Конспект урока по ОРКСЭ, модуль Светская этика, тема Дружба

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дружба.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни человека.

Задачи : показать ценность и необходимость дружбы; определить какими качествами должен обладать настоящий друг; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; формировать умения работать с учебником, словарём; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе пары, договариваться друг с другом;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, работа в парах, составление словаря терминов и понятий, использование информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: мультимедиа , словарь, карточки с пословицами, карточки с вопросами «Знаю ли я своего друга?»

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Определение темы урока.

- Вы узнаете тему урока, если вставите недостающее слово.(Слайд 2)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, о человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание.

3. Введение понятия «дружба».

-Как вы понимаете, что такое дружба? (Слайд 3) (Ответы детей.)

- Прочитайте стихотворение, которое так и называется «Что такое дружба?»

-Что такое дружба?-

Спросила я у птицы.

-Это когда коршун

Летает вместе с синицей.(Слайд 4)

Спросила я у зверя:

-Что такое дружба?

-Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.(Слайд 5)

А после спросила у девочки:

-Дружба - что такое?

-Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.(Слайд 6)

-А теперь обратимся к Толковому словарю Ожегова и в Википедию. Прочитаем определение. Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. ДРУЖБА ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.). || прил. дружеский, -ая, -ое. (Слайд 7)

- Пользуясь этими определениями, запишите в тетрадь, что такое дружба.

4.Работа с учебником.

- В учебнике на стр.32 найдите правила, при соблюдении которых возможна прочная дружба.

Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил, главными из которых уважение друг друга, умение признавать свои ошибки. Дружба - это и забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.

- А сейчас мы поговорим об отличительных чертах дружбы.

- Прочитайте слова древнегреческого философа, математика Пифагора Самосского.

«Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.»(Слайд 8)

- Одна из отличительных черт дружбы - избирательность. Прочитайте, что написано об этом в учебнике(стр.32-33).

- Послушайте стихотворение Агнии Барто.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

- Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

-Ещё одна отличительная черта дружбы - бескорыстность. Прочитайте, что написано об этом в учебнике (стр.33).(Слайд 9)

- Вы хорошо знаете мультфильм «Бременские музыканты». Можно ли назвать героев этого мультфильма друзьями? Что их объединяло? (Слайд 10)

- Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов. Это ещё одна черта дружбы. Обратимся к учебнику (стр.33).

- Перечислите черты дружбы.(Слайд 11) Запишите в тетрадь.

5. Игра «Собери пословицы» (Работа в парах).

-На каждой парте лежат карточки. На одних написано начало пословиц, на других - конец. Соберите пословицы.

• Человек без друзей, … ( что сокол без крыльев).

• Знал дружка в радости, … ( не оставляй в горести).

• Нет друга - ищи, … ( нашёл - береги).

• Дружба крепка не лестью, … ( а правдой и честью).

• Дерево держится корнями, а … ( человек друзьями).

• Лучше друг верный, … ( чем камень драгоценный).

Самопроверка. (Слайд 12)

6.Размышляем о душевных ранах.

- Послушайте стихотворение.

Помню: с дерева в бору

Я упал однажды летом.

Было больно, но к утру

Я забыл уже об этом.

Помню: руку в мастерской

Я пилой поранил в школе.

Час прошёл или другой,

Я пилил, забыв о боли.

Помню: с братом как- то раз

Лбами мы в игре столкнулись.

Искры брызнули из глаз…

Боль прошла - мы улыбнулись.

Но обидным словом друг

Рану мне нанёс когда-то.

Стало очень больно вдруг…

Больно и сейчас, ребята.

- Какую боль не смог забыть герой стихотворения?

-Что же может разрушить дружбу? Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Раны, нанесённые словом, заживают очень долго.

- Я вам расскажу притчу «Гвозди». Послушайте и скажите, о чём эта притча заставляет задуматься.(Слайд 13)

Притча «Гвозди»

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется..."

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...

7. «Знаю ли я своего друга?»

- У тебя есть друг? Давно ли вы познакомились? Где вы познакомились?

А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете своих друзей?

Ответьте на вопросы.(Карточка с вопросами)

«Знаю ли я своего друга?»

  • Какой урок у него любимый?

  • Какой вид спорта он любит?

  • Какое животное имеет или хочет иметь?

  • Какие книги любит читать?

  • Какое время года у него любимое?

  • Кем хочет стать, когда вырастет?

- На все ли вопросы вы смогли ответить? Если нет, то выясните, чем увлекается, интересуется ваш друг.

8. Итог.

-О чём говорили на уроке? Что такое дружба? Когда дружбу можно считать настоящей? Какую роль играет дружба в жизни человека? (Слайд 14)

9. Домашнее задание.

- Составьте рассказ о своём друге.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Основы светской этики 4-5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Просвещение, 2012.

2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе / Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

3.allforchildren.ru

4.stihi.ru

5.klassiki 34.ru

6.flaminguru.narod.ru



© 2010-2022