- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по внеурочной деятельности Культура добрососедства (3 класс)
КТП по внеурочной деятельности Культура добрососедства (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петляк Л.В. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Культура добрососедства»
Срок реализации: 4 года Возраст обучающихся: 6-11 лет
Выполнила:
Петляк Людмила Васильевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает: -воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны; -формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу; -формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы; -приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе. Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении. Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию. Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Учебно-воспитательные цели курса: -воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму; -формирование социальной компетентности и гражданской ответственности; -воспитание толерантности как основного принципа демократии; -развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом. Практические цели курса: -формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней; -знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов; -формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом; -приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов; -формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры. Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа. Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются: 1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий. 2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса. 3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона. 4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства. 5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках). 6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству. 7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры. 8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести. Особенностями данного курса являются: -его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса; -особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина; -адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму; -рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов; -изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму; -привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса; -приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; -возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы. Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»: -единство изучения России и Крыма как субъекта России; -приоритетность воспитательных задач; -единство урочной, внеурочной и внеклассной работы; -опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье; -максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы; -использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»; -использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др. Наполняемость группы - 15-20 человек. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: - Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни - Противодействие ксенофобии и росту конфликтного потенциала в полиэтническом крымском сообществе. - Знакомство с общим и особенным на примере нескольких культур, делая акцент на том, что объединяет людей, а также на том, что объективно существующие различия - это то, чем люди интересны друг другу, причем эти различия, «непохожесть» - не основания для обособления или ссоры. - Развитие устойчивого интереса к истории, жизни, проблемам Крыма и крымчан, страны в целом, формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению жизни в родном краю, - Формирование установки: выбрать жизненный путь, найти свою нишу для применения сил и талантов на своей родине. - Умение использовать предметный материал из разных областей в интегрированном виде. Объединение в единую систему знания по истории, географии, биологии, технологиям, психологии, филологии, аксиологии, конфликтологии и народному творчеству. - формирование таких навыков, как коммуникативный и исследовательский, а также навыка выбора - видов деятельности, формы участия в общем деле, осознанных действий в той или иной ситуации. - Осознание сложных систем взаимодействия природных и исторических факторов, человеческих интересов и потребностей. - Формирование установки к осмысленному чтению (отсюда и рост скорости чтения как показателя основного общеучебного навыка) и письму, а также ускоренное формирование навыков устной речи и даже элементов ораторского мастерства. Родители и сами рядом с детьми готовы учиться, вдумываться, выбирать.
Метапредметные результаты: - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям - Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Формирование уважительного отношения к различным языкам, звучащим в России, бережному отношению к родному языку, устной традиции, научит ее ценить, понимать, собирать и сохранять - Стимулировать детей к изучению языка своих соседей, но и пробуждать интерес к своему собственному. Для Крыма, где многие представители этнических меньшинств утратили язык своей национальности, это является особенно актуальным.
Предметные результаты освоения курса
-формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий в Украине; -обучение «культуре мира», этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса; -приобретение учащимися и студентами основ знаний по краеведению, источниковедению и историографии этнической истории региона; -изучение этноконфессиональных особенностей, быта и традиций народов региона, в частности, материальной культуры (интерьера, костюма, кухни, ремесла и др.), семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства и т. д.; -знакомство с историей языков народов Крыма, фольклорной традицией, «словарным минимумом» для дружеского общения; -привлечение учащихся к освоению национальных ремесел, совместному творчеству; приобщение учащихся и студентов к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
Тематическое планирование 3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Требования к уровню подготовки
Кол-во
часов
1
Географическая среда (6 часов)
1
1
1
2
1
История (4 часов)
1
1
2
Традиционная и современная культура (12 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти.
1
1
1
1
Язык соседа (2 часов)
1
1
Аксиология (5 часов)
2
2
1
Конфликтология (4 часов)
2
2