План урока по литературному чтению на тему Басни И. А. Крылова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Тема урока: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

  • Цели:

  • Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова ; расширять представления об особенностях жанра.

  • Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.

  • Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.

  • Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.

  • Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

Ход урока

І.Организационный момент.

Формирование рабочего настроя на предстоящий урок. Развитие речи.

Обсуждение пословиц о дружбе и товариществе.

  • Старый друг лучше новых… (двух).
  • В согласном стаде волк не… (страшен).
  • Друг познаётся в … (беде).
  • Где лад, там и … (клад).
  • Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
  • Один за всех, все за… (одного).
  • Дружно - не грузно, а врозь - хоть… (брось).
  • Ссора до добра не… (доведёт).
  • Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
  • Одна пчела… (немного) мёду натаскает.
  • На гору десятеро тянут, а с горы… (один) столкнёт.
  • С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).
  • Веник не переломишь, а по прутику весь веник…
( сломаешь).
  • Без друга в жизни… (туго).
  • Гусь свинье не… (товарищ).
  • Скажи, кто твои друзья, и я скажу… (кто ты).
  • Один в поле не… (воин).
  • Дружный табун и волков не… (боится).

Учитель:- На какую тему были пословицы?

Дети: - О дружбе, согласии.

ІІ. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром -басня, особенностями языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением , вспомнить ранее услышанные басни, авторов. Давайте вспомним, что же такое « басня»? Слайд 2

Знакомство и автором басни « Лебедь, Щука и Рак « И.А. Крыловым .

Слайд 3

Когда И. А. Крылов был маленький, он очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.

Учитель:- Зачем он показывал людям их недостатки?

Дети: - Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.

ІІІ. Восприятие и осознание нового материала.

Слушание грамзаписи басни «Лебедь, Рак и Щука» Запись 1

Словарная работа.

Поклажа - груз.

Ныне - сейчас, теперь.

Чтение басни учащимися.

Анализ текста.

- Дополните. В этой басне говорится о том, как…

Они не справились потому, что…

Выберите то, что считаете правильным.

А) Не следует браться за слишком тяжёлую работу.

Б) Работать нужно дружно и слажено.

-Найдите слова, выражающие главную мысь

- Найдите слова, которые соответствуют выражениям:

Лебедь, Щука и Рак взялись за дело вместе с охотой. (« Из кожи лезут вон»); они очень старались и потратили много сил («Да только воз и ныне там»)

- Вспомните случай, к которому можно применить эту басню.

Физминутка для глаз Запись2

Подготовка текста к выразительному чтению.

Учитель:- Как вы думаете, готовы ли мы читать выразительно? Что ещё нужно сделали? Давайте подготовим текст.

Ответы детей. ( Надо расставить паузы, логические ударения, определить интонацию и темп чтения).

Учитель:- Какой интонацией показать, легко ли давалась работа героям? С какой интонацией будем читать мораль?

- Какой должен быть темп при чтении морали?

- Где мы должны делать паузы?

Ответы детей. ( Дети показывают голосом при чтении, как герои « мучаются». Мораль будем читать с поучительной интонаци-ей.( Читают мораль.) Темп средний, неторопливый. При перечислении и в конце строк - короткая пауза, запятая - тоже короткая пауза. На точках - пауза длинная.)

Учитель:- Возьмите прозрачную плёнку, наложите её на текст, отметьте логическое ударение, паузы.

Дети работают самостоятельно.

Учитель:- Прочтите басню ещё раз по разметке, теперь вы знаете смысл трудных слов и выражений. Внимательно прослушайте чтение и затем скажите, что было хорошо в чтении, а что не получилось.

Читают выразительно несколько человек, остальные внимательно слушают.

Учитель:- Как можно исправить недочеты? Кто попробует?

- А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.

Подумайте, какие пословицы, из тех, что читали в начале урока, подойдут к данной басне.

- Что можно посоветовать людям, у которых не ладится дело от того, что каждый преследует свою цель?

Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

Подведение итогов.

Поставленные задачи: - подвести итог проделанной работе.

Ожидаемый результат: - развивать умение обобщать, делать выводы, подводить итоги.

Действия педагога и учащихся.

Учитель: - С какой басней И. А. Крылова познакомились? Какова её мораль? Достигли ли мы целей урока?

Домашнее задание: выучить басню наизусть. Оценивание. Спасибо за урок!



© 2010-2022