Использование инновационных технологий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных технологий в начальной школе.

И.Б.Суворова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №24,

учитель начальных классов

г.Елец

«Цель начального обучения -

общее развитие школьников»

Л.В.Занков Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность личности, её потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, отовсюду идёт большой поток информации. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентироваться, уметь ставить цели, добывать и применять свои знания должен каждый учащийся на выходе из школы. Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными технологиями. Творчески работающий учитель понимает, что без современных образовательных технологий не выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс. Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Достичь этой цели помогают инновационные педагогические технологии. В настоящее время большую популярность приобрела технология развивающего обучения. Концепция развивающего обучения утвердилась в XX веке благодаря трудам русских учёных Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Ни для кого не секрет, что использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С.Выготским. В начале 30-х годов XX века он выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как основную цель. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. В основе методики развивающего обучения Л.В.Занкова лежит научное убеждение, высказанное Л.С.Выготским, о том, что «…обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Принципы развивающего обучения:

  • обучение ведётся на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • обучение проходит в быстром темпе, без пережевывания того, что уже известно;
  • осознание школьниками процесса учения.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Разработанная Л.В.Занковым система обучения помогает изжить скуку в учебном процессе, обеспечивает широту знаний и прочность навыков учащихся, делает работу учителя творческой. С 1994 года обучаю детей по развивающей системе Л.В.Занкова. Моих учеников легко распознать в общей массе школьников. Их отличает особый огонёк любопытства в глазах, на лицах читается безграничный интерес к познанию всего, что есть вокруг.


Использование инновационных технологий в начальной школе. Обучая детей по развивающей системе Л.В.Занкова стараюсь использовать на уроке технологию проблемного обучения. Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети на уроке не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные. Создать действительно проблемную ситуацию бывает сложно. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска её решения. Поиск решения на уроке проходит в группах или можно его провести в виде подводящего диалога. Индивидуализация - одна из ведущих педагогических образовательных технологий в рамках системы Л.В.Занкова. Авторы учебников разработали технологию индивидуализации через учебные задания в учебниках. Первым условием индивидуализации через задания учебника является наличие в них поисковых элементов. Вторым условием - выполнение заданий повышенной трудности всеми учащимися. В последние годы в своей работе стала использовать технологию взаимообучения. Эта технология требует развития умений работать в парах. Для проведения урока в технологии взаимообучения я делю класс на группы по 5-6 человек. Перед детьми ставлю проблемные вопросы. Обсуждение идёт в группах, затем группы последовательно выступают с ответами на вопросы.

Технологическая карта по теме «Война 1812 года».

(интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира).

Этапы

Цели

Содержание

Формы и методы работы 1. Актуализация опорных знаний Организовать познавательную деятельность учащихся 1.Формулировка темы урока. 2. Работа с карточками.
Фронтальная. Диалог учителя с детьми.

2. Усвоение новых знаний - Создать образ Наполеона; -формировать коммуникативное умение работать с учебным текстом; -пробуждать интерес к теме.
1. Знакомство с личностью Наполеона. 2.Начало Отечественной войны 1812 года 3. Партизанская война. 4. Бородинское сражение. Индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

3. Первичное закрепление Уметь выбирать главное, делать сообщения, обобщения, выводы. Актуализация личностного опыта учащихся, классификация полученной информации. Групповая, фронтальная.

4. Рефлексия Уметь: -анализировать полноту и новизну приобретённых знаний; -осуществлять анализ и самоанализ деятельности. Дополнительные сведения, обмен мнениями о новой информации. Фронтальная дискуссия, индивидуальные выступления.


Чтобы хорошо учиться, школьникам необходимы хорошее самочувствие, высокая работоспособность. В силу этого проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной в образовательной деятельности. Освоила и применяю на практике методики здоровьесберегающих технологий. Из опроса учащихся класса выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делают 37% опрошенных. Почти все дети класса проводят у компьютера от 1 до 2 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после учебных занятий. Поэтому в своей работе стараюсь проводить классные часы, посвященные здоровому образу жизни, активно участвовать в Днях здоровья. Обучение, развитие и воспитание учащихся - единый процесс в учебной и внеурочной деятельности. Главное в концепции - не только развивать у учеников интерес к учению, но и научить его добывать знания самостоятельно. В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Электронное портфолио» позволяет судить об учебных, творческих и коммуникативных достижениях ученика. Все работы, выполняемые учеником в процессе обучения, собираются и группируются по рубрикам. Ведение ученического портфолио для меня не новинка. Все учащиеся этого выпуска ведут папки учебных достижений. В них находятся лучшие работы за годы обучения: сочинения, тесты, результаты участия в конкурсах и олимпиадах. Такая работа направлена на развитие рефлексии учащихся и на мотивирование их обучения. С прошлого года в условиях введения Федеральных государственных стандартов второго поколения стараюсь уделять особое внимание созданию электронного портфолио, что позволит учащимся с 1-го класса осваивать работу с информационными материалами.

Список литературы. 1. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Academia, 2000. - С.151. 2. Журнал «Начальная школа» /Чуракова Р.Г., Развивающее обучение на пороге 21 века /, №5 2001. 3. Сеть творчески работающих учителей it-n/ru

© 2010-2022