Статья «Метод мини-проектов, как способ формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод мини-проектов, как способ формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов.

Е.В.Маркина, учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа №43 г.Павлодар
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

(Л.С.Выготский ) Тенденции изменения общей ситуации образования, совпадают с общими принципами реформирования в мире. Это: усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества (гуманизация), создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника (дифференциация), создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов. Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования. Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научиться учиться, насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь. Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени, будут эмоционально утомительны. Традиционный подход в обучении не оправдывает себя, ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике, т.е. слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а так же применять их для получения новых знаний. Нельзя не учитывать тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему: вводятся старые забытые педагогические технологии, используется опыт зарубежных стран, выдвигаются новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов. В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместную работу, совместный поиск. Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем, использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Существует заблуждение о невозможности или неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично, но возможно. Речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже и они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Главными целями введения этого метода в начальную школу являются : Развитие интереса к предмету; Приобретение исследовательского опыта; Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории; Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; Получение дополнительных знаний по теме;

Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Метод проектов имеет следующие характеристики:

личностно ориентированная направленность;

деятельностный метод обучения;

обучение взаимодействию в группе;

построение на принципах проблемного обучения;

здоровьесбережение;

развитие умения самовыражаться (рефлексия);

формирование навыков самостоятельной деятельности;

реализует принцип связи обучения с жизнью;

воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу. Фактически, проект оказался той формой организации урока, в которой стало возможно создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания. Когда можно использовать урок-проект в начальной школе, и каковы условия такой формы учебного процесса? Главная цель урока-проекта - помочь учащимся проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта и защита прав на существование и уникальность предложенного результата труда. Поэтому, при планировании данной формы урока необходимо соблюдать ряд требований.

  • Проект следует включать на этапах повторения учебного материала по какому-либо разделу, обобщения и систематизации знаний.
  • На уроках изучения нового материала проект может иметь своей целью исследование учебной проблемы, создание алгоритма действий, выведение правила.
При планировании урока-проекта педагогу следует найти такой соответствующий теме учебный вопрос-задание, на который учащиеся смогут ответить в течение урока и получат новый для себя продукт учебной деятельности. На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов: Исследовательский: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты. Ролевой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад. Практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.); Творческий (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.) Информационный: добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации. Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов: 1.Организационный момент (тема проекта, цель) 2.Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач. 3.Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме. 4.Физкультминутка. 5.Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению. 6.Презентация готового продукта проектной деятельности. 7.Рефлексия. 8.Домашнее задание. При организации мини-проекта на уроке следует использовать групповую форму работы. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

Активизация познавательной деятельности. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). Совершенствование межличностных отношений в классе. Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:

  • Четкое соблюдение времени;
  • Групповая форма работы;
  • Достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
  • Грамотная постановка проблемы соответствующая условиям проектной деятельности.
В ходе работы над мини-проектом младший школьник не всегда может обойтись без помощи учителя. Но помощь эта должна быть так умело организована со стороны педагога, что ребёнок должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого педагога. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем». В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат - бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно. В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что цель начальной школы на современном этапе развития общества - это подготовка учащихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. В целях реализации данной цели в настоящее время широкое применение находит метод проектов, ценность которого и состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.

Список литературы:

Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции 18 - 19 мая 2004 г. - Алматы КазНПУ им. Абая, 2004.

Сейтешев А.П. Актуальные проблемы образования и педагогической науки в начале XXI века в условиях Казахстана и пути их решения // Научный отчет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина. - Алматы, 2000.

Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников./ Газета Начальная школа. - 2006, №10.

М.К. Господникова, Н.Б. Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе., Изд. «Учитель», 2007 г.

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6

Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.


© 2010-2022