- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса краеведения Мы - дети природы (2 класс)
Рабочая программа курса краеведения Мы - дети природы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шабалина Л.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Пионерский
Рассмотренно на заседании «Согласовано» Утверждено
кафедры начального зам. директора приказом №_______
образования _______________ Терехина Н.А
протокол №_________ «____»_____________2013г.
«____»________________2013г. «____»________2013г.
_____________Шабалина Л. В.
Рабочая программа
по курсу краеведения «Мы - дети природы»
для 2В класса
Составитель:
Шабалина Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2013 год
КУРС КРАЕВЕДЕНИЯ «МЫ - ДЕТИ ПРИРОДЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Главная цель интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. Задачи курса:
- Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка.
- Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Изучение курса «Мы - дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии ХМАО - Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом , культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких курсов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО с древности до наших дней».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс краеведения «Мы - дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс 2 класса включает темы: «Мир природы», «Традиции и быт народов Севера», «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера». Тема 1. Мир природы. Сезонные изменения в природе: особенности зимы, весны, лета и осени в югорском крае. Народный календарь. Названия месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры. Природные сообщества края: лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг, их растительный и животный мир. Разнообразие условий жизни, приспособленность живых организмов к различным условиям среды. Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования. Красная книга родного края. Тема 2. Традиции и быт народов Севера. Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). Шалаш, навес с берестяным покрытием и покрытием из травы, сена (летнее рыболовецкое поселение). Виды жилищ: стационарные и переносные. Древнее жилище обских угров - землянки и их укрепление. Срубные дома, их размещение. Чум - жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. Очаг и его размещение в жилищах. Хозяйственные постройки - лобазы, навесы, их функции. Домашняя утварь - искусное мастерство северян. Береста - основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. Плетеные коробки из корней кедра - корневатики, их название. Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети - помощники родителей. Игры и игрушки детей Югры. Тема 3. Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках). Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа, любви к своей малой Родине и ее народу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во часов
1
Мир природы.
14
2
Традиции и быт народов Севера.
15
3
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.
5
Итого:
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: - «Учебное пособие по курсу краеведения «Мы - дети природы» для учащихся 1-4 классов»; - хрестоматия по краеведению «Мы - дети природы» для учителей начальных классов. 2. Компьютер. 3. Мультимедийное оборудование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса краеведения «Мы - дети природы» во 2 классе дети научатся: характеризовать признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае; различать природные сообщества края: лес, болото, луг; определять некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года; определять охраняемые растения и животных Югры (1 - 2); правилам поведения в природе. Дети получат возможность научиться: вести самостоятельные наблюдения в природе; обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах; проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения; называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Мир природы. 14ч
1 Экскурсия. Сезонные изменения в природе.
1
2 Народный календарь.
1
3
Названия месяцев. Практическая работа: сбор плодов и семян растений.
1
4 Природные сообщества края.
1
5
Лес. Практическая работа: распознавание растений по листьям.
1
6 Растительный и животный мир леса.
1
7 Болото.
1
8 Растительный и животный мир болота.
1
9 Луг.
1
10 Растительный и животный мир луга.
1
11 Влияние деятельности человека на растения и животных.
1
12
Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры.
1
13
Красная книга родного края.
1
14
Практическая работа: изготовление поделок из природного материала.
1
Традиции и быт народов Севера. 15ч
15
Типы поселений: традиционные и сезонные.
1
16
Виды жилищ: стационарные и переносные.
1
17 Экскурсия «Традиционные виды жилищ народов Севера».
1
18 Древнее жилище обских угров - землянки и их укрепление.
1
19 Срубные дома, их размещение.
1
20 Чум - жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.
1
21 Практическая работа: моделирование видов жилища народов Севера.
1
22 Очаг и его размещение в жилищах.
1
23 Хозяйственные постройки - лобазы, навесы, их функции.
1
24 Домашняя утварь - искусное мастерство северян.
1
25 Береста - основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.
1
26 Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса.
1
27 Плетеные коробки из корней кедра - корневатики, их название.
1
28 Экскурсия «Предметы быта народов Севера».
1
29 Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети - помощники родителей.
1
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. 5ч
30 Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных.
1
31 Волшебные сказки.
1
32 Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).
1
33 Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.
1
34 Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, любви к своей малой Родине.
1