Конспект урока по чтению на тему Формирование УУД (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект открытого урока

по литературному чтению

по теме:

«Формирование УУД у уч-ся

младших классов».


«Художественный образ

в поэтическом тексте.

Хокку Басё и Тиё.

Э.Нийт. «Каменный замок

на камне чернел…»


(2 «а» класс, система Л.В.Занкова)




Учитель:

Коростылёва

Елена

Юрьевна.



16.10.2012 г.

Урок призван формировать у уч-ся:

Личностные УУД:

  • интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте;

  • умение выделять поступок как проявление характера героя;

  • эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

  • чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

  • понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребёнку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

  • умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Регулятивные УУД:

  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

  • участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

  • ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

  • выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  • на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

  • ориентироваться в содержании учебника.

Коммуникативные УУД:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

  • уважать мнение собеседников;

  • участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы;

  • действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Цель урока: формировать понимание художественного образа как некоего целостного

художественного впечатления.

Материально-техническое обеспечение урока: презентации, аудио-запись «Трели соловья», индивидуальные листочки с с/р для уч-ся, учебник «Литературное чтение, 2 класс, часть первая. В.Ю.Свиридова».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звонок прозвенел, и пора начинать,

Ведь тайны искусства нам нужно узнать.

С завязки всегда начинают рассказы,

И мы не раскроем здесь тайны все сразу.

Мы в тайны проникнем с тобой постепенно.

Читай, размышляй - ждёт успех непременно.

2. Сообщение цели урока.

- О чём же будем говорить на уроке?

(Отправимся в погоню за секретами литературы.)

3. Подготовка к восприятию.

- Откройте учебник на с.64. Прочитайте название главы.

(«Погоня за секретами литературы».)

- Как вы понимаете эти слова?

- Прочитайте вопросы в учебнике. Приходилось ли вам создавать красоту? Например, украшать комнату?

- Приходилось ли вам видеть что-то необыкновенно красивое, поразительное? А потом пытаться рассказать об этом так, чтобы слушатели тоже удивлялись? Поделитесь впечатлениями.

- А что помогает видеть красоту даже в обычных окружающих нас вещах?

(Фантазия и воображение.)

4. Работа по новой теме.

- Значит, вы умеете действовать, как художники. А кто такой художник? Оказывается, у этого слова целых 3 значения! Это тот, кто работает в какой-нибудь области искусства; тот, кто создаёт произведения живописи или графики; а также тот, кто выполняет что-нибудь с большим мастерством.

- Прочитайте «бежевый» абзац. Что заметили?

(Слова, похожие по звучанию: изобразить, отобразить, вообразить, образ.)

- Что у них общего?

(Все связаны с образом.)

- Найдите определение, что такое образ.

(Это не сам предмет, а его изображение, или след, который он оставляет в нашей душе.)

- Давайте подумаем, а чем эти слова отличаются друг от друга?

(Изобразить и отобразить - наглядно показать (например, нарисовать или описать словами). Вообразить - представить мысленно.)

- Выступим в роли художников и поиграем в игру «На что похоже».

(Описываем ассоциации, возникающие со словами дуб, берёза.)

- Какой же вывод можно сделать?

(У каждого в мыслях возникает свой образ.)

5. Физкультминутка.

6. Чтение и анализ хокку.

- Хокку - это жанр японской поэзии, нерифмованное трёхстишие. Отличается простотой изложения, последняя строка - вывод.

  • Мацуо Басё (1644 - 1694) - создал высокие образы жанра хокку. Его хокку отличают изящная простота, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.

- Прочитайте второе хокку (с. 65). О чём оно?

(Об иве и соловье.)

- Нарисуйте словесную картинку, что вы себе представили, прочитав это произведение.

(На берегу реки стоит ива, наклоняясь к воде своими ветками. На ветке сидит соловей.)

- Соловей - красивая птица? (Слайд.)

(Нет, невзрачная птичка.) (Аудиозапись трели соловья.)

- Да, он красив, когда поёт, красива его песня, тогда раскрывается настоящая красота соловья. Так и душа человека красива тогда, когда понимаешь её.

- Как понимаете выражение «с открытой душой»?

(Искренне, доверчиво.)

- А «раскрывать душу»?

(Откровенно рассказывать о своих заветных мыслях, переживаниях, чувствах.)

- Вот и автор перед нами раскрывает свою душу, рассказывая о своих переживаниях и чувствах.

7. Динамическая пауза.

2 группы подготовили «живую» картинку: образ осени и игры, а остальные - разгадывают. Затем все пытаются изобразить образ огня и ночи.

8.Продолжение работы по теме.

- Японцы - любители создавать «сад камней». (Слайд.)

- А какие у вас ассоциации со словом «камень»?

- Найдите стихотворение эстонской поэтессы Эллен Нийт (с.66) про каменный замок в переводе Юнны Мориц. (Слайд.)

(Чтение стихотворения учителем.)

-Поделитесь впечатлениями. Кто герой?

(Король и 6 королевичей.)

Работа в парах: найти слова и словосочетания, в которых есть часть слова «камень» и попробовать их объяснить. (Слайды.)

  • Каменный замок (замок из камней).

  • Чернел на камне (весь чёрный, неприятный).

  • Король каменный каменел (король застыл в бездействии, надменности и гордости).

  • С каменной рожей (нет признаков жизни, бесчувственная маска).

  • Каменные лбы (ходили важно, демонстрируя своё превосходство над окружающими).

  • Каменная ложь (ложь надменных людей, которые ощущают своё полное превосходство над другими и никогда ни в чём не сомневаются).

- Разве ложь бывает разная по природе?

(Да. Может быть ложь-фантазия, выдумка, когда человек привирает, чтобы казаться интереснее; может быть ложь-клевета, когда наговаривают напраслину на человека, чтобы извлечь выгоду для себя; ложь бывает с целью уберечь близких от тех сведений, которые их могут сильно расстроить).

  • Каменное сердце (бесчувственное сердце, отсутствие живых чувств: участия, сочувствия, любви).

  • Каменно верили (тупо, упрямо).

- Какое из этих выражений является самым главным, из которого вырос образ, созданный поэтессой?

(Каменное сердце.)

- Заметили ли вы, что слово «камень» является главным при образовании определений, с помощью которых характеризуются герои этого стихотворения? Верно ли утверждение, что в них содержится оценка героев?

(Верно.)

- Так что же самое отвратительное в этих каменных короле и королевичах?

(То, что у них каменное сердце, которым они ещё и гордятся.)

- Прочитайте комментарий автора в конце стихотворения. Согласны ли вы с мнением автора?

9. Итог урока.

- Попробуйте сделать вывод, что страшнее: каменеть внешне или внутренне?

- Подумайте, чему вас научил сегодняшний урок?




Д/з: поработать над 1 из хокку Тиё (с.65),

попробовать найти и прочитать полную

версию «Сказки о каменном короле».

© 2010-2022