Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2

Тема урока: Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога».

Цель урока:

  • выявить идею нанайской сказки «Айога»

Задачи:

  • обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой(«Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)

  • развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание

  • воспитание нравственных качеств личности ребенка

  • создание творческой атмосферы сотрудничества в классе

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, акустические колонки, презентация, рабочие странички, портрет.

Дети, к нам сегодня в гости пришли наши старые знакомые. Давайте послушаем, о чем они говорят:

В каждом живом существе: в тебе, во мне - живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…

Как вы понимаете смысл этих слов Шерлока Хомса?

Сообщение темы урока:

Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение.

Можно гордиться красотой?

- Мы вернёмся к этому вопросу позже.

Работа в парах.

Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога.
- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово.

Чтение учителем.
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нем чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы,
Из уст в уста передает народ.
С одной из них сегодня познакомиться
Настал черед.
- О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите.

- Попробуйте открыть тайну названия сказки.

Первичное слушание текста сказки

На доску вывешивается портрет Айоги. При отсутствии используется слайд из презентации.

- Чей это портрет? Что вы можете сказать об этой девочке? А может быть это портрет соседской девочки?

Исследовав поступки, речь, внешность, характер этих двух героев, мы ответим на главный вопрос урока: «Можно ли гордиться красотой?»

Физминутка. Упражнения выполняются под нанайскую музыку, исполненную на музыкальном инструменте ВАРГАНЕ.

Выборочное чтение. Театр. Задания даны по группам.

Задание для групп:

№1. Найдите в сказке отрывок, к которому нарисована эта иллюстрация.

Ответьте на вопросы:

  1. В каком роду жила героиня сказки?

  2. Как звали главу семейства?

  3. Почему любили девочку?

  4. Объединитесь в группу. В отрывке часть текста пропущено.

Вспомните его из прослушанного варианта сказки.

Распределите роли и инсценируйте данный отрывок.

№2.

  1. Выпишите слова, которые обозначают действия Айоги.

  2. Что в быту нанайского народа заменяло зеркало?

  3. Какой стала героиня сказки?

  4. Объединитесь в группу. Попробуйте инсценировать отрывок. Выберите того, кто более точно, может сыграть роль самовлюблённой красавицы и того, кто будет читать текст.

№3.

  1. По какой причине Айога не захотела идти за водой?

  2. Обведите слова, характеризующие Айогу?

ЭГОИСТИЧНАЯ, ДОБРАЯ, КРИКЛИВАЯ, МОЛЧАЛИВАЯ, ЛАСКОВАЯ

  1. Кто сходил за водой?

  2. Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте прочитать текст по ролям. Каким тоном будете читать за Айогу? Каким голосом будем читать за мать, за соседскую девочку?

№4.

  1. Обведите слова, характеризующие Айогу?

БЛАГОДАРНАЯ, СЕРДИТАЯ, КРИКЛИВАЯ, МОЛЧАЛИВАЯ, ЛАСКОВАЯ?

  1. Почему мать не дала Айоге лепёшку?

  2. Закончи предложение:

- Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая

  1. Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте прочитать текст по ролям. Каким тоном будете читать за Айогу? Каким голосом будете читать за мать?

№5.

  1. Почему рассердилась Айога? Какой она стала?

  2. Выпишите слова, которые обозначают действия Айоги._______________________

  3. Что стало с руками Айоги?

  4. Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте инсценировать отрывок. Передайте голосом изменения в поведении главной героини.

№6.

  1. Что кричала Айога, превратившись в гуся?

  2. На каком языке говорила Айога?

  3. В кого превратилась Айога?

  4. Объединитесь в группу. Распределите роли, попробуйте инсценировать отрывок.

Учащиеся индивидуально выполняют задания № 1, 2, 3.

По ходу ответов на вопросы, на портрете снимается одна часть, появляется слово:

Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога.

Конспект урока по литературному чтению Нанайская народная сказка Айога.

Можно ли Айогу назвать КРАСИВОЙ?

Далее дети объединяются в группы и выполняют задание № 4.

Вспомните легенду о Нарциссе. Найдите сходство в сюжетах мифа и сказки.

На что себя обрекает самовлюбленный человек.

Итог.

- Как вы думаете, Айога:

твоя современница,

девочка, которая жила много столетий назад,

девочка, жившая 100 лет назад?

А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

МОЖНО ЛИ ГОРДИТЬСЯ КРАСОТОЙ?

Рефлексия:

Какими качествами должна обладать современная девочка, что бы её можно было назвать красивой? Впиши эти качества в портрет. (см. рабочую страничку «Рефлексия»)

Изменилось ли ваше первоначальное мнение?

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

Домашнее задание:

. Читатель - исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:
1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
2. Придумай своё продолжение сказки.


© 2010-2022