- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОРКСЭ, модуль Светская этика, тема Дружба
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль Светская этика, тема Дружба
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева Н.С. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Дружба.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни человека.
Задачи : показать ценность и необходимость дружбы; определить какими качествами должен обладать настоящий друг; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; формировать умения работать с учебником, словарём; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе пары, договариваться друг с другом;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, работа в парах, составление словаря терминов и понятий, использование информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: мультимедиа , словарь, карточки с пословицами, карточки с вопросами «Знаю ли я своего друга?»
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Определение темы урока.
- Вы узнаете тему урока, если вставите недостающее слово.(Слайд 2)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, о человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание.
3. Введение понятия «дружба».
-Как вы понимаете, что такое дружба? (Слайд 3) (Ответы детей.)
- Прочитайте стихотворение, которое так и называется «Что такое дружба?»
-Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.(Слайд 4)
Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
-Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.(Слайд 5)
А после спросила у девочки:
-Дружба - что такое?
-Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.(Слайд 6)
-А теперь обратимся к Толковому словарю Ожегова и в Википедию. Прочитаем определение. Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. ДРУЖБА ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.). || прил. дружеский, -ая, -ое. (Слайд 7)
- Пользуясь этими определениями, запишите в тетрадь, что такое дружба.
4.Работа с учебником.
- В учебнике на стр.32 найдите правила, при соблюдении которых возможна прочная дружба.
Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил, главными из которых уважение друг друга, умение признавать свои ошибки. Дружба - это и забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.
- А сейчас мы поговорим об отличительных чертах дружбы.
- Прочитайте слова древнегреческого философа, математика Пифагора Самосского.
«Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.»(Слайд 8)
- Одна из отличительных черт дружбы - избирательность. Прочитайте, что написано об этом в учебнике(стр.32-33).
- Послушайте стихотворение Агнии Барто.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
- Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?
-Ещё одна отличительная черта дружбы - бескорыстность. Прочитайте, что написано об этом в учебнике (стр.33).(Слайд 9)
- Вы хорошо знаете мультфильм «Бременские музыканты». Можно ли назвать героев этого мультфильма друзьями? Что их объединяло? (Слайд 10)
- Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов. Это ещё одна черта дружбы. Обратимся к учебнику (стр.33).
- Перечислите черты дружбы.(Слайд 11) Запишите в тетрадь.
5. Игра «Собери пословицы» (Работа в парах).
-На каждой парте лежат карточки. На одних написано начало пословиц, на других - конец. Соберите пословицы.
• Человек без друзей, … ( что сокол без крыльев).
• Знал дружка в радости, … ( не оставляй в горести).
• Нет друга - ищи, … ( нашёл - береги).
• Дружба крепка не лестью, … ( а правдой и честью).
• Дерево держится корнями, а … ( человек друзьями).
• Лучше друг верный, … ( чем камень драгоценный).
Самопроверка. (Слайд 12)
6.Размышляем о душевных ранах.
- Послушайте стихотворение.
Помню: с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню: руку в мастерской
Я пилой поранил в школе.
Час прошёл или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню: с братом как- то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла - мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанёс когда-то.
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
- Какую боль не смог забыть герой стихотворения?
-Что же может разрушить дружбу? Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Раны, нанесённые словом, заживают очень долго.
- Я вам расскажу притчу «Гвозди». Послушайте и скажите, о чём эта притча заставляет задуматься.(Слайд 13)
Притча «Гвозди»
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется..."
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...
7. «Знаю ли я своего друга?»
- У тебя есть друг? Давно ли вы познакомились? Где вы познакомились?
А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете своих друзей?
Ответьте на вопросы.(Карточка с вопросами)
«Знаю ли я своего друга?»
-
Какой урок у него любимый?
-
Какой вид спорта он любит?
-
Какое животное имеет или хочет иметь?
-
Какие книги любит читать?
-
Какое время года у него любимое?
-
Кем хочет стать, когда вырастет?
- На все ли вопросы вы смогли ответить? Если нет, то выясните, чем увлекается, интересуется ваш друг.
8. Итог.
-О чём говорили на уроке? Что такое дружба? Когда дружбу можно считать настоящей? Какую роль играет дружба в жизни человека? (Слайд 14)
9. Домашнее задание.
- Составьте рассказ о своём друге.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.Основы светской этики 4-5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Просвещение, 2012.
2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе / Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3.allforchildren.ru
4.stihi.ru
5.klassiki 34.ru
6.flaminguru.narod.ru