- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка, 1 класс
Конспект урока русского языка, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябенко Т.Г. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ф.И.О. педагога: Мазуренко Оксана Николаевна, Рябенко Татьяна Григорьевна Номинация: Предметный урок с учащимися начальной школы Предмет: Русский язык Класс/курс: 1 класс Тема: Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов. Основные цели: Метапредметные:
- Сформировать умение оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы и спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности (Р, Л);
- Сформировать умение применять правила работы в группах и в парах в учебной деятельности (К);
- Тренировать умение анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку) (П);
Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Краткая аннотация к работе: Конкурсная работа «Предметный урок русского языка с учащимися 1 класса» по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» по учебнику Н.В. Нечаевой «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала, демонстрационного материала. Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно выходят из затруднения, находя новый способ действия, фиксируют его и оценивают свое умение это делать. На уроке предусмотрены следующие виды работы: работа в группах, в парах, комментированное письмо, самостоятельная работа. Каждый ученик на уроке получает раздаточный материал. На уроке можно использовать как презентацию к уроку, так и демонстрационный материал. Актуальность разработки состоит в том, что урок разработан в технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- На доске карточка с пословицей (Д-1, слайд 1)
- Наука даром не даётся- Наука трудом берётся.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2:
- Учитель открывает на доске карточки со словами для игры «Дождик». (Д-2, слайд 2.)
- Играет, бежит, читает, весёлый, красная, высокое, мороз, щенок, трава.
- На доске появляются карточки с вопросами (Д-4, слайд 4 .)
-
КТО?
-
ЧТО?
-
КАКОЙ?
-
КАКОЕ?
-
КАКОЕ?
-
ЧТО ДЕЛАЕТ?
- На доске появляется эталон «Грамматические группы слов».(Д-5, слайд 5)
- На доске появляются изображения предметов. (Д-6, слайд 6.)
- Назовите, что вы видите на доске. Распределите данные слова на грамматические группы. Эту работу вы будете выполнять в группах. Вспомните правила работы в группе.
- На доске вывешивается плакат с правилами работы в группе. (Д-7, слайд 7.)
-
- Учащиеся выполняют пробное действие в группах.
- Группы работают на планшетках. По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат. Одна из групп представляет свой результат. Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли распределить все слова на грамматические группы по этим вопросам.)
- Кто распределил слова на группы? Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
- А теперь разберемся, почему возникло затруднение?
- Выявление причины затруднения
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были распределить слова на грамматические группы по вопросам.)
- Чем это задание отличается от известных вам заданий? (Мы распределяли слова по вопросам.)
- Почему же возникло затруднение? (Эти слова отвечают только на вопросы кто? или что?)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? или что?
- Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) определить способ достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, на какие грамматические группы еще можно распределить слова.)
- На какие вопросы отвечают эти слова. (Слова отвечают на вопросы кто? или что?)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Девочка, рыба, синица.)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? (Машинка, яблоко, стол.)
- Запишите эти слова в два столбика.
- На доске появляется эталон выполнения задания. (Д-8, слайд 8.)
- Что вы заметили? (Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают живые предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? - неживые предметы.)
- Допишите в каждую группу по одному слову.
- После согласования учитель вводит понятие «одушевлённые предметы», «неодушевлённые предметы».
- На доске появляется эталон «Одушевленные предметы», «Неодушевленные предметы». (Д-9, слайд 9.)
- Откройте учебники на стр. 51. Что записано в рамочке? (Какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов.)
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов.)
- Как определить, какие слова относятся к названиям одушевленных предметов, а какие - к названиям неодушевленных предметов? (Надо задать вопрос.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что позволяет вам открытый способ? (Уметь различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные).
- А теперь вы будете учиться применять новые знания.
- Реализация построенного проекта
- Учитель предлагает детям карточку № 1 со словами.(Р-1, слайд 10.)
- Прочитайте слова. Распределите их на группы и запишите в столбики.
-
Карточка № 1 Прочитай слова. Распредели слова на группы и запиши их в два столбика. Бинт, ученик, карандаш, учитель, кастрюля, ручка, повар, врач.
- Ученики «цепочкой» выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
- Первичное закрепление во внешней речи
зафиксировать способ определения названия одушевленных и неодушевленных предметов во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6:
- А теперь вы будете работать в парах с карточкой № 2. Прочитайте задание. Что надо сделать? (Определить и записать лишнее слово в каждой строчке.) (Р-2, слайд 11.)
- Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по эталону. (Д-10, слайд 12.)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Среди этих слов есть названия неодушевленных предметов и одушевленных предметов. В этих словах есть орфограммы жи - ши и ча-ща.)
- Подчеркните в словах орфограммы.
Физминутка
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Для самостоятельной работы предлагается № 117 стр. 52 (Учебник.)
- Выполните предложенное задание самостоятельно.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задание из учебника. Проверка организуется по образцу (Д−11, слайд 13.)
- Включение в систему знаний
- С какими словами, отвечающими на другие вопросы, связаны названия одушевленных и неодушевленных предметов нашей речи? (С названиями признаков предмета, названиями действия предметов.)
- Верно. Предлагаю вам к названиям предметов подобрать подходящие по смыслу признаки и действия. Составьте и запишите одно предложение. (Д-12, слайд 14.)
МАШИНА
КОШКА
ЕДЕТ МЯУКАЕТ ПУШИСТАЯ ГОВОРИТ ГРУЗОВАЯ СЛАДКАЯ
- Проверка выполняется по эталону. (Д-13, слайд 15.)
- Рефлексия деятельности на уроке
- Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться различать названия предметов: одушевленные - неодушевленные.)
- Достигли ли цели? Докажите.
- Оцените свою деятельность на лестнице успеха. (Д-14, слайд 15)
Комментарии к сценарию: Урок проводится в четвертой четверти 1 класса. Урок по теме «Грамматические группы слов. Названия одушевленных и неодушевленных предметов» в разделе «Слово» - третий. На уроках мы используем эталоны из курса «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон), т. к. в образовательном учреждении четвертый год реализуется курс внеурочной деятельности «Мир деятельности». Демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к уроку помогают организовать деятельность учащихся и направлены на активизацию познавательной деятельности, формирование универсальных учебных действий. Конспект урока может быть использован при изучении данной темы по любой программе. Использованная литература: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 1 класса.-7-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Использованные ресурсы: hot-buy.webnode.ru/news/stoliki-detskie/ tao-diy.com/uploads/allimg/1201/1_120104105358_1.jpg akonit-toy.ru/data/big/19cm.jpg image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2014/09/02/eed542d714.jpg fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1368/d-1367285/1367285_html_m7600ac1a.jpg fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1542/d-1541870/1541870_html_m51a4da53.png