Конспект урока по предмету Окружающий мир на тему Как зимуют птицы и звери (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК Тема. Как зимуют птицы и звери Цель: продолжить работу по формированию представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о том, как зимуют птицы и звери; учить учащихся работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой; развивать умение сравнивать, обобщать; способствовать расширению кругозора учащихся; воспитывать бережное отношение к природе. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: цветные иллюстрации птиц и зверей. ХОДУРОКА I. Организационный момент II. Мотивация учебной деятельности - Послушайте и определите, о каком времени года идет речь? Снег порошит, укрывая поля. Снег порошит, украшая леса. Под белым ковром исчезает земля, В нору запряталась даже лиса. Белый снежок побелит зайчонка, В теплую шубу оденет лисенка, Пухом своим закроет цветок, Чтобы весной он цвести уже мог. - Какие изменения в жизни животных происходят, когда приходит зима? - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? III. Сообщение темы и задач урока - Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют птицы и звери. IV. Первичное восприятие и осознание нового материала 1. Работа по учебнику (с. 92) 1) Чтение текста. 2) Беседа по содержанию. - Как спасаются от морозов птицы? - От чего птицы погибают зимой? - Чем можно подкармливать птиц? - Чего нельзя давать птицам? 3) Работа по рисунку. - Рассмотрите кормушки. - Семена каких растений изображены? 2. Сообщение учителя - В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. - Как звери приспосабливаются к зиме? Чтобы не замерзнуть зимой, осенью животные накапливают толстый слой жира, их мех становился более густым. Дело в том, что жир и мех плохо проводят тепло, которое вырабатывает организм, и таким образом препятствуют охлаждению. Посмотрите на белку - ее можно увидеть не только в лесу, но и в парках. С приходом зимы она заметно округляется, надевает красивую шубку. Теперь белке ни снег, ни морозы не страшны! Есть еще одно приспособление, с помощью которого животные справляются с тяготами зимней жизни,- спячка. Во время спячки потребность в пище уменьшается. Это позволяет животным пережить зиму. В спячку впадают многие животные, например, медведь, черепаха, сурок. 3. Работа с текстом (учебник, с. 93) - Прочитайте текст. - Каких зверей можно увидеть зимой в лесу? 4. «Микрофон» (интерактивная технология) Рассказы о животных сопровождаются демонстрацией рисунков. - В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке - одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны. - По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка. А на этом дереве у нее свой домик - дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько - для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные «кладовки») под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери. - На берег лесного ручья выбежал красивый зверек в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Опустила мордочку и попала черным носиком в льдинку. От сильных морозов вода в ручье превратилась в лед. Придется лисе пожевать снежка вместо воды. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. - По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу. :- Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку. 5. Работа по рисунку учебника (с. 93) - Расскажите, как люди могут заботиться о зверях зимой. 6. Физкультминутка 7. «Пресс» (интерактивная технология) - Можно ли увидеть зимой муравья? - Можно ли увидеть зимой божью коровку? ...... -Чьих следов не увидишь зимой? 8. Физкультминутка V. Закрепление и осмысление знаний 1. « Мозговой штурм » (интерактивная технология) - Почему дятлы, клесты, мыши, белки любят зимой жить в еловых лесах? ...... (Немало лесных обитателей кормит в лесу ель, большую пользу лесу приносит старая ель - это кормилица многих птиц и зверей.) - Какую роль в жизни дятла играет клюв? 2. Игра «Будь внимателен» - Кому принадлежат эти слова? Объясните почему. • Зима бывает трудная, голодная. Хорошо, когда повесят кормушку и насыпят зерен. (Птицы) • Зима холодная. Трудно в морозы рыскать по лесу в поисках добычи. (Волк) • Зима короткая. Тянется всего одну ночь. (Медведь) VI. Итог урока ...... -Назовите тему урока. - Что интересного вы узнали на уроке?


© 2010-2022