Рабочая программа курса краеведения Мы - дети природы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Пионерский

Рассмотренно на заседании «Согласовано» Утверждено

кафедры начального зам. директора приказом №_______

образования _______________ Терехина Н.А

протокол №_________ «____»_____________2013г.

«____»________________2013г. «____»________2013г.

_____________Шабалина Л. В.







Рабочая программа

по курсу краеведения «Мы - дети природы»

для 2В класса







Составитель:

Шабалина Людмила Вячеславовна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории





2013 год

КУРС КРАЕВЕДЕНИЯ «МЫ - ДЕТИ ПРИРОДЫ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Главная цель интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. Задачи курса:

  1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка.
  3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Реализуется экологический принцип, художественно-эстетический принцип, принцип исторического подхода и принцип практической направленности. Рабочая программа курса краеведения «Мы - дети природы» разработана на основе авторской программы Т.К. Орловой (Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2003).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Изучение курса «Мы - дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии ХМАО - Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом , культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких курсов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО с древности до наших дней».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Курс краеведения «Мы - дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс 2 класса включает темы: «Мир природы», «Традиции и быт народов Севера», «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера». Тема 1. Мир природы. Сезонные изменения в природе: особенности зимы, весны, лета и осени в югорском крае. Народный календарь. Названия месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры. Природные сообщества края: лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг, их растительный и животный мир. Разнообразие условий жизни, приспособленность живых организмов к различным условиям среды. Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования. Красная книга родного края. Тема 2. Традиции и быт народов Севера. Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). Шалаш, навес с берестяным покрытием и покрытием из травы, сена (летнее рыболовецкое поселение). Виды жилищ: стационарные и переносные. Древнее жилище обских угров - землянки и их укрепление. Срубные дома, их размещение. Чум - жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. Очаг и его размещение в жилищах. Хозяйственные постройки - лобазы, навесы, их функции. Домашняя утварь - искусное мастерство северян. Береста - основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. Плетеные коробки из корней кедра - корневатики, их название. Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети - помощники родителей. Игры и игрушки детей Югры. Тема 3. Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках). Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа, любви к своей малой Родине и ее народу.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

1

Мир природы.

14

2

Традиции и быт народов Севера.

15

3

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

5


Итого:

34



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: - «Учебное пособие по курсу краеведения «Мы - дети природы» для учащихся 1-4 классов»; - хрестоматия по краеведению «Мы - дети природы» для учителей начальных классов. 2. Компьютер. 3. Мультимедийное оборудование.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


В результате изучения курса краеведения «Мы - дети природы» во 2 классе дети научатся: характеризовать признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае; различать природные сообщества края: лес, болото, луг; определять некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года; определять охраняемые растения и животных Югры (1 - 2); правилам поведения в природе. Дети получат возможность научиться: вести самостоятельные наблюдения в природе; обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах; проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения; называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Мир природы. 14ч

1 Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

1

2 Народный календарь.

1

3

Названия месяцев. Практическая работа: сбор плодов и семян растений.

1

4 Природные сообщества края.

1

5

Лес. Практическая работа: распознавание растений по листьям.

1

6 Растительный и животный мир леса.

1

7 Болото.

1

8 Растительный и животный мир болота.

1

9 Луг.

1

10 Растительный и животный мир луга.

1

11 Влияние деятельности человека на растения и животных.

1

12

Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры.

1

13

Красная книга родного края.

1

14

Практическая работа: изготовление поделок из природного материала.

1

Традиции и быт народов Севера. 15ч

15

Типы поселений: традиционные и сезонные.

1

16

Виды жилищ: стационарные и переносные.

1

17 Экскурсия «Традиционные виды жилищ народов Севера».

1

18 Древнее жилище обских угров - землянки и их укрепление.

1

19 Срубные дома, их размещение.

1

20 Чум - жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

1

21 Практическая работа: моделирование видов жилища народов Севера.

1

22 Очаг и его размещение в жилищах.

1

23 Хозяйственные постройки - лобазы, навесы, их функции.

1

24 Домашняя утварь - искусное мастерство северян.

1

25 Береста - основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.

1

26 Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса.

1

27 Плетеные коробки из корней кедра - корневатики, их название.

1

28 Экскурсия «Предметы быта народов Севера».

1

29 Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети - помощники родителей.

1

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. 5ч

30 Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных.

1

31 Волшебные сказки.

1

32 Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).

1

33 Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.

1

34 Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, любви к своей малой Родине.

1


























© 2010-2022