- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога
Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ирани Б.Б. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2
Тема урока: Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога».
Цель урока:
-
выявить идею нанайской сказки «Айога»
Задачи:
-
обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой(«Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)
-
развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание
-
воспитание нравственных качеств личности ребенка
-
создание творческой атмосферы сотрудничества в классе
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, акустические колонки, презентация, рабочие странички, портрет.
Дети, к нам сегодня в гости пришли наши старые знакомые. Давайте послушаем, о чем они говорят:
В каждом живом существе: в тебе, во мне - живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…
Как вы понимаете смысл этих слов Шерлока Хомса?
Сообщение темы урока:
Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение.
Можно гордиться красотой?
- Мы вернёмся к этому вопросу позже.
Работа в парах.
- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово.
Чтение учителем.
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться
Настал черед.
- О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите.
- Попробуйте открыть тайну названия сказки.
Первичное слушание текста сказки
На доску вывешивается портрет Айоги. При отсутствии используется слайд из презентации.
- Чей это портрет? Что вы можете сказать об этой девочке? А может быть это портрет соседской девочки?
Исследовав поступки, речь, внешность, характер этих двух героев, мы ответим на главный вопрос урока: «Можно ли гордиться красотой?»
Физминутка. Упражнения выполняются под нанайскую музыку, исполненную на музыкальном инструменте ВАРГАНЕ.
Выборочное чтение. Театр. Задания даны по группам.
Задание для групп:
№1. Найдите в сказке отрывок, к которому нарисована эта иллюстрация.
Ответьте на вопросы:
-
В каком роду жила героиня сказки?
-
Как звали главу семейства?
-
Почему любили девочку?
-
Объединитесь в группу. В отрывке часть текста пропущено.
Вспомните его из прослушанного варианта сказки.
Распределите роли и инсценируйте данный отрывок.
№2.
-
Выпишите слова, которые обозначают действия Айоги.
-
Что в быту нанайского народа заменяло зеркало?
-
Какой стала героиня сказки?
-
Объединитесь в группу. Попробуйте инсценировать отрывок. Выберите того, кто более точно, может сыграть роль самовлюблённой красавицы и того, кто будет читать текст.
№3.
-
По какой причине Айога не захотела идти за водой?
-
Обведите слова, характеризующие Айогу?
ЭГОИСТИЧНАЯ, ДОБРАЯ, КРИКЛИВАЯ, МОЛЧАЛИВАЯ, ЛАСКОВАЯ
-
Кто сходил за водой?
-
Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте прочитать текст по ролям. Каким тоном будете читать за Айогу? Каким голосом будем читать за мать, за соседскую девочку?
№4.
-
Обведите слова, характеризующие Айогу?
БЛАГОДАРНАЯ, СЕРДИТАЯ, КРИКЛИВАЯ, МОЛЧАЛИВАЯ, ЛАСКОВАЯ?
-
Почему мать не дала Айоге лепёшку?
-
Закончи предложение:
- Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая
-
Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте прочитать текст по ролям. Каким тоном будете читать за Айогу? Каким голосом будете читать за мать?
№5.
-
Почему рассердилась Айога? Какой она стала?
-
Выпишите слова, которые обозначают действия Айоги._______________________
-
Что стало с руками Айоги?
-
Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте инсценировать отрывок. Передайте голосом изменения в поведении главной героини.
№6.
-
Что кричала Айога, превратившись в гуся?
-
На каком языке говорила Айога?
-
В кого превратилась Айога?
-
Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте инсценировать отрывок.
Учащиеся индивидуально выполняют задания № 1, 2, 3.
По ходу ответов на вопросы, на портрете снимается одна часть, появляется слово:
Можно ли Айогу назвать КРАСИВОЙ?
Далее дети объединяются в группы и выполняют задание № 4.
Вспомните легенду о Нарциссе. Найдите сходство в сюжетах мифа и сказки.
На что себя обрекает самовлюбленный человек.
Итог.
- Как вы думаете, Айога:
твоя современница,
девочка, которая жила много столетий назад,
девочка, жившая 100 лет назад?
А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
МОЖНО ЛИ ГОРДИТЬСЯ КРАСОТОЙ?
Рефлексия:
Какими качествами должна обладать современная девочка, что бы её можно было назвать красивой? Впиши эти качества в портрет. (см. рабочую страничку «Рефлексия»)
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?
Домашнее задание:
. Читатель - исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:
1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
2. Придумай своё продолжение сказки.