Программа по внеурочной деятельности Друзья математики

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Друзья математики», разработана для учащихся 1-х классов общеобразовательной школы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373. // Сайт Министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. Сор. Минобрнауки России) на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа /[сост. Е. С. Савинов].-- 2_е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. Направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Внеурочные занятия по математике должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в на занятиях, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Цель программы: показать учащимся, что математика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а умение самостоятельно приобретать и применять знания в весёлой, радостной, занимательной форме. Задачи программы:

  • создать условия для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • развить математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения учащихся;
  • развить умение самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повысить математическую культуру ученика;
  • воспитать настойчивость, инициативность.
Методы и формы работы над программой Программа внеурочных занятий по общеинтеллектуальному направлению для младших школьников «Друзья математики» включает два раздела, которые направлены на приобретение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроках математики; созданию условий способствующих развитию познавательных и учебных умений.



Используются методы и формы работы: практические занятия с элементами игры, используя различные дидактические и раздаточные материалы, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), математические состязания, конкурсы, интеллектуальные игры. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, задач. В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год - 1 час в неделю. На изучение программы «Друзья математики» в 1 классе отводится: - количество часов в год - 34; - количество часов в неделю - 1; - количество часов в 1-й четверти - 9; - количество часов во 2-й четверти - 7; - количество часов в 3-й четверти - 10; - количество часов в 4-й четверти - 8. Программа содержит 2 раздела. Все разделы взаимосвязаны между собой. Изложение материала в разделах раскрывает сущность явлений и закономерностей, определяет их причины и следствия, внутренние источники развития. Основные разделы программы: I. Добро пожаловать в страну цифр! II. Математическая азбука. Раздел I. В данном разделе «Добро пожаловать в страну цифр!» учащиеся закрепляют знания о цифрах и числах, о составе чисел в стихах, загадках, поговорках, пословицах, в весёлых играх. Раздел II. В разделе «Математическая азбука» учащиеся продолжают работу над задачами, её составными частями, составлением их по данному рисунку или числовому выражению, со знаками математических действий и знаками сравнения.
Принципы и особенности программы:
  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Описание места курса в учебном плане: Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс программы рассчитан на учащихся 1 классов.





ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  • Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
  • Курс обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.
  • Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по НР Директор школы Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

«____»___________ 2015г. « »________2015г.



Учебный план занятий младших школьников

«Друзья математики» Цель: показать учащимся, что математика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а умение самостоятельно приобретать и применять знания; Категория слушателей: учащиеся 1 класса Срок обучения: 34 часа Режим занятий: 1 час в неделю с сентября в течение учебного года

Название разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теорет. Практ.

1

Добро пожаловать в страну цифр!

25

1

24 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), математические состязания, конкурсы, интеллектуальные игры.

2

Математическая азбука

9

1

8 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), математические состязания, конкурсы, интеллектуальные игры.


Итого:

34

2

32


Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования и молодежной политики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по НР Директор школы Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

«____»___________ 2015г. « »________2015г.

Учебно - тематический план занятий младших школьников

«Друзья математики» Цель: показать учащимся, что математика не свод скучных и трудных правил для запоминания, умение самостоятельно приобретать и применять знания; Категория слушателей: учащиеся 1 класса Срок обучения: 34 часов Режим занятий: 1 час в неделю с сентября в течение учебного года

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теорет.

Практич.

Раздел I. Добро пожаловать в страну цифр!

Цель раздела: знакомство учащихся с цифрами и числами в игровой форме

Добро пожаловать в страну цифр!

34

1

24

1.1

Откуда взялись цифры

1

1

1.2

Откуда взялись цифры

1

1 Сочинение загадок.

1.3

Цифра 1

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.4

Магия числа 1

1

1 Конкурсы. Викторины.

1.5

Цифра 2

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.6

Магия числа 2

1

1

Публичные выступления.

1.7

Цифра 3

1

1 Сочинение загадок.

1.8

Магия числа 3

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.9

Цифра 4

1

1 Конкурсы. Викторины.

1.10

Магия числа 4

1

1 Сочинение загадок.

1.11

Цифра 5

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.12

Магия числа 5

1

1 Сочинение загадок.

1.13

Цифра 6

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.14

Магия числа 6

1

1 Сочинение загадок.

1.15

Цифра 7

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.16

Магия числа 7

1

1 Конкурсы. Викторины.

1.17

Цифра 8

1

1

Публичные выступления.

1.18

Магия числа 8

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.19

Цифра 9

1

1 Сочинение загадок.

1.20

Магия числа 9

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.21

Цифра 10

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.22

Магия числа 10

1

1 Сочинение загадок.

1.23

Число 0

1

1

Составление проектов и презентаций.

1.24

Магия числа 0

1

1 Сочинение загадок.

1.25

Проект «Весёлые цифры»

1

1

Составление проектов и презентаций.

Раздел II. Математическая азбука

Цель раздела: научить пользоваться изученной математической терминологией; сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам;


Сочинение загадок.


Математическая азбука

9

1

8

Составление проектов и презентаций.

2.1

Что такое задача

1

1


Конкурсы. Викторины.

2.2

Что такое задача

1

1

Публичные выступления.

2.3

Математические действия. Сложение

1

1

Составление проектов и презентаций.

2.4

Математические действия. Вычитание.

1

1 Конкурсы. Викторины.

2.5

Математические действия. Умножение.

1

1

Публичные выступления.

2.6

Математические действия. Деление.

1

1

Составление проектов и презентаций.

2.7

Ровно. Больше. Меньше.

1

1 Конкурсы. Викторины.

2.8

Ровно. Больше. Меньше.

1

1

Составление проектов и презентаций.

2.9

К.В.Н. «Путешествие по стране Цифирии»

1

1 Конкурсы. Викторины.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел I. Добро пожаловать в страну цифр! 25 ч. Откуда взялись цифры. Цифра 1.Магия числа 1.Цифра 2.Магия числа 2.Цифра 3.Магия числа 3.Цифра 4. Магия числа 4. Цифра 5. Магия числа 5. Цифра 6. Магия числа 6. Цифра 7. Магия числа 7. Цифра 8. Магия числа 8. Цифра 9. Магия числа 9. Цифра 10. Магия числа 10. Число 0. Магия числа 0. Проект «Весёлые цифры». Практические работы: 1.Математические горки. 2.Задачи в стихах. 3. Логические задачи 4. Проект «Весёлые цифры». Раздел II. Математическая азбука. 9 ч. Что такое задача. Математические действия. Сложение. Математические действия. Вычитание. Математические действия. Умножение. Математические действия. Деление. Ровно. Больше. Меньше. К.В.Н. «Путешествие по стране Цифирии». Практические работы: 1.Математические горки. 2.Задачи в стихах. 3. Логические задачи 4. К.В.Н. «Путешествие по стране Цифирии».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
  • умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры;
  • действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включать в групповую работу;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи;
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1- 1/ т др, указывающие направления движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • моделировать объемные фигуры из различных материалов и из разверток;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные Ученик научится:
  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • выполнять устно арифметические действия над числами;
  • выполнять письменные вычисления
  • выполнять вычисления с нулем;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
  • проверять правильность выполненных вычислений;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  • сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;
  • читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 10;
  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 10
  • выполнять сложение и вычитание с числом 0;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

Ученик получит возможность научиться:


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.)

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам;

  • решения расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки размеров предметов «на глаз»;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

  • анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель - что известно, что требуется найти);

Аппарат контроля

(Формы контроля и система оценивания) Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником учебных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни школы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к математике, ценностного отношения к математическим знаниям в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение значимости приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение учащимся опыта самостоятельного учебного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (районные и окружные, всероссийские, международные олимпиады, конкурсы и т.д). Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля в форме: 1. тестовых заданий; 2. составление проектов; 3. устный опрос; 4. ответы на вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей; 5. опрос с помощью ПК; Дополнительными видами контроля являются работы творческого характера: 1. проведение конкурсов рисунков, поделок; 2. составление загадок, кроссвордов, шарад в ходе практических заданий; 3 . составление презентаций по выбору учащихся; 4.смотр знаний, конкурсы, игры, олимпиады, викторины; 5. изготовление моделей, пособий, карточек, макетов; Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями.

.

Методическое обеспечение учебного процесса Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно - поисковые методы обучения, метод практических заданий, экскурсии. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании, учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы, опираясь на свои способности, склонности и субъективный опыт. Так как в младшем школьном возрасте происходит идентификация личности, наибольшее значение приобретает совместный, познавательный труд, и поэтому наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации и дифференциации обучения. Занятия строятся с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в активных методах обучения: моделирование ситуаций, применение интерактивных технологий обучения, информационно-коммуникационных, заданиях поискового характера, групповом, самостоятельном обучении. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.



Условия реализации программы

(Перечень разрабатываемого научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы)

  1. Методические рекомендации.

  2. Программа « Школа России».

  3. Презентации по проектам.

  4. Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.

5.Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.

6.Комплект презентаций.

7.Компьютер, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. - Волгоград, 2012.

- Олимпиадные задания. 3-4 классы. - Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. -Волгоград, 2012.

- Занимательные задания по математике. И.И. Баврин. - Владос, 1999.

- Логическая математика для младших школьников.- Москва. Поматур, 1998.

- Учимся играя. В.В.Волина. - Москва, Новая школа, 1994.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004

Литература для учителя

- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. - Волгоград, 2012.

- Олимпиадные задания. 3-4 классы. - Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. -Волгоград, 2012.

- Занимательные задания по математике. И.И. Баврин. - Владос, 1999.

- Логическая математика для младших школьников.- Москва. Поматур, 1998.

Литература для учащихся

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996










11


© 2010-2022