Конспект урока русского языка, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. педагога: Мазуренко Оксана Николаевна, Рябенко Татьяна Григорьевна Номинация: Предметный урок с учащимися начальной школы Предмет: Русский язык Класс/курс: 1 класс Тема: Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов. Основные цели: Метапредметные:

  1. Сформировать умение оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы и спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности (Р, Л);
  2. Сформировать умение применять правила работы в группах и в парах в учебной деятельности (К);
  3. Тренировать умение анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку) (П);
Предметные: 1)Сформировать умение различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные; 2) Тренировать умение классифицировать слова по разным грамматическим признакам; 3) Тренировать умение устанавливать связи слов по вопросу: 4) Тренировать навыки написания по правилам письменной речи. Дидактические материалы: электронная презентация; Д-1.Девиз урока. Д-2.Игра «Дождик». Д-3.Эталон выполнения задания в игре «Дождик». Д-4.Вопросы. Д-5. Эталон «Грамматические группы слов». Д-6.Материал для пробного действия. Д-7. Правила работы в группе. Д-8. Эталон выполнения задания пробного действия. Д-9. Эталон «Названия одушевленных и неодушевленных предметов». Д-10. Эталон выполнения карточки № 1. Д-11.Эталон выполнения упражнения № 117. Д-12. Задание для включения нового в систему знаний. Д-13. Эталон выполнения задания. Д-14. Лесенка успеха. Раздаточный материал: Р-1. Карточка № 1. Р-2. Карточка № 2.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Краткая аннотация к работе: Конкурсная работа «Предметный урок русского языка с учащимися 1 класса» по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» по учебнику Н.В. Нечаевой «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала, демонстрационного материала. Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно выходят из затруднения, находя новый способ действия, фиксируют его и оценивают свое умение это делать. На уроке предусмотрены следующие виды работы: работа в группах, в парах, комментированное письмо, самостоятельная работа. Каждый ученик на уроке получает раздаточный материал. На уроке можно использовать как презентацию к уроку, так и демонстрационный материал. Актуальность разработки состоит в том, что урок разработан в технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации; 2) определить содержательные рамки урока: изучение лексики русского языка; 3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1:
  • На доске карточка с пословицей (Д-1, слайд 1)
Наука даром не даётся- Наука трудом берётся.
-Ребята, прочитайте девиз урока. Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо работать.) -А можно ли добиться успеха, если не приложить старания? (Нет.) -Я думаю, что вы сегодня, как и всегда, будете стараться хорошо учиться. А что значит «учиться»? (Нужно понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.) - С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: 1) актуализировать учебные умения устанавливать грамматические связи с опорой на вопрос; 2) формировать представление о грамматических группах слов; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификация;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Учитель открывает на доске карточки со словами для игры «Дождик». (Д-2, слайд 2.)
Играет, бежит, читает, весёлый, красная, высокое, мороз, щенок, трава.
-Прочитайте слова в порядке возрастания номеров от 1 до 9. -Что вы можете сказать об этих словах? (Есть слова, которые обозначают предметы. Есть слова, обозначающие признаки и действия.) - Назовите каждую группу слов. (Названия предметов: мороз, щенок, трава. Названия признаков: весёлый, красная, высокое. Названия действий: играет, бежит, читает.) (Д-3, слайд 3.) -Что помогло вам выполнить задание? (Вопросы.) -Какие вопросы? (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?)
  • На доске появляются карточки с вопросами (Д-4, слайд 4 .)

КТО?

ЧТО?


КАКОЙ?


КАКОЕ?


КАКОЕ?


ЧТО ДЕЛАЕТ?

  • На доске появляется эталон «Грамматические группы слов».(Д-5, слайд 5)
  • На доске появляются изображения предметов. (Д-6, слайд 6.)

Конспект урока русского языка, 1 классКонспект урока русского языка, 1 классКонспект урока русского языка, 1 класс Конспект урока русского языка, 1 классКонспект урока русского языка, 1 классКонспект урока русского языка, 1 класс

  • Назовите, что вы видите на доске. Распределите данные слова на грамматические группы. Эту работу вы будете выполнять в группах. Вспомните правила работы в группе.
  • На доске вывешивается плакат с правилами работы в группе. (Д-7, слайд 7.)

    • Учащиеся выполняют пробное действие в группах.
  • Группы работают на планшетках. По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат. Одна из групп представляет свой результат. Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.
  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли распределить все слова на грамматические группы по этим вопросам.)
  • Кто распределил слова на группы? Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
  • А теперь разберемся, почему возникло затруднение?

  1. Выявление причины затруднения
Цель: -выявить и зафиксировать место и причину затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3:
  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были распределить слова на грамматические группы по вопросам.)
  • Чем это задание отличается от известных вам заданий? (Мы распределяли слова по вопросам.)
  • Почему же возникло затруднение? (Эти слова отвечают только на вопросы кто? или что?)
  • Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) определить способ достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, на какие грамматические группы еще можно распределить слова.)
  • На какие вопросы отвечают эти слова. (Слова отвечают на вопросы кто? или что?)
  • Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Девочка, рыба, синица.)
  • Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? (Машинка, яблоко, стол.)
  • Запишите эти слова в два столбика.
  • На доске появляется эталон выполнения задания. (Д-8, слайд 8.)
  • Что вы заметили? (Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают живые предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? - неживые предметы.)
  • Допишите в каждую группу по одному слову.
  • После согласования учитель вводит понятие «одушевлённые предметы», «неодушевлённые предметы».
  • На доске появляется эталон «Одушевленные предметы», «Неодушевленные предметы». (Д-9, слайд 9.)
  • Откройте учебники на стр. 51. Что записано в рамочке? (Какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов.)
  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов.)
  • Как определить, какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов? (Надо задать вопрос.)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что позволяет вам открытый способ? (Уметь различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные).
  • А теперь вы будете учиться применять новые знания.

  1. Реализация построенного проекта
Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) зафиксировать способы определения названия одушевленных и неодушевленных предметов; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания. Организация учебного процесса на этапе 5:
  • Учитель предлагает детям карточку № 1 со словами.(Р-1, слайд 10.)
  • Прочитайте слова. Распределите их на группы и запишите в столбики.

Карточка № 1 Прочитай слова. Распредели слова на группы и запиши их в два столбика. Бинт, ученик, карандаш, учитель, кастрюля, ручка, повар, врач.


  • Ученики «цепочкой» выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

  1. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:

зафиксировать способ определения названия одушевленных и неодушевленных предметов во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6:

  • А теперь вы будете работать в парах с карточкой № 2. Прочитайте задание. Что надо сделать? (Определить и записать лишнее слово в каждой строчке.) (Р-2, слайд 11.)
  • Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по эталону. (Д-10, слайд 12.)
  • Что вы можете сказать об этих словах? (Среди этих слов есть названия неодушевленных предметов и одушевленных предметов. В этих словах есть орфограммы жи - ши и ча-ща.)
  • Подчеркните в словах орфограммы.

Физминутка

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: 1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке; 2) проверить сформированность умения определять названия одушевленных и неодушевленных предметов. Организация учебного процесса на этапе 7:
  • Для самостоятельной работы предлагается № 117 стр. 52 (Учебник.)
  • Выполните предложенное задание самостоятельно.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание из учебника. Проверка организуется по образцу (Д−11, слайд 13.)

  1. Включение в систему знаний
Цель: тренировать умения устанавливать грамматическую связь между словами по вопросу, классифицировать слова по разным грамматическим признакам. Организация учебного процесса на этапе 8:
  • С какими словами, отвечающими на другие вопросы, связаны названия одушевленных и неодушевленных предметов нашей речи? (С названиями признаков предмета, названиями действия предметов.)
  • Верно. Предлагаю вам к названиям предметов подобрать подходящие по смыслу признаки и действия. Составьте и запишите одно предложение. (Д-12, слайд 14.)




МАШИНА



КОШКА
ЕДЕТ МЯУКАЕТ ПУШИСТАЯ ГОВОРИТ ГРУЗОВАЯ СЛАДКАЯ

  • Проверка выполняется по эталону. (Д-13, слайд 15.)

  1. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; Организация учебного процесса на этапе 9:
  • Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)
  • Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные.)
  • Достигли ли цели? Докажите.
  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха. (Д-14, слайд 15)

Комментарии к сценарию: Урок проводится в четвертой четверти 1 класса. Урок по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» в разделе «Слово» - третий. На уроках мы используем эталоны из курса «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон), т. к. в образовательном учреждении четвертый год реализуется курс внеурочной деятельности «Мир деятельности». Демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к уроку помогают организовать деятельность учащихся и направлены на активизацию познавательной деятельности, формирование универсальных учебных действий. Конспект урока может быть использован при изучении данной темы по любой программе. Использованная литература: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 класса.-7-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Использованные ресурсы: hot-buy.webnode.ru/news/stoliki-detskie/ tao-diy.com/uploads/allimg/1201/1_120104105358_1.jpg akonit-toy.ru/data/big/19cm.jpg image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2014/09/02/eed542d714.jpg fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1368/d-1367285/1367285_html_m7600ac1a.jpg fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1542/d-1541870/1541870_html_m51a4da53.pngКонспект урока русского языка, 1 класс
© 2010-2022