- Преподавателю
- Начальные классы
- План урока по литературному чтению на тему Басни И. А. Крылова
План урока по литературному чтению на тему Басни И. А. Крылова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Троицкая А.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Тема урока: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
-
Цели:
-
Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова ; расширять представления об особенностях жанра.
-
Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.
-
Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.
-
Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.
-
Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.
Ход урока
І.Организационный момент.
Формирование рабочего настроя на предстоящий урок. Развитие речи.
Обсуждение пословиц о дружбе и товариществе.
- Старый друг лучше новых… (двух).
- В согласном стаде волк не… (страшен).
- Друг познаётся в … (беде).
- Где лад, там и … (клад).
- Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
- Один за всех, все за… (одного).
- Дружно - не грузно, а врозь - хоть… (брось).
- Ссора до добра не… (доведёт).
- Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
- Одна пчела… (немного) мёду натаскает.
- На гору десятеро тянут, а с горы… (один) столкнёт.
- С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).
- Веник не переломишь, а по прутику весь веник…
- Без друга в жизни… (туго).
- Гусь свинье не… (товарищ).
- Скажи, кто твои друзья, и я скажу… (кто ты).
- Один в поле не… (воин).
- Дружный табун и волков не… (боится).
Учитель:- На какую тему были пословицы?
Дети: - О дружбе, согласии.
ІІ. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1
Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром -басня, особенностями языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением , вспомнить ранее услышанные басни, авторов. Давайте вспомним, что же такое « басня»? Слайд 2
Знакомство и автором басни « Лебедь, Щука и Рак « И.А. Крыловым .
Слайд 3
Когда И. А. Крылов был маленький, он очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.
Учитель:- Зачем он показывал людям их недостатки?
Дети: - Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.
ІІІ. Восприятие и осознание нового материала.
Слушание грамзаписи басни «Лебедь, Рак и Щука» Запись 1
Словарная работа.
Поклажа - груз.
Ныне - сейчас, теперь.
Чтение басни учащимися.
Анализ текста.
- Дополните. В этой басне говорится о том, как…
Они не справились потому, что…
Выберите то, что считаете правильным.
А) Не следует браться за слишком тяжёлую работу.
Б) Работать нужно дружно и слажено.
-Найдите слова, выражающие главную мысь
- Найдите слова, которые соответствуют выражениям:
Лебедь, Щука и Рак взялись за дело вместе с охотой. (« Из кожи лезут вон»); они очень старались и потратили много сил («Да только воз и ныне там»)
- Вспомните случай, к которому можно применить эту басню.
Физминутка для глаз Запись2
Подготовка текста к выразительному чтению.
Учитель:- Как вы думаете, готовы ли мы читать выразительно? Что ещё нужно сделали? Давайте подготовим текст.
Ответы детей. ( Надо расставить паузы, логические ударения, определить интонацию и темп чтения).
Учитель:- Какой интонацией показать, легко ли давалась работа героям? С какой интонацией будем читать мораль?
- Какой должен быть темп при чтении морали?
- Где мы должны делать паузы?
Ответы детей. ( Дети показывают голосом при чтении, как герои « мучаются». Мораль будем читать с поучительной интонаци-ей.( Читают мораль.) Темп средний, неторопливый. При перечислении и в конце строк - короткая пауза, запятая - тоже короткая пауза. На точках - пауза длинная.)
Учитель:- Возьмите прозрачную плёнку, наложите её на текст, отметьте логическое ударение, паузы.
Дети работают самостоятельно.
Учитель:- Прочтите басню ещё раз по разметке, теперь вы знаете смысл трудных слов и выражений. Внимательно прослушайте чтение и затем скажите, что было хорошо в чтении, а что не получилось.
Читают выразительно несколько человек, остальные внимательно слушают.
Учитель:- Как можно исправить недочеты? Кто попробует?
- А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.
Подумайте, какие пословицы, из тех, что читали в начале урока, подойдут к данной басне.
- Что можно посоветовать людям, у которых не ладится дело от того, что каждый преследует свою цель?
Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?
Подведение итогов.
Поставленные задачи: - подвести итог проделанной работе.
Ожидаемый результат: - развивать умение обобщать, делать выводы, подводить итоги.
Действия педагога и учащихся.
Учитель: - С какой басней И. А. Крылова познакомились? Какова её мораль? Достигли ли мы целей урока?
Домашнее задание: выучить басню наизусть. Оценивание. Спасибо за урок!