Урок по русскому языку для 2 класса «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. Цели: формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; учить отличать имена собственные от нарицательных; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока Организационный момент Учитель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать, рассуждать. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти? Дети: Да! - Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь! - Руки? (На месте.) - Ноги? (На месте.) - Спина? (Прямая.) Актуализация знаний - Что называется именем существительным? - На какие две группы делятся имена существительные в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают: Кто? или Что? (Одушевленные и неодушевленные.) - Как изменяются имена существительные в зависимости от того, сколько предметов они называют? (По числам.) - Сколько родов имеет имя существительное? Назовите их.(Три. Мужской, женский, средний.) Чистописание В в На экране иллюстрации: (Слайд) Что изображено на рисунках? (Велосипед, ведро, ваза.) Ручка, окно, стакан. - На одну строку запишите слова в единственном числе, а на вторую - во множественном. - Определите их род. - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?) - К какой группе имен существительных они относятся? (Неодушевленные) - Собери слова и запиши: (Слайд) В е л (лев), о к л в (волк), р о б е в о й (воробей) - На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) - К какой группе имен существительных они относятся? (Одушевленные.) - Составьте предложение со словом волк. Постановка темы урока - Что мы знаем о том, как оформляется предложение при письме? - А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы? - Прочитайте предложения, записанные двумя учениками. Кто из них прав?

Я люблю сказки Корнея Ивановича Чуковского.

Я люблю сказки корнея ивановича чуковского. - Что вы можете сказать? - Кто скажет тему сегодняшнего урока? (Имена собственные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях.) (Слайд) Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику
Упр. 19 - Подумайте, почему обернулись все три девочки. - Для чего людям даются имена? - Сколько у нас в классе девочек? Назовём каждую. (Девочка Катя, девочка Вика, девочка Василиса.) - Девочек много, но каждая из них имеет своё собственное имя. - А как зовут меня? (Дети называют имя, отчество, фамилию своего учителя.) - Имена бывают собственные и нарицательные. (Слайд ) Вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные. Упр. 21 - письмо с комментированием - Девочки выписывают женские имена, а мальчики- мужские. Физкультминутка А теперь поиграем. Если вы услышите женское имя, то хлопаете руками. Если вы услышите мужское имя, то топаете ногами. Продолжение работы по теме - Назовите свои имена. -Это полные или краткие имена? Назовите свои полные имена. (Слайд ) Упр.24 - Что называют выделенные слова? - От каких имен образованы отчества?

- Спишите имена и отчества. Подчеркните в них большую букву.

Упр. 25 - самостоятельная работа. Упр. 26 Попробуйте самостоятельно сделать вывод о том, как пишутся имена, отчества и фамилии людей.(Слайд)

Словарная работа В деревне есть часы такие, Не мертвые, а живые. Ходят без заводки. Они птичьего рода. (Петух.) - Запишите слово петух. Поставьте ударение, выделите орфограмму, разделите карандашом на слоги. - Отгадайте остальные загадки, запишите слова-отгадки в тетрадях. Всех я за день навещу, Все что знаю, растрещу! (Сорока.)



Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей.)

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Носит серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат дадцать пар И кричат: Кар-кар! Кар-кар! (Ворона.) - Проверьте (Слайд) Итоги урока - Чему мы научились на этом уроке? Оценивание Домашнее задание: упр. 23, с.16, упр.27, с.18.











Урок русского языка на тему:

«Правописание приставки с-»

3 класс



Подготовила:

Никифорова Алевтина Валентиновна,

учитель начальных классов.

2012-2013 уч.год











Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с приставкой с-» Цель урока:способствовать формированию навыка правописания приставок Задачи урока: образовательная:способствовать формированиюпрактических навыков правописания приставки с-; развивающая:активизировать познавательнуюдеятельность школьников; развивать связную речь детей с включением терминологии, соответствующей теме урока; воспитательная:воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке, воспитывать адекватное отношение к своим достижениям

Ход урока: 1. Организация класса 2. Мотивация - У каждого человека есть свои любимые праздники. Но есть праздник, который любят все и с нетерпением ждут его прихода, готовятся к этому празднику. Какой это праздник? (Новый год.) - Назовите атрибуты новогоднего праздника. - Атрибут - необходимый, постоянный признак, принадлежность. (Слайд 1) - На партах у вас лежат "новогодние игрушки". Вы их будете подрисовывать. Если вы отвечаете правильно, то рисуете фломастером кружок на своей игрушке. А в конце урока мы посмотрим, кто лучше раскрасил свою игрушку. 3. Чистописание. - Давайте нарисуем бусы в тетради. - Открываем тетради, пишем число, классная работа. - Рисуем бусы: @@@ - Обязательный атрибут Нового года - ёлка. Прочитайте предложение о ёлке на доске. У ёлки иголки колки. - Что это? Поговорка или скороговорка? - Спишите скороговорку в тетрадь. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Подпишите количество букв и звуков. - Какое это слово? 4. Целеполагание. - Составить из новогодних игрушек бусы. А игрушки у нас не простые. Что вы видите на них? (Приставки) - Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем) - Для чего служат приставки? - По какому признаку составили нижние бусы? (Приставки с «о»: по-, под-, от-, о-, про-, до-.) - Что вы знаете об этих приставках? (В приставках по-, под-, от-, о-, про-, до- всегда пишется гласная о) (Слайд 2) - По какому признаку составили вторые бусы? (Приставки с «а»: на-, за-, над-.) - Что вы знаете об этих приставках? (В приставках на-, за-, над - всегда пишется гласная а) (Слайд 3) - Как составили третьи бусы? (Приставки с парными согласными) - Что вы знаете об этих приставках? (Парные согласные в приставках об-, от-, над- пишутся всегда одинаково.) (Слайд 4) 5. Формирование новых умений и навыков -Урок по русскому языку для 2 класса «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях»Урок по русскому языку для 2 класса «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях» К нам на урок пришли сказочные персонажи. (Слайд 5) Кто это? Из какого произведения? Кто автор? (Н. Носов «Незнайка и его друзья») Знайка и Незнайка писали диктант. Эти слова лежат у вас на партах. - Определите, кто из них написал эти слова: добежал, подбежал, забежал, збежал, дабежал, падбежал, зобежал, сбежал. (дети прикрепляют слова под картинкой) - Почему вы считаете, что эти слова написал Знайка, а эти Незнайка? - А что вы можете сказать про слово сбежал? Верно ли записано слово сбежал? Можем ли мы сейчас определить, кто из них прав? (не можем, потому что не знаем такого правила) - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (какую букву писать в приставке с-, или з-) - Какие поставим перед собой задачи? 1) Расходится ли произношение и написание приставки с-? 2) Зависит ли её написание от произношения? 3) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании приставки с-? - А это мы узнаем, когда выполним упражнение 140 на странице 147. Образуем два столбика: С приставкой Без приставки

Делаем вывод: если вначале слова пишется буква С, то она входит в приставку. Если в начале слова пишется буква З, то она входит в корень. - Послушайте, я прочитаю слова первого столбика. - Какой звук слышится в начале слова? - Слышится звук (З). -Как нам узнать, когда в начале слова писать букву С, а когда писать букву З? - Мысленно выделим корень, и если в слове есть приставка, то будем писать букву С, а если приставки нет, то будем писать букву З. - Прочитаем правило на странице 148. 6. Физкультминутка 7. Закрепление - В какое время года мы встречаем Новый год? - Зима невозможна без снега. А снег - это снежинки. - А у нас волшебные снежинки со словами. - Надо снять снежинку, прочитать слово, вставить букву и вписать в соответствующий столбик. ( В столбики с предыдущей работой). Слова: Сшить зверь сдуть здесь сжать звонить - Придумайте с любым словом предложение про Новый год или зиму. - Вы ждёте, когда выпадет снег. В какие игры играете зимой? - А сейчас запишите, в какие игры играют ребята зимой. - Откройте страницу 148, найдите упражнение 142. - Какое задание надо выполнять? - Списать предложения и подчеркнуть подлежащее и сказуемое 8. Итог урока. - По какой теме мы сегодня работали? - Что нового узнали? - Какие вопросы ставили перед собой? Какие ответы получили? Какой совет дадим Незнайке? - Заполните пропуски в предложении (Слайд 6). Приставка с- может произноситься в словах как ? и как ? , а пишется эта приставка … ? всегда одинаково, только с - . 9. Рефлексия. - Кладём голову на парту, закрываем глаза. Учитель читает текст. - Ребята готовились к Новому году. Они сделали бумажные бусы, зайчика из шерстяных ниток, жирафа из маленьких коробок, снежинки из фольги, из остатков материи сшили слонёнка. Наступил Новый год. Ёлку поставили на средину комнаты и нарядили игрушками. - Подняли головы и открыли глаза. - Какими игрушками нарядили ёлку дети? - Мы с вами тоже нарядим ёлку своими новогодними игрушками. - Кто украсил свою игрушку 12 шариками? Прикрепите свою игрушку на нашу ёлку. Вам за урок ставлю оценку пять. - Остальные тоже прикрепите свои игрушки на нашу ёлку.

© 2010-2022