- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Наименование: кружок «Культура России и родного края»
Рабочая программа Наименование: кружок «Культура России и родного края»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хуснетдинова А.И. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СОШ №22 |
Протокол №1 | _____________ Нигматулина З.А. | ___________Джумаева М.М. |
от «26» августа2013г. | «___» _________________ 201 г. | Приказ от № |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 г.Димитровграда
Рабочая программа
Наименование: кружок «Культура России и родного края»
Класс __1___ Уровень общего образования начальная
Учитель Сингатуллова Гелчячяк Рафиковна_
Срок реализации программы, учебный год___2013-2014 учебный год___
Количество часов по учебному плану
всего 1 часов, 34 в год ; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе_ Программы четырехлетней начальной школы, Учебной программы интегрированного курса «Культура России и родного края»для начальной школы.Авторы:В.Д.Скоробогатов; Т.В.Рыжова(2011г.)
Рабочую программу составила
_____________________________Сингатуллова Гелчячяк Рафиковна__
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочного курса «Культура России и родного края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения к содержанию и результатам освоения учащимися новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» начальной ступени школы Главной целью кружка «Культура России и родного края » является становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся на основе глубоко осмысленного личностного восприятия учащимися базовых духовно-нравственных ценностей и моральных норм многонациональной и многоконфессиональной культуры России. Основными задачами реализации содержания программы кружка «Культура России и родного края» являются воспитание в учащихся способности к нравственному совершенствованию и духовному развитию, восприятие учащимися значения нравственности, веры и религии в жизни человека и формировании культуры общества, признание учащимися бесценности человеческой жизни, формирование внутренней установки личности ребенка поступать согласно своей совести. Программа кружка «Культура России и родного края» строится по концентрической модели и обеспечивает постепенное приобщение младших школьников к культуре родного края и страны, духовно-нравственным основам и морально-этическим нормам единого культурного пространства России, а так же знакомство учащихся с историей формирования духовно-нравственной, материальной, бытовой, семейной, художественной культурой страны и культурными традициями и обычаями родного края,
Программа кружка «Культура России и родного края» направлена на формирование личности ученика на основе духовно-нравственных ценностей и культурного опыта России, как единого культурного пространства. В соответствии с этим программа кружка обеспечивает становление и развитие следующих личных характеристик начальной школы, определенных ФГОСНОО второго поколения: -любовь к своему народу и уважение к национальным культурным традициям;
- любовь к своему родному краю и его культуре;
- патриотизм и гордость за наш общий дом Россию;
- понимание семьи как базовой ценности человека и общества, уважение и любовь к своей семье;
- активность в познании окружающего мира и участие в жизни общества на основе базовых моральных норм и духовно-нравственных ценностей культуры России;
- честь и ответственность за свои поступки перед семьёй и обществом;
- толерантность и межкультурная компетентность;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, формулировать и высказывать собственное мнение;
- Содержание программы должно в полной мере способствовать решению основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», определенных ФГОС НОО второго поколения (воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России).
- Для комплексного и системного приобщения ребенка к духовно-нравственному и культурному наследию страны и народов России программа должна включать интеграцию утилитарных (обыденно-практических), художественных и научных знаний с учетом возрастных особенностей младших школьников. Учёт возрастных особенностей младшего школьного возраста предусматривает раскрытие теоретической и научной составляющих учебного материала с опорой на практический опыт учащегося и его семьи, а также посредством обращения к произведениям художественной культуры для усиления эмоционально-образного восприятия ребенком изучаемого материала.
- Курс «Культура России и родного края» должен стать системообразующим при формировании целостной образовательной среды школы для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной ступени образования.
- Семья является базовой ценностью российского общества, определяющей духовно-нравственные ценности и морально-этические предпочтения ребёнка и приобщающей ребенка к культурному наследию страны, общества, национальным и местным культурным традициям. Поэтому программа кружка «Культура России и родного края» должна способствовать восстановлению традиций семейного воспитания, для чего программой должны быть обеспечены условия реализации социально-педагогического партнерства семьи и школы (предусмотрены разнообразные формы участия семьи в организации внеурочной и внешкольной деятельности учащегося).
- Воспитание гражданственности и патриотизма начинается с любви к родному краю, приобщение к культурным ценностям и традициям страны начинается с культурных ценностей и традиций родной земли. Поэтому содержание курса должно включать региональный компонент, для изучения которого должны быть предусмотрены отдельные часы, а так же целый комплекс мероприятий внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
6. Духовно-нравственная культура страны и общества является системообразующим ядром, определяющим содержание всего гуманитарного образования и воспитания школьников, поэтому программа кружка «Культура
России и родного края» должна обеспечивать: -интеграцию знаний учащихся, получаемых ими разрозненно при изучении «Литературного чтения», «Окружающего мира», «Изобразительного искусства», «Музыкального искусства», а так же органичное их дополнение научными и практическими знаниями, без которых невозможно формирование нравственности и гражданской идентичности личности на основе базовых духовно-нравственных ценностей единого культурного пространства России. Интеграция различных областей знаний в программе курса «Культура России и родного края» подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития устойчивой нравственной позиции и гражданской ответственности личности; -практическую реализацию межпредметных связей содержания курса «Культура России и родного края» с содержанием курсов «Окружающий мир». «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство» начальной школы.
7. Программа курса «Культура России и родного края» должна обеспечить преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Поэтому в ней должны содержаться начальные сведения (пропедевтика знаний) о культуре и культурном наследии России, которые в дальнейшем будут более углубленно изучаться в курсах «Основы религиозной культуры и светской этики», «Этика и психология семейных отношений», «Мировая художественная культура», «Литература», «История России» средней и
старшей ступеней школы.
2. Общая характеристика курса «Культура России и родного края»
2.1. Объект и задачи изучения курса
Объект изучения курса: Объектом изучения курса является сложный и многоплановый процесс формирования и развития личности гражданина России на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям и культурным традициям страны и родного края, а также к истории формирования единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной России.
Задачи изучения курса:
- Раскрытие духовных и нравственных основ формирования специфики многонациональной культуры России при формировании самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации с научно-методологических позиций таких наук как культурология, культурная антропология, история культуры, история религий, социология.
- Нравственное воспитание и культурологическое образование учащихся в соответствии с социо-религиозными традициями культуры России.
- Восстановление исторической и культурной связи поколений, традиций семейного воспитания.
-
Приобщение школьников к культуре родного края.
- Формирование личностной культуры учащихся на основе базовых духовно-нравственных ценностей российского общества и знаний о культуре родного края и страны.
- Формирование социальной культуры учащихся на основе российской гражданской идентичности, ценностного отношения к национальному и русскому языку, культурным ценностям и традициям страны.
-
Формирование культуры семейных отношений учащихся.
-
Воспитание гражданственности и патриотизма.
-
Формирование толерантности и межкультурной компетентности.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
Воспитание ценностного отношения к жизни.
-
Воспитание ценностного отношения к окружающей природе.
- Воспитание ценностного отношения к художественной культуре и творчеству.
- Интеграция и расширение знаний, полученных учащимися в процессе изучения «Литературного чтения», «Окружающего мира». «Изобразительного искусства», для формирования целостного мировоззрения учащегося на основе базовых духовно-нравственных ценностей единого культурного пространства России.
- Сообщение начальных сведений о культуре и культурном наследии России (пропедевтика), которые в дальнейшем будут более углубленно изучаться в курсах «Основы религиозной культуры и светской этики», «Мировая художественная культура», «Литература».
развивающего обучения, включая наиболее востребованную на сегодня методику «начальная школа XXI века» Виноградовой.
2.2. Содержательные компоненты и дидактические принципы построения программы курса
Содержательные линии программы курса
Содержание интегрированного курса «Культура России и родного края » раскрывается в следующем составе содержательных линий:
- Базовые духовно-нравственные ценности формирования личности и культуры человека и гражданина
- Базовые духовно-нравственные ценности самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации.
-
История и традиции культуры России и народов страны.
- Многообразие и равноправие национальных культур всех народов Российской Федерации - основа жизнеустойчивости и могущества российской цивилизации.
- Языческие традиции и мифология народов России в формировании основ культуры страны.
- Устное народное творчество - хранилище духовной культуры народов России.
- Славянский алфавит и его значение для развития письменной культуры народов России.
-
Культура труда и быта народов России.
-
Культура семейных отношений России.
-
Музыкальное и песенное искусство народов России.
-
Художественная культура России.
- Цивилизационная роль основных религий народов России в формировании единого культурного пространства страны и этнической идентичности народа России как единой нации.
-
История и традиции культуры родного края.
-
Вклад культуры родного края в культуру страны.
-
Памятники культуры родного края.
Дидактические принципы построения программы. При формировании структуры программы курса «Культура России и родного края» в качестве основных дидактических принципов были взяты следующие:
- Принцип доступности обучения (учет возрастных особенностей учащегося, имеющихся у них знаний и приобретенного личного опыта социо-культурного общения).
- Принцип научности обучения (все социо-культурные события, явления и причинно-следственные связи их развития рассматриваются как с точки зрения мировоззренческого опыта поколений, так и с точки зрения развития научных знаний).
- Принцип систематичности и последовательности обучения (новый учебный материал опирается на уже имеющиеся знания и активно работать в процессе обучения).
- принцип интегративной целостности (обучение строится на интеграции трех основных способов познания мира: опыта повседневной жизни, художественного познания средствами искусства и сообщения научных знаний).
- Принцип эмоциональной активности (позволяет включать учащихся в мыслительный процесс с предвосхищающей или опосредующей эмоциональной оценкой).
- Принцип иерархичности и преемственности (создается стройная последовательность в изучении учебного материала, позволяющая с учетом особенностей младших школьников осуществить связь учебного материала по горизонтали - между темами внутри одного класса).
- Принцип комплексности (обеспечивает интеграцию способов и методов познания, разных видов учебной и внеучебной деятельности и разных методов обучения).
- Принцип вариативности (в учебном материале интегрируются различные формы представления учебной информации, что предусматривает вариативность в выборе учащимся методов освоения и отображения знаний и видов учебной деятельности сообразно их индивидуальным возможностям., способностям и имеющемуся опыту).
- Принцип многоуровневости и сбалансированности (нацеливает учителя регулировать в зависимости от сложности учебного материала и возрастных способностей учащихся долю эмпирического и теоретического уровней усвоения знаний, долю репродуктивных, продуктивных и креативных заданий).
- Принцип гуманизма (формирование системы мировоззрения, признающего ценность человека как личности, его права на приобщение к духовно-нравственному и социо-культурному наследию человечества, на гражданскую идентичность, на активную гражданскую и нравственную позицию в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями своего Отечества, на развитие проявление всех его способностей).
- Принцип осмысленного отношения к миру (сообщаемые знания должны способствовать формированию личности с активной гражданской позицией, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, готовой к социальному взаимодействию в современном российском обществе на основе толерантности и межкультурной компетентности, применяющей полученные знания в быту, семейной жизни, дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности).
3. Ценностные ориентиры содержания программы кружка «Культура России и родного края»
Содержание курса «культура России и родного края» направлено на формирование активной гражданской позиции учащихся на основе глубоко осмысленного личностного восприятия учащимися следующих базовых духовно-нравственных ценностей многонациональной и многоконфессиональной культуры России:
- бесценность человеческой жизни; -совесть и жизнь по совести (соблюдение Заповедей нравственных принципов и моральных норм);
-
любовь к ближнему; милосердие и сострадание, взаимовыручка;
-
любовь к Отечеству и родному краю;
-
патриотизм и активная гражданская позиция;
-
честь и достоинство,
-
душа и милосердие,
-
совесть и жизнь по совести, справедливость:
-
ценностное отношение к окружающей среде;
-
уважительное отношение к исторической и культурной памяти;
-
трудолюбие; творческое отношение к учебе, труду, жизни;
-
ответственность за поступки перед собой и перед обществом;
- уважительное и ценностное отношение к семейным ценностям и семье как основе российского общества;
-
видение и понимание прекрасного;
-
толерантность и веротерпимость;
4. Место интегрированного курса «Культура России и родного края»
1. Многоплановость объекта изучения курса, сложность поставленных перед ним задач, обусловивших специфику курса, являются достаточным основанием для включения «Культуры России и родного края » в качестве самостоятельной дисциплины обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ФГОС НОО
второго поколения.
Предполагаемая учебная нагрузка:
1 класс - 1 час в неделю (по25минут); 34 учебных недели;
2. Приобщение школьника к духовно-нравственным основам культуры страны и ее народов, формирование духовно-нравственной позиции школьника и приобщение его к культурным ценностям страны и родного края невозможно осуществить только в рамках изучения курса «Культуры страны и родного края».
3. Духовно-нравственные базовые ценности страны являются темообразующей основой содержания всех гуманитарных дисциплин, изучаемых в школьной программе. Это предполагает обязательное обращение к материалам курса «Культура страны и родного края» при изучении материала на уроках «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства» в рамках реализации межпредметных связей и интеграции получаемых учащимся на отдельных предметах разрозненных знаний о культуре страны. Такая практическая реализация межпредметных связей позволяет не только обеспечить более глубокое и осмысленное усвоение учащимися материала, изучаемого в рамках отдельного предмета, но и существенно усилить личностную ценностную мотивацию учащихся к восприятию базовых духовно-нравственных ценностей многонациональной и многоконфессиональной культуры России.
5. Результаты освоения учащимися интегрированного внеурочного курса «Культура России и родного края»
5.1. Личностные результаты
/) Формирование:
- устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;
- основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -основ морали - осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося; -способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России; -высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России; -гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России; -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию; - осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- ценностное отношения к семье как основе российского общества и семейным ценностям;
- основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.
2) Воспитание: -духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;
- культуры семейных отношений и памяти поколений;
-гражданственности, патриотизма, любви к семье, родному краю,
соотечественникам, согражданам; своей Родине -культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;
-
нравственных чувств и этического сознания;
-
трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;
-
ценностного отношения к природе;
-
ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;
-
толерантности и веротерпимости.
5.2. Метапредметные результаты
1) Формирование -мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
- ценностно-смысловой сферы личности; -умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. -умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества; -готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- основ информационной культуры и ИКТ-компетенции.
2) Овладение: -способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- способами решения проблем творческого и поискового характера;
-навыками использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; -навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; -навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - навыками ценностно-смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; -навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах; -логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений; - способностью понимания духовно-нравственного смысла и образности
выражения произведений фольклорного, литературного, изобразительного и
музыкального искусства; -опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества. - базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими
основы российской гражданской идентичности и целостного
мировосприятия.
3) Воспитание: -способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию; - устойчивого интереса к изучению истории и культуры своей страны и
своего народа;
- добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
-ответственности и порядочности в отношениях с одноклассниками,
сверстниками, учителями, соседями; - готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни,
дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.
5.3. Предметные результаты
1) Формирование: -готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию; -целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства России; -первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях и их роли в становлении духовно-нравственных основ, моральных норм и культурных традиций народов России и страны;
- системы знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, а также культурологической компетентности учащихся в области знаний о традициях религиозной культуры народов России в исторической ретроспективе и современности;
-
внутренней установки личности поступать согласно совести.
2) Овладение первоначальными представлениями о -культуре человека и основных качествах личности человека и гражданина; -духовных и нравственных основах самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации; -об истоках, традициях и характере многонациональной и многоконфессиональной культуры России и ее единого культурного пространства; -об этноконфессиональной структуре российского общества, особенностях культуры и быта основных этноконфессиональных групп населения России; -об исторических и культурных корнях и взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной, общественной жизни, прав и обязанностей гражданина России; -об единстве идейного, духовно-нравственного содержания литературных, художественных, музыкальных произведений культуры России; - об истории появления славянской письменности и роли письменности
в развитии культуры России; -о влиянии религии на формирование государственности и развитие культуры России; -об истории развития культуры родного края и вкладе культуры родного края в развитие культуры страны.
3) Формирование основ: - анализа художественных, фольклорных произведений и произведений
искусства с опорой на базовые духовно-нравственные ценности культуры
России; -анализа ситуаций, происходящих в жизни, на основе характеристик личности и базовых духовно-нравственных ценностей культуры России; - социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.
6. Содержание кружка «Культура России и родного края»
6.1. Структура программы Введение основных понятий дисциплины: культура и ее виды, художественное искусство и его формы. Внутренний мир человека: ум, душа, совесть, чувства, эмоции, способности. Характер и поступки человека, воспитание характера и воля, мыслительные и духовно-нравственные способности человека. Культура семейных отношений, воспитательное значение семьи в жизни человека, Род и Родина. Российская Федерация - семья народов. Государственные символы и традиции страны. Основные духовно-нравственные законы нашей страны. Основы толерантности и межкультурной компетентности. Духовно-нравственное содержание и воспитательное значение фольклора и художественного творчества. Единство духовно-нравственного содержания в народных и художественных произведениях народов нашей страны.
Региональный компонент Знаменитые земляки. Внесшие вклад в развитие образования и сохранения национальных культур народов родного края - И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев. Традиции культуры семейных отношений родного края - на примере семьи Ульяновых. Знаменитые земляки, внесшие вклад в формирование и развитие культуры страны: Н.М. Карамзин, И.А. Гончаров, Н.М. Языков, Д.И. и Д.Д. Минаевы, А.А. Пластов. Вклад родного края в развитие музыкального искусства - Ульяновский государственный симфонический оркестр, органные концерты Ульяновской филармонии. Сохранение ульяновцами памяти о земляках, погибших за Родину -Вечный огонь и мемориальный комплекс Победы, названия улиц и имена школ. Проявление толерантности и межкультурной компетентности в многонациональной Ульяновской области. Приобщение к культурным традициям и истории культуры родного края. Посещение выставок, музеев, концертов и спектаклей. Реализуются следующие содержательные линии:
- Базовые духовно-нравственные ценности формирования личности и культуры человека и гражданина
- Базовые духовно-нравственные ценности самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации.
-
История и традиции культуры России и народов страны.
- Многообразие и равноправие национальных культур всех народов Российской Федерации - основа жизнеустойчивости и могущества российской цивилизации.
- Устное народное творчество - хранилище духовной культуры народов России.
-
Культура семейных отношений России.
-
Музыкальное и песенное искусство народов России.
-
Художественная культура России.
-
Вклад культуры родного края в культуру страны.
10. Памятники культуры родного края.
Религиозные конфессии и храмы Ульяновска Единое культурное пространство Ульяновской области. Вклад родного края в развитие культуры страны.
6.2. Формы проведения занятий
Предусматриваются следующие формы проведения
занятий:
урок-беседа;
- урок- лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу; -урок практической работы с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала; -урок практической самостоятельной работы по выполнению упражнений в рабочей тетради;
-
урок-экскурсия.
-
6.3. Формы контроля знаний учащихся
6.4. Формы организации внеурочной деятельности учащихся
Под внеурочной образовательной деятельностью учащихся понимаются
- форма организации самостоятельной ( домашней) работы учащихся по изучению материала учебного курса; -деятельность школы по направлению духовно-нравственного, социального и общекультурного развития ( определяемая ФГОС НОО). Основными формами организации внеурочной деятельности учащихся при изучении курса «Культура России и родного края» являются: -работа с текстом учебника и поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные авторами учебника совместно с родителями; -просмотр видеолекций по изучаемому материалу в материалах мультимедийного приложения к учебному пособию; - выполнение интерактивных упражнений для самоконтроля понимания
учебного материала; -выполнение логических, проблемных, творческих заданий в рабочей тетради; -подготовка творческих проектов (составление родословной семьи, формировании семейных традиций, поиск семейных реликвий, проектов по поиску и сбору фольклорных произведений, народных традиций и обычаев родного края);
- семейное чтение и обсуждение с родителями отрывков литературных произведений, иллюстрирующих и объясняющих изучаемый материал;
- семейные экскурсии к памятникам архитектуры, исторические и культурные центры города по маршрутам выходного дня в соответствии с заданиями учебного пособия, семейные культпоходы в театр и на концерты.
- проведение фольклорных классных праздников; -организация поисковой деятельности по исследованию, сбору информации о памятниках народной и художественной культуры Ульяновской области и об истории жизни наших выдающихся земляков, внесших вклад в развитие культуры страны и родного края;
- организация творческих и проектных работ.
6.5. Формы организации социально-педагогического партнерства семьи и школы Одной из основных задач курса является восстановление традиций семейного воспитания и культуры семейных отношений, как базовой ценности российского общества. Поэтому программой предусматривается активное участие родителей в приобщении детей к базовым духовно-нравственным ценностям и культурным традициям народа и страны. В содержание введена рубрика «Семейное чтение» для совместного чтения и обсуждения материалов в кругу семьи. После каждого содержательного фрагмента в вопросах по проверке его понимания содержится совет - в случае затруднения оценивания той или иной ситуации обратиться за советом к родителям. На непосредственное участие родителей нацелен целый ряд творческих и исследовательских работ. Например, составление родословного дерева, поиск семейных реликвий и традиций. Для объединения детей и родителей и восстановлению исторической и культурной памяти поколений программой предусмотрены семейные походы к историческим и культурным памятникам, по результатам посещения которых предусматривается совместное семейное выполнение творческих заданий учебного пособия или рабочей тетради. Кроме этого, программой в качестве домашнего задания предусмотрены семейные посещения концертов, музеев, театров с последующим рассказом ребенка о полученных впечатлениях на уроке.
-
Тематическое планирование кружка
«Культура России и родного края»
7.1. Тематическое планирование изучения курса
«Культура в твоей жизни» (34 часа)
№
Тема
Изучаемые понятия и явления
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
По плану
Фактически
Знакомство с миром культуры (7 часов)
1
Духовная культура
Введение базовых
нравственных ценностей
жизни человека.
05.09
Понимать значение духовной
культуры в жизни человека и
общества.
Анализировать и объяснять
основные нравственные
правила жизни человека и
общества.
Давать нравственную оценку
своему поведению, поведению
окружающих. Выделять и объяснять нравственный
смысл литературных
произведений и поступков
героев..
2
Духовная культура
Организация жизни
человека в соответствии с
нравственными
правилами,
Вера в Бога как часть
духовной культуры
человека
12.09
Анализировать и оценивать
конкретные ситуации с нравственной точки зрения. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия. Практическая работа по
применению нравственных
правил духовной культуры к
конкретным ситуациям и
людям.
3
Культура общения
Введение основных
понятий о правилах
культуры общения,
культуре речи.
«Волшебные» слова как
отражение духовной
культуры человека.
19.09
Понимать основные правила
культуры общения.
Анализировать и объяснять,
как и что нужно говорить в
конкретных жизненных
ситуациях.
4
Культура поведения
Введение понятия этикета и объяснение основных правил этикета в различных жизненных ситуациях.
26.09
Понимать и воспринимать основные правила этикета. Выбирать и использовать правила этикета для конкретных ситуаций. Давать оценку своему поведению и поведению окружающих с точки зрения выполнения правил этикета. Анализировать и устанавливать связь между правилами этикета и нравственными законами духовной культуры, между культурой поведения и культурой общения. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия. Практическая работа по правилам культуры общения.
5
Материальная культура
Знакомство с понятием «материальная культура». Как предметы материальной культуры сохраняют и передают духовную культуру и культуру быта людей. Как материальная культура помогает устройству быта и жизни человека.
3.10
Понимать значение материальной культуры в жизни человека и общества. Характеризовать и группировать объекты материальной культуры по их назначению
Устанавливать связь между духовной и материальной культурой. Практическая работа по изготовлению макета предмета материальной культуры
6
Культура быта (1 час)
Правила личной гигиены и устройства быта. Формирование установки
на безопасный и здоровый образ жизни.
17.10
Понимание и усвоению правил культуры быта. Понимание и характеристика значения культуры быта в организации жизни человека. Восприятие здорового образа жизни, безопасного для собственного здоровья и здоровья окружающих. Установление связи между духовной культурой, культурой поведения, материальной культурой и культурой быта. Применение правил культуры быта в конкретных ситуациях и повседневной жизни. Практическая работа по правилам культуры быта. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия.
7
Художественная
культура
Первоначальные сведения о разнообразии художественной культуры и искусств, народного творчества и промыслов.
24.10
Понимание значения
художественной культуры в сохранении и формировании культуры народа и страны. Анализ и выделение связей духовной, материальной и художественной культуры.
Внешность и внутренний мир человека (11 часов)
31.10
8
Внешность человека
Лик и облик. Отражение
во внешности человека соблюдения им правил культуры быта, поведения. Что внешность может рассказать о культуре человека.
7.11
Понимание общих и
отличительных черт лика и
облика.
Составление рассказа о
человеке по его внешности и
облику.
9
Внутренний мир человека
Введение и раскрытие понятий способностей и талантов человека.
Введение понятий чувств и эмоций человека
14.11
Характеризовать внутренний мир человека. Понимать отличие и связь внешнего и внутреннего мира человека.
Самостоятельно работать с несколькими источниками информации в соответствии с навигациями учебного пособия.
10
Душа
Понятие души как основной части внутреннего мира человека, управляющей
чувствами, мыслями и поступками человека.
28.11
Понимать значение души как основной части внутреннего мира человека.
11
Душа
Главнейшие добрые чувства: доброта, любовь, уважение, чувство прекрасного.
5.12
Воспринимать и выражать
своё отношение к красоте
души и душевной черствости,
к совести и чести.
12
Душа
Понятие
красоты души.
12.12
Устанавливать взаимосвязь
между поступками человека и
его внутренним миром. Приводить примеры. Выражать своё мнение.
13
Характер человека
Знакомство с
положительными и отрицательными
качествами характера человека.
19.12
Понимать и различать
положительные и
отрицательные качества
характера человека. Приводить примеры.
14
Характер человека
Честь человека и характер. Качества характера и привычки человека. Проявление характера человека в его поступках.
26.12
Анализировать поступки литературных героев и давать нравственную оценку качествам их характера, аргументировать.
15
Характер человека
Воспитание характера и сила воли человека.
9.01
Устанавливать причинно- следственную связь
16
Отношение к людям
Необходимость
построения отношений с
другими людьми в
соответствии с
нравственными нормами.
Дружба и сотрудничество.
внимание и участие,
Забота и уважение к
соседям, ровесникам,
одноклассникам.
16.01
Понимать важность
построения отношений с
окружающими в соответствии
с нравственными нормами.
Анализировать и обсуждать
нравственные качества
поведения литературных
героев с окружающими.
17
Отношение к делу
Ответственность и
трудолюбие при выполнении своих обязанностей.
23.01
Характеристика своего характера и характеров одноклассников по их отношению к учебе и классным делам. Подбор аргументов и приведение примеров.
18
Отношение к труду
Терпение, упорство, трудолюбие. Умение
доводить дело до конца. Совместный труд. Радость от результатов труда.
30.01
Восприятие ценностного отношения к труду как главной обязанности человека. Анализ нравственных качеств и характеров герое литературных произведений по их отношению к своему и чужому труду. Обретение умения получать радость от результатов труда.
Семья в твоей жизни (6 часов)
6.02
19
Ты и твой род
Семья, род. Имя, отчество и фамилия. Родословная человека и история страны.
13.02
Понимание связи семьи и рода, рода и фамилии. Понимание происхождения имен, отчеств и фамилий.
20
Семья - твоя первая школа
Раскрытие первостепенной роли семьи в приобщении ребенка к культурнее быта, общения, поведения.
20.02
Понимание роли семьи в жизни и воспитании человека. Анализ чему ребенок научился в семье. Приведение примеров.
21
Культура семейных
отношений
Введение понятия
культуры семейных
отношений.
27.02
Понимание понятия культуры
семейных отношений.
Воспринимать и выражать
любовь, заботу и
благодарность как главный
закон семейных отношений.
22
Культура семейных
отношений
Любовь, уважение, забота,
благодарность,
послушание,
взаимопомощь,
ответственность за
ближнего - главные
правила культуры
семейных отношений.
30.02
Рассказывать о своей семье и
ее членах, об обязанностях и
отношениях членов семьи друг
к другу.
23
Культура семейных
отношений
Семейные реликвии и
семейные традиции -
важная часть культуры
семейных отношений..
6.03
Восприятие ценностного
отношения к семейным
обязанностям.
24
Знаменитые семьи
родного края
Семейные отношения
семьи Ульяновых как
высокий образец культуры
семейных отношений и
традиций семейного
воспитания, (на примере
разбора рассказов из книги
3 Воскресенской «Сердце
матери»).
10.03
Получение информации о
семье Ульяновых.
Твоя Родина (8 часов)
13.03
25
Твой родной край -
малая родина
Понятие малой Родины и
Родного края.
20.03
Понимать значение родной
земли в жизни человека.
Выражать свое отношение к
родному краю.
26
Российская Федерация
- большая семья
народов
Россия - семья братских
народов. Родина и
Отечество.
27.03
Восприятие и объяснение
понятия народ и
национальность.
27
Российская Федерация
- большая семья
народов
Отличия в
культуре быта народов
России. Единство главных
духовных законов жизни
для народов России.
4.04
Проводить аналогию между
семьей и культурой семейных
отношений и страной и
культурой отношения народов
страны.
28
Российская Федерация
- большая семья
народов
Терпимость, миролюбие,
веротерпимость, уважение
к национальных
культурным традициям и
языкам всех народов
10.04
Объяснять смысл понятий
терпимость, миролюбие,
веротерпимость.
29
Традиции страны
Государственные праздники и народные праздники - традиции страны.
17.04
Участвовать в обсуждении традиций празднования Нового Года, обмен впечатлениями с одноклассниками.
30
Памятники культуры страны
Памятники культуры - реликвии России.
24.04
Установление аналогии между семейными реликвиями и
памятниками культуры страны.
31
Культура родного края
Сохранение исторической и культурной памяти в Ульяновске и области.
1.05
Получение информации об истории Симбирска и о том, как сохраняется в Ульяновске память об истории города
32
Культура родного края
Сохранение и развитие
культуры и культурных
традиций страны -
основная задача
Ульяновской области.
8.05
Участие в обсуждении, какие
из перечисленных памятников
культуры города видел.
33
Экскурсия по родному городу Димитровграду
Знакомство с памятными местами города
15.05
Получение информации о памятных местах
34
Обобщение всего изученного за год
23.05
8. Учебно-методическое обеспечение курса При разработке учебно-методического обеспечения курса «Культура России и родного края », принимая во внимание сложность и многоплановость объекта изучения, а так же большую важность воспитательного и мировоззренческого аспектов изучения дисциплины, первоочередной задачей ставила реализацию личностно-ориентированного обучения каждого учащегося, которое требует усиления эмоционально-оценочного отношения учащихся к изучаемому материалу и актуализации потребности учащихся в его изучении. Выполнение этой задачи невозможно без активного применения в обучении информационных технологий, что является одним из основных требований ФГОС начального образования второго поколения. Для реального выполнения поставленной задачи в качестве учебно-методического обеспечения курса «Культура России и родного края» разработан учебно-методический комплекс «Культура России» для 1 класса, включающий в себя учебное пособие с мультимедийным приложением с учебно-дидактическими материалами на CD-диске и рабочую тетрадь. Учебное пособие и мультимедийное приложение к нему содержат одинаковую структуру содержания, а своевременность обращения к конкретному материалу мультимедийного приложения обеспечивается навигациями в тексте учебника. Мультимедийное приложение к учебному пособию содержит следующие рубрики материалов: - «Видеолекции» с объяснением и иллюстрацией изучаемых вопросов; «Интерактивные задания» для закрепления изучаемого материала в игровой форме и для самоконтроля учащимся полученных знаний.
Электронные образовательные ресурсы
1. eorhelp.ru/
2. edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
3. school-collection.edu.ru/
4. school.edu.ru/
5. dic.academic.ru/
6. museum.edu.ru/
7. windows.edu/ru
8. mon.gov.ru/
9. ed.gov.ru/
10. edu.ru/
11. portalschool.ru/
12. opennet.edu.ru/
13. ug.ru/
14. 1september.ru/
15. intergu.ru/
16. edu.rin.ru/
17. maro.newmail.ru/
18. akademkniga.ru/
19. maro.newmail.ru/
20. detgazeta.ru/
37