Технологическая карта урока русского языка 2 класс по теме Не с глаголом

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет русский язык класс 2 - г


Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Правописание частицы НЕ с глаголом

«Глагол» 11 из 15

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия новых знаний. фронтальная, работа в группах, дифференцированная, индивидуальная.

Методы: объяснительно - иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично - поисковый.

Цель урока

Задачи урока

способствовать формированию умения писать частицу не раздельно с глаголом; находить рифмующие строки; составления рассказа на тему пословицы.

УУД предметные - проводить сравнение между написаниями частицы не с глаголом и другими словами, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения по результатам исследования. - развивать интерес и познавательные способности учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности; - формировать положительную мотивацию к обучению через осознание практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности;

УУД метапредметные

Познавательные: Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, употреблять глаголы в определённом числе. Распознавать глаголы-синонимы и объяснять их лексическое значение. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Регулятивные: Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Коммуникативные: Аргументировать свою позицию.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология деятельностного метода обучения; технология оценивания учебных успехов.

Учебник по русскому языку 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, проектор, компьютер, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Приветствует учащихся.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём -
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.

Настраиваются на работу,

Формируются правила поведения и коммуникативные умения.

Коммуникативные: умение сотрудничать с партнёрами по образовательному процессу.

Личностные: развивать у учащихся мотивационно-ценностное отношение к учению

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу;

полная готовность класса и оборудования к уроку;

организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Карлсон вернулся из путешествия. Где он только ни был и готов поделиться с нами своими открытиями. И сегодня на уроке с его помощью мы с вами откроем еще одну тайну русского языка.

- Ребята, а что мы делаем, когда приходят в гости?

- В течение всего урока мы с вами будем угощать Карлсона сладостями.

- А что он любит есть?

- Сейчас он с дороги, и очень хочет кушать… Малыш приготовил для Карлсона список блюд, которыми он будет его угощать.

Используя таблицу, вы должны записать слово, которое здесь зашифровано.

Первую букву я вам помогу расшифровать, для этого мы найдем в верхней строчке торт, а в столбце свечки - и посмотрим, какая буква стоит на пересечении.

  1. Торт с восемью свечками

  2. Варенье из вишни

  3. Пирожки с яблоком

  4. Шоколадное мороженое

- Какое слово зашифровано в меню?

- Посмотрите, у Карлсона на столе появилось первое блюдо.

- Пока Карлсон занят тортом, мы с вами поработаем с новым словарным словом ОБЕД

А что такое обед?

У вас на столах лежат листы разного цвета, с ними мы сегодня будем работать на уроке

Возьмите листок ………… цвета. Приложение 2.

(Задания распечатываются на разноцветных листах по усмотрению учителя, для того чтобы ребятам было удобно ориентироваться в раздаточном материале)

Прочтем какое определение дает этому слову толковый словарь.

  1. Прием пищи в середине дня.

  2. Пища, приготовленная для этой еды.

  3. Время этой еды, обычно полдень.

  4. Перерыв в работе на время обеда, в обеденное время.

К истокам слова. В древности слово обед означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня -ед- («еда») и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло сращение приставки и корня и в настоящее время все слово является корнем.

Выделим корень. Выделим ударение в слове и запишем его транскрипцию [аб'эт]

- Совпадает или расходится произношение слова с его написанием?

- Найдем ошибкоопасные места.

- Какие из данных орфограмм мы сможем проверить?

- Что для этого нужно сделать?

Подберем такое слово обед - обеды

- Что будем делать с безударной гласной? попробуйте подобрать проверочное слово.

Подберем однокоренные слова к слову обед.

Обед, обедец, обеденный, дообеденный, обедать, отобедать, пообедать.

Составим словосочетание с использованием одного из этих слов и слова стол.

Какое из этих слов подходит к слову стол?

На слайде остаются ОБЕДАЛ ПООБЕДАЛ. Слова, какой части речи остались на слайде.

Докажите.

Ребята, а наш гость обедал? Вы видели? Что же получается?

Хозяин (не) ведал, что гость (не) обедал.

Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Найдем в этом предложении глаголы, докажите, что они обозначают.

А что вы видите перед глаголами?

Как вы думаете, почему эти слова записаны в скобках?

Чтобы узнать как писать нам нужно выяснить какой частью речи является не?

Итак, мы с вами обнаружили 2 вопроса, ответы, на которые нам предстоит найти на уроке.

- Теперь мы с вами можем сформулировать тему нашего урока.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

- Угощаем.

Ответы детей

Ребус дан на листочках.


- Обед





- Расходится

- Безударная гласная и парная согласная на конце слова.

- Парную согласную

- Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласной в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].

- эту букву нужно запомним.

- Глаголы. Так как отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? И обозначают действие предмета.

- Слово НЕ

- Не знаем, как написать не с глаголами

- «Правописание не с глаголами»

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать проблему; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; осуществлять самоконтроль; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

актуализированы опорные знания необходимые для «открытия нового знания»;

выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений

3. Построение проекта выхода из затруднений

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Карлсон очень любит шалить, баловаться, а малыш его всячески отговаривал…

Слезь-ка с люстры!
Не хочу!
Упадёшь!
Не упаду!
Отлетай!
Не отлечу!
Будешь суп?
Я не хочу!

Знаком ли вам такой диалог? Давайте с вами немного поиграем, я буду вам называть глагол, а вы называете тот же глагол, но добавляя не.

Улыбнись

Чихни

Прыгни

Закрой

Вставай

Не хочу, не буду, не желаю…. Очень часто шалости могут превратиться в плохие привычки. Вы со мной согласны?

Познакомьтесь с текстом стихотворение «Не» на листочках …..цвета. Приложение 3

Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках? Приведите примеры, употребив глаголы с НЕ.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя.


не улыбнусь

не чихну

не прыгну

не закрою

не встану


Познавательные: моделирование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определять способы выхода из затруднения;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

- самоконтроль,самооценка;

- оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы поработаете в парах.

Обсудим план работы

ПЛАН

  1. Найти глаголы с НЕ.

  2. Сделать вывод о написании НЕ с глаголами.

  3. Выписать эти глаголы в тетрадь.

  4. Записать ещё 2 глагола с НЕ на тему «Хорошие привычки».

Работа в паре по составленному плану

- Какое же значение приобретают глаголы если их употребить с частицей НЕ?

Итак, какой же вывод вы сделали из своих наблюдений?

Давайте сравним наш вывод с информацией (сведеньями о языке) «Мудрой совы» в ваших учебниках. Прочтите правило на с. 78.

- Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

- Какую новую информацию вы получили из правила?

Да действительно глаголы с не пишутся раздельно, не - это частица, не является служебной частью речи. А что такое служебная часть речи и чему она служит, вы узнаете на следующих уроках.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном


Не с глаголами пишется отдельно.

НЕ - является частицей.

Познавательные: использовать схемы (алгоритм или правила) для решения задач;

Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные: применять алгоритм в самостоятельной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

- самопроверка по образцу (эталону);

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- взаимопроверка, модельный ответ;

5.Включение в систему знаний и повторение

Организует выполнение творческого задания.

Выполним упр. 136 на с. 78. Покажите пальчиком, то упражнение, которое будем выполнять.

Что необходимо сделать в этом упражнении.

Найдите глаголы с частицей не назовите их. Как будем писать не с глаголами?

Спишите одну из пословиц на выбор, обратите внимание на правописание выделенных орфограмм подчеркните раздельное написание не с глаголами.

Возвратимся к нашей пословице.

Хозяин не ведал, что гость не обедал.

Объясните правописание орфограммы, которую мы с вами не доработали.

Запишите пословицу себе в тетрадь, подчеркните раздельное написание частицы НЕ с глаголом.

- Давайте применим новое правило. Составьте пословицу:

Хорошие друзья в беде (не) говори.

Друзей и водой (не) оставят. Чего (не) знаешь (не) разольёшь.

- Запишите любые две пословицы.

Игра «Антонимы» (устно)

- Назовите антонимы к словам, которые я назову.

Вливать - … (выливать)

Зажечь - … (погасить)

Прилететь - …(улететь)

Купить - … (продать)

Молчит - … (говорит)

Стоять - … (лежать)

Закрыть - … (открыть)

Прибавить - … (вычесть)

Самостоятельно записывают текст, исправляя ошибки.

Друзья природы.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Проверка: «Учитель-ученик»

Сильные учащиеся проверяют задание у учителя, затем к ним подходят другие учащиеся.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

- контроль усвоения, коррекция;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- самостоятельная работа по карточкам;

- работа в группах;

6.Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию.

- Задайте друг другу вопросы по изученной теме.

  1. С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?

  2. Что такое НЕ? Какой частью речи является?

  3. Как пишется частица НЕ с глаголами?

  4. С каким словарным словом мы познакомились?

  5. Кто гостил у нас на уроке?

- Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит цветочек, закрасьте его нужным цветом.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

-адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

- оценка и самооценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

сообщает объем и содержание домашнего задания;

-проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

Выберите задание.

Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.

Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ

Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.

- слушают учителя

- задают вопросы

- записывают домашнее задание в дневник

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

Коммуникативные У продумать и сформулировать вопрос;

Регулятивные УУД:

- определять границу «знания и незнания»

самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений;



© 2010-2022