Заглавная буква в словах. 1-й класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К критерию 4 Приложение5

Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в словах". 1-й класс

Кулова Бэлла Юрьевна, учитель начальных классов

Класс: первый

УМК: «ПМПО»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

  1. Учебник: «Азбука1 класс». Автор - М.Л.Моуравова, Владикавказ, СОГПИ, 2011г.

  2. Презентация к уроку

  3. «Пропись. 1 класс,ч.3». Автор- М.Л.Моуравова, Владикавказ, СОГПИ, 2011г);

  4. Тестовые задания (учитель)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

  • метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Азбука. 1 класс», автор - М.Моуравова (Владикавказ.СОГПИ, 2011); презентация, выполненная учителем; «Пропись.Ч.3. 1 класс», автор - (М.Моуравова, 2011); ноутбук с необходимым программным обеспечением, проектор, экран, диск «Обучение грамоте», тестовые задания.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент: игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать»; пальчиковая гимнастика.

  2. Мотивация к учебной деятельности: запись имён друзей.

  3. Актуализация и пробное учебное действие: обоснование записи.

  4. Выявление места и причин затруднения: работа с учебником.

  5. Целеполагание и построение выхода из затруднения: работа в малых группах с материалом учебника; работа со словарным словом Москва; работа с материалами странички для любознательных; работа в прописи.

  6. Электронная физминутка для глаз.

  7. Реализация построенного проекта: работа в парах.

  8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: работа с полными и сокращёнными именами.

  9. Физминутка.

  10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: упр. в РТ;

  11. Включение в систему знаний и повторение: работа с учебником; работа с предложением - запись, подчёркивание и обоснование изученных орфограмм.

  12. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради.

1) - Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Белочка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Белла. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. СЛАЙД 1: игра.

Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

2) - Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Заготавливаем капусту». СЛАЙД 2: пальчиковая гимнастика.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).

3. Актуализация и пробное учебное действие.

- Так почему же я написала с большой буквы, Вадим с маленькой, а Сабина тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Выявление места и причины затруднения.

- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

- Давайте посмотрим на слайд, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга. СЛАЙД 3.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, какой будет его тема? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель). СЛАЙД 3: тема, цель, задачи.

- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).

- Давайте посмотрим диск и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (диск к теме: «Заглавная буква в словах»).

Вопросы после просмотра диска: СЛАЙД 5

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?

  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?

  3. Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?

  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по эталону (на доске вывешен эталон). Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. СЛАЙД 6: группы слов на слайде.

- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на доске. Что это за слово? (Словарное)

Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.

- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в РТ. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? СЛАЙД 7: вопрос о названии городов.

- Давайте попросим ребят рассказать, почему именно так названы города Владикавказ, Алагир, Ардон. (Ребята из 3 человек рассказывают о городах).

Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

- Слушаем: ребята сами выбирали, кто о каком городе будет рассказывать.

-Вадим, как ты понял, почему именно так названы города?

Познавательные:

  • общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;

  • логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

Электронная физминутка для глаз.

6. Реализация построенного проекта.

- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Беллочка, а теперь называют Бэлла. Это что - разные имена?

Работа в парах: упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Физминутка:

Очень трудно так стоять -
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняем упр. в прописи.

Самопроверка.

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

- А теперь давайте выполним тестовые задания.

Самопроверка (правильные ответы на доске). Выяснение, кем и почему допущены ошибки. Коррекция знаний. СЛАЙД 8: правильные ответы на тестовые задания.

9. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

- И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркните известные нам орфограммы. СЛАЙД 9: самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.

У Альбины Алборовой живёт чудесная кошка Мурка.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 10: фразы

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого - то?)….

Лучше всего у меня получилось….

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Список использованной литературы:

  1. М.Л.Моуравова. Русский язык. Пропись.Ч.3. 1 класс. Владикавказ, СОГПИ, 2011.

  2. М.Л.Моуравова. Русский язык. 1 класс. Учебник. Владикавказ, СОГПИ, 2011.

  3. М.Л.Моуравова. Методические указания к учебнику «Азбука»: 1 класс. Владикавказ, СОГПИ, 2011г.

  4. Диск, тестовые задания.

Самоанализ урока русского языка

Уроком русского языка в 1 классе по теме: «Заглавная буква в словах» завершается изучение темы: «Звуки и буквы». На изучение материала отводится 2 часа. Конспект представляет собой полную разработку первого урока в теме, поэтому это урок «открытия нового знания». Предполагается, что на втором уроке полученные знания будут закреплены.

Цель урока - создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных - была достигнута. На уроке была продолжена работа по формированию умения отличать имена собственные от имён нарицательных. Были решены образовательные и воспитательные задачи: изучили правила, использовали полученные знания при выполнении упражнений; учились сравнивать, анализировать, делать выводы; учащиеся имели возможность задуматься над вопросами уважительного отношения к собеседнику, заинтересовались вопросом происхождения названий городов.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, работа в малых группах. Использованное оборудование помогло достижению поставленных целей.

Начало урока прошло организованно, чему способствовало проведение игры в начале занятия. Рука обучающихся была подготовлена к письму благодаря проведению пальчиковой гимнастики.

В начале урока был выявлен уровень подготовленности учащихся по теме, мотивационный этап позволил поддержать положительный настрой на изучение материала в течение урока. Особое внимание было обращено на связь начала занятия и его окончания. В течение урока главным был вопрос: «Почему?» Все записи были объяснены.

При изучении нового материала использовались различные виды работ: работа в парах, в малых группах, индивидуальная работа, презентация, созданная учителем.

При изучении нового материала использовалась работа с учебником, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка, решение тестовых заданий по теме.

На каждом этапе урока были заранее определены планируемые результаты, достижению которых уделялось серьёзное внимание.

Включение в систему знаний произошло на заключительном этапе урока: слова в предложении были подобраны с учётом изучения данной темы. Анализ предложения позволил выявить пробелы в знаниях обучающихся и наметить пути их устранения.

На этапе рефлексии обучающиеся закончили фразы, на основании чего можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты урока достигнуты:

  • обучающиеся научились писать имена собственные с большой буквы, могли научиться анализировать информацию о происхождении названий городов, заинтересоваться указанным вопросом;

  • на уроке учились анализировать, сопоставлять, делать выводы;

  • работа в парах и малых группах способствовала формированию коммуникативных учебных действий;

  • на каждом этапе урока учебные задачи анализировались, что способствовало полному их пониманию; социальная роль обучающегося учащимися была принята.

  • Атмосфера на уроке была доброжелательной, позитивной. Подбор заданий помог каждому ребёнку продвинуться на занятии в своём индивидуальном развитии.

Приложения к уроку:

  • Электронная презентация.

  • Тестовые задания по теме. Электронная физминутка для глаз.

  • Диск (по данной теме).



© 2010-2022