЧК). 3. Самоопределение к деятельности На доске запись: (Е,е)ва, (С,с)им, (Н,н)ой. - Как правильно написать эти слова? Почему с заглавной буквы? Объясните. - Кто такие Ева, Сим, Ной? (Выслушиваются мнения детей) (Вспоминают, что Ева - первая женщина на Земле, созданная Богом, а так же историю про Ноев ковчег) - А кто такой Сим? Вот это нам сейчас и предстоит узнать. (К доске выходит подготовленный ученик и рассказывает о Симе, Хаме и Иафете). - А как связаны между собой Ева, Сим, Ной. Кто догадался? (Ной - потомок Евы и Адама, Сим - сын Ноя) - Как можно их назвать одним словом? (Родственники) - Кто же такие родственники? (Те, кто живут вместе, одна семья, имеют одну фамилию) Родственники - это родные люди. У них есть общее - общие родители, бабушки, дедушки. Часто они и внешне чем-то похожи. Среди слов нашего языка тоже есть «родственники».
  1. Работа по теме урока
Работа по учебнику с. 58 упр. 77. Ответы на вопросы по тексту. - Знаете ли вы родственников своего рода? - Что такое родословная? Как ее составить и как можно оформить? (С помощью дерева или древа) (Показать пример) На доске чертим схему: Адам и Ева

Ной



Сим Хам Иафет

Ной - потомок Адама и Евы. Сим, Хам, Иафет - сыновья Ноя.

- А теперь давайте вернемся к упражнению. Какие слова выделены жирным шрифтом. Давайте запишем эти слова в тетради и на доске.

Родственники, род, родословная, родители, родные.

- Что объединяет эти слова? (Они близки по значению)

- Обратите внимание на написание этих слов. Что заметили? (Слова имеют общую часть)

- Итак, получается, что слова имеют общую часть, в которой и заключено общее лексическое значение. Такие слова в русском языке называют родственными.

- Назовите общую часть в этих словах (род). Простым карандашом выделим эту часть в каждом слове дугой. Посмотрите, как я это сделаю. (Дети выделяют в тетрадях)

С. 58

- Давайте прочитаем сведения о языке в учебнике.

Выполним следующее задание - упражнение 78.

- Прочитайте задание.

- Можно ли назвать эти слова родственными. Почему? ( Дети объясняют)

- Работать будем по рядам. Первый ряд работает со словами первой группы. Второй ряд над словами второй группы. Третий ряд над словами третьей группы. (От каждого ряда по одному учащемуся выходят к доске) Спишите слова, выделите общую часть.

Дети работают самостоятельно. Далее - проверка.

- Посмотрите на доску.

- Проверим слова, которые писал первый ряд.

- Проверим слова, которые записал второй ряд.

- Проверим слова, которые записал третий ряд. (Проверка, исправление ошибок)

5. Физкультминутка

Дружно встанем. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот вправо.)

Через левое плечо.

(Поворот влево.)

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

6. Продолжение работы по теме урока.

С. 59 упр. 79

- Прочитайте задание. Прочитаем слова. (Ученик читает)

- Что обозначает слово грибок? (Маленький гриб) Что обозначает слово грибник? (Человек, который собирает грибы). Что обозначает слово грибной (Что-то, сделанное из грибов. Например: грибной суп)

(На доске появляются картинки с изображением гриба, грибника и грибного супа, а так же картинка с изображением детской песочницы с навесом в виде гриба)

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (Дети высказывают предположения) Действительно, картинка с изображением песочницы лишняя. Но посмотрите внимательно, на картинке изображена не просто песочница, а песочница с навесом в виде грибочка. Так почему же все-таки именно это изображение будет лишнее? (Потому что здесь слово «грибок» имеет другое значение, не прямое, а переносное.)

- Остальные слова близки по значению. В них можно выделить общую часть. Будут они являться родственными?

Запишите их в строчку. Выделите дугой общую часть. (Дети выполняют задание самостоятельно)

- Давайте проверим, правильно ли вы это сделали. Сверьтесь с доской. Исправьте ошибки.

- Следующее задание, которое мы выполним, записано на доске. Давайте прочитаем группы слов.

Яблоко, груша, лимон, банан; сын, сынок, сыночек, сынишка.

- Как одним словом назвать слова первой группы? (Фрукты) Будут ли эти слова родственными? Почему? Какое слово словарное? Давайте сами подберем к нему родственные слова и запишем их в тетради.

Яблоко, яблочко, яблоня, яблочный.

- А слова второй группы будут являться родственными? Докажите.

- Итак, у нас появилось еще одно красное слово.

- А теперь мы поработаем в группах. Класс разбивается на 3-4 группы. Каждая группа получает список слов. Ваша задача выполнить задание по карточкам. Задание: доказать, что слова не являются родственными.

Слова: летчик - пилот, быстро - скоро, липкий - клейкий, правильный - верный.

Дети работают в группах. Затем проверка.

-Как можно назвать эти пары слов? (Синонимами)

- А будут ли слова, записанные на доске синонимами? Давайте их прочитаем.

Добро - зло.

- Как называются такие слова в русском языке? (антонимы)

- Давайте вспомним, что такое синонимы и что такое антонимы. (Дети вспоминают изученные правила)

7. Рефлексия

Ну а теперь посмотрим на красные слова, которые встречались нам на уроке.

Сад, дерево, Ева, яблоко, добро, зло.

Как связаны эти слова? Кто догадался? (Вспоминаем историю об изгнании из Эдема Евы и Адама.)

- Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Текст)

-Давайте посмотрим, как же это было.

Хорошо читающий ученик читает текст вслух.

Адам и Ева.

Бог создал на Земле уголок Рая, цветущий сад Эдем, где текла прозрачная вода, и росли чудесные фруктовые деревья. Там он поселил первого человека, Адама, и, чтобы ему не было одинок, создал женщину и назвал ее Ева. Посреди сада росло очень красивое дерево. Господь сказал Адаму и Еве: «Ешьте что угодно, но только не рвите плоды с этого дерева, Древа Добра и Зла, иначе станете смертными!» Адам и Ева жили долго и счастливо, в мире и согласии друг с другом и всеми животными на земле. Но был в том саду хитрый змей. Он сказал Еве:

- Почему бы тебе не отведать эти красивые румяные яблоки, что растут на Древе Добра и Зла? Это неправда, что ты умрешь. Вкусив их, ты станешь такой же могущественной, как Бог…

Ева поверила змею и отведала сладкое сочное яблоко, а потом дала попробовать запретный плод Адаму.

Господь, увидев, что они наделали, разгневался:

- Вы ослушались меня и будете за это наказаны! Отныне вам придется трудиться в поте лица, чтобы собрать урожай, страдать от голода и холода, и ты, Ева будешь рожать в муках.

Бог изгнал Адама и Еву из Эдема и приказал ангелу с огненным мячом охранять ворота своего сада.

Т. Вульф

- Хорошо или плохо поступила Ева? (Плохо.) Обоснуйте свой ответ.

- Адам и Ева согрешили.

- Что такое грех? Наказывает ли Бог за грехи?

- За непослушание Адам и Ева были изгнаны из Эдема.

- Как Бог наказал все человечество?

- Итак, мы сегодня с вами хорошо поработали, многое вспомнили.

Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточки со знаками.

«+» - хорошо работал.

«!» - недостаточно хорошо работал, допускал ошибки.

«-« - допустил много ошибок, на уроке не работал.

8. Подведение итогов работы

- Что нового узнали? С каким новым термином познакомились? Что повторили?

9. Домашнее задание

- Подобрать родственные слова к словам: ветер, солнечный, играть.

© 2010-2022