Информационные технологии в обучении младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных документов образовательной деятельности любого учебного заведения. В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является и исключением и инновационная деятельность нашего педагогического коллектива. Я расскажу вам о работе методического объединения учителей начальных классов по данному направлению.

На протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой: как организовать инновационную деятельность, чтобы повысить качество образования младших школьников. Мы строим свою деятельность на основе направлений развития современного образования. Я выявила наиболее важные направления инновационной деятельности МО, по которым уже ведется работа:

  • мониторинг качества образования младших школьников;

  • работа с одаренными детьми в младших классах;

  • работа творческих групп;

  • информационные технологии;

  • проектно-исследовательская деятельность;

  • технология портфолио.

В начальных классах создана система мониторинга как средства повышения качества образованности младших школьников - система постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов. Значение контроля знаний, умений и навыков состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь. Каждый учитель ведет наблюдение за уровнем усвоения школьниками программного материала в своем классе и анализирует, насколько каждый ребенок усвоил программный материал. Срезовые работы составляются в строгом соответствии с основными требованиями программ к учащимся 2-4 классов. По результатам срезовых работ составляем диаграммы. Отслеживаем динамику качества знаний, умений и навыков. Эта система дает неплохие результаты, важно оказать вовремя ребенку помощь, если он что-то не усвоил.

Все наши учителя в системе используют тестовую отчетность на многих учебных предметах. Чаще всего это математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение. Задача учителя - научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике ее работы.

В послании Федеральному Ссбранию от 5 ноября 2008 года была поставлена задача выстраивания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей. А также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Для решения этой задачи мы разработали мини-программу «Работа с одаренными детьми в начальных классах».

Результативность на данном этапе - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней: учащиеся 4 класса, классный руководитель Белкина Е. М. , принимали участие во Всероссийском конкурсе «Артталант», третьеклассники стали победителями во Всероссийском конкурсе «Человек иприрода» - классный руководитель Федешова О. Г. Первоклассники и второклассники участвовали в конкурсах «Кенгуру» и «Пони». Дети активно участвуют и во внеклассной деятельности.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может остаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения. Зато ему под силу сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям и мелу пришло изображение на экране - медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Основными направлениями нашей работы при использовании ИКТ на уроках являются:

  • мультимедиауроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;

  • дистанционные олимпиады и конкурсы;

  • уроки на основе авторских компьютерных презентаций.

Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  • современность и актуальность учебного материала;

  • наличие дополнительного и сопутствующего материала;

  • эстетичность и наглядность;

  • возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы;

  • возможность блочного обозрения темы, опережения знаний;

  • обучение через игровую или практическую деятельность;

  • повышение интереса учащихся к учебе;

  • более четкая организация деятельности учителя.

Кто занимается составлением презентаций и их частым употреблением на уроках и во внеурочной деятельности, должны помнить о том, чтобы не навредить детям, поскольку кроме неоспоримых «плюсов», презентация имеет и ряд «минусов»:

  • нагрузка на зрение;

  • поток дополнительной информации;

  • «клиповость»;

  • порой неудачное оформление;

  • нечитаемость кадра.

В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Каждый учитель выбирает более целесообразные технологии в обучении и воспитании.

Моей инновационной деятельностью стали:

  • технология проблемного урока;

  • информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии);

  • технология проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • использование Интернет-ресурсов.

Мой любимый вид деятельности - это проектно-исследовательская работа. Бернард Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность

Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого учащегося включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла, работая с детьми над проектами.

Проектно-исследовательская деятельность - одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения школьников. А настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его - воспитание функционально грамотной личности. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проекты в начальных классах - это трудно? Да! Но все-таки это возможно и интересно. Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальную активность через проектную деятельность. Метод проектов - самый распространенный вид исследовательского труда. Каждый проект вполне реальное дело для ученика, который знает цели. Может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание к работе над другими.

К технологии проектно-исследовательской деятельности я обратилась в 2006 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе. т.к. необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Темы проектов выбираем такие, которые близки и понятны детям. Идея проекта, как правило, рождается у меня. Но я таким образом создаю проблемную ситуацию. Что ученикам кажется, что эта проблема занимала их ничуть не меньше, и они давно пытаются ее разрешить, правда, не знали, как это сделать. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.

Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель - это консультант, вдохновитель и стратег. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию. Этот метод мне нравится еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Метод проектов применяю как на уроках. Так и во внеурочной деятельности.

Первым нашим проектом во втором классе стал проект «Домики сказочных героев». Дети читали сказки, выясняли, в каких домиках жили герои сказок, затем работали художниками, изображали эти домики на листе бумаги и, наконец, «строили» домики из различных материалов для героев сказок. Так, Фигель Дима с папой изготовили прекрасный терем из спичек, Некрасов Максим из пластилина слепил домик-кувшинчик, а Кочкин Женя - домик-варежку.

Каждый проект не похож на другой. Есть в нашей копилке дел мини-проекты, учебные и творческие проекты. В 3 классе мы с учащимися работали над проектом «Добрый Дедушка Мороз». Дети, обращаясь к разным источникам информации. Собирали интересующие их сведения, фиксировали их, готовили к использованию в проекте. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки и ксерокопии текстов и изображений. Работала мастерская Деда Мороза, где дети мастерили новогодние игрушки и Дедов Морозов.

Всем ребятам запомнился учебный проект «В защиту Бабы Яги». Дети провели исследование: на самом ли деле Баба Яга такая злая? Они анализировали прочитанные сказки, результаты заносили в таблицу «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». По окончании исследовательской работы был проведен суд «В защиту Бабы Яги», где нашу героиню оправдали.

Три месяца мы работали над долгосрочным проектом «Семья вместе - и душа на месте». Конечным продуктом этого проекта стала презентация, где дети представили свои исследовательские работы. Во время подготовки презентации проекта дети вели поиск материала об именах, собирали пословицы о семье, рисовали рисунки, вели сбор фотографий, писали мини-сочинения «Моя семья»; я провела мини-исследование «Что такое счастливая семья?», анкетирование учащихся и их родителей, социалогический опрос «Какие семейные праздники отмечаете в вашей семье?». Дети при помощи родителей составляли свои родословные.

Также мои ученики были заняты проектно-исследовательской работой «Человек и природа. Сотрудничество или противостояние». Учащиеся выявляли экологические проблемы нашего села и страны в целом.

На уроках литературного чтения работали над мини-проектом «Считалки наших любимых взрослых». Бабушки, дедушки, мамы и папы вспоминали считалочки своего детства. Дети узнавали о происхождении считалок, рисовали иллюстрации, сами сочиняли считалки.

Проектный метод можно применять к любой школьной дисциплине и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.

Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствует развитию коммуникативности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого, они учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов, учатся выступать перед аудиторией.

Что является для меня критериями успеха в работе над проектом?

  • Достигнут конечный результат.

  • Дети с интересом и активно участвовали в работе.

А самое главное для меня и моих учеников - получено удовольствие от своей деятельности.

Также стараюсь внедрять в свою деятельность здоровьесберегающие технологии доктора Базарного В. Ф. Так, для снятия напряжения он предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Поэтому урок я строю с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя.

Огромное значение среди здоровьесберегающих технологий обучения имеют средства двигательной направленности. Это движения: физические упражнения, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная. пальчиковая, дыхательная).

Умный ребенок - это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Знания технологий. Которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, - важная составляющая профессиональной компетенции современного учителя.

Я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей или здоровья. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах.



© 2010-2022