Рабочая программа Наименование: кружок «Культура России и родного края»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СОШ №22

Протокол №1

_____________ Нигматулина З.А.

___________Джумаева М.М.

от «26» августа2013г.

«___» _________________ 201 г.

Приказ от №









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 г.Димитровграда

Рабочая программа


Наименование: кружок «Культура России и родного края»

Класс __1___ Уровень общего образования начальная

Учитель Сингатуллова Гелчячяк Рафиковна_

Срок реализации программы, учебный год___2013-2014 учебный год___

Количество часов по учебному плану

всего 1 часов, 34 в год ; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе_ Программы четырехлетней начальной школы, Учебной программы интегрированного курса «Культура России и родного края»для начальной школы.Авторы:В.Д.Скоробогатов; Т.В.Рыжова(2011г.)

Рабочую программу составила

_____________________________Сингатуллова Гелчячяк Рафиковна__

подпись расшифровка подписи





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочного курса «Культура России и родного края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения к содержанию и результатам освоения учащимися новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» начальной ступени школы Главной целью кружка «Культура России и родного края » является становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся на основе глубоко осмысленного личностного восприятия учащимися базовых духовно-нравственных ценностей и моральных норм многонациональной и многоконфессиональной культуры России. Основными задачами реализации содержания программы кружка «Культура России и родного края» являются воспитание в учащихся способности к нравственному совершенствованию и духовному развитию, восприятие учащимися значения нравственности, веры и религии в жизни человека и формировании культуры общества, признание учащимися бесценности человеческой жизни, формирование внутренней установки личности ребенка поступать согласно своей совести. Программа кружка «Культура России и родного края» строится по концентрической модели и обеспечивает постепенное приобщение младших школьников к культуре родного края и страны, духовно-нравственным основам и морально-этическим нормам единого культурного пространства России, а так же знакомство учащихся с историей формирования духовно-нравственной, материальной, бытовой, семейной, художественной культурой страны и культурными традициями и обычаями родного края,
Программа кружка «Культура России и родного края» направлена на формирование личности ученика на основе духовно-нравственных ценностей и культурного опыта России, как единого культурного пространства. В соответствии с этим программа кружка обеспечивает становление и развитие следующих личных характеристик начальной школы, определенных ФГОСНОО второго поколения: -любовь к своему народу и уважение к национальным культурным традициям;

  • любовь к своему родному краю и его культуре;
  • патриотизм и гордость за наш общий дом Россию;
  • понимание семьи как базовой ценности человека и общества, уважение и любовь к своей семье;
-осознанное принятие и уважение базовых духовно-нравственных ценностей многонациональной и многоконфессиональной культуры России;
  • активность в познании окружающего мира и участие в жизни общества на основе базовых моральных норм и духовно-нравственных ценностей культуры России;
  • честь и ответственность за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • толерантность и межкультурная компетентность;
  • умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, формулировать и высказывать собственное мнение;
-соблюдение правил здорового образа жизни и правил поведения и общения. Специфика курса «Культура России и родного края» заключается в формировании ценностно-смысловых установок учащихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, на основе усвоения учащимися социального и культурного опыта развития России в процессе формирования единого культурного пространства страны и самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации; а также в формировании личностной, социальной и семейной культуры, воспитании нравственных чувств и этического сознания учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры страны. Программа курса «Культура России и родного края» направлена на индивидуализацию процесса приобщения учащихся к базовым духовно-нравственным ценностям, моральным нормам и культурным традициям народа и страны на основе реализации системно-деятельностного подхода к организации обучения с применением информационных технологий. Программа курса «Культура России и родного края» включает комплексное изучение следующих вопросов: - культуры личности и поведения человека; -теории и истории развития духовно-нравственных основ, народных традиций и обычаев, художественной культуры и искусства России и родного края; -роли основных религий народов России в формировании духовно-нравственных основ многоконфессиональной и многонациональной культуры России. Программа выстроена на социо-культурном, культурологическом, краеведческом, литературном и искусствоведческом материале. При разработке программы кружка «Культура России и родного края» исходила из следующих положений.
  1. Содержание программы должно в полной мере способствовать решению основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», определенных ФГОС НОО второго поколения (воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России).
  2. Для комплексного и системного приобщения ребенка к духовно-нравственному и культурному наследию страны и народов России программа должна включать интеграцию утилитарных (обыденно-практических), художественных и научных знаний с учетом возрастных особенностей младших школьников. Учёт возрастных особенностей младшего школьного возраста предусматривает раскрытие теоретической и научной составляющих учебного материала с опорой на практический опыт учащегося и его семьи, а также посредством обращения к произведениям художественной культуры для усиления эмоционально-образного восприятия ребенком изучаемого материала.
  1. Курс «Культура России и родного края» должен стать системообразующим при формировании целостной образовательной среды школы для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной ступени образования.
  2. Семья является базовой ценностью российского общества, определяющей духовно-нравственные ценности и морально-этические предпочтения ребёнка и приобщающей ребенка к культурному наследию страны, общества, национальным и местным культурным традициям. Поэтому программа кружка «Культура России и родного края» должна способствовать восстановлению традиций семейного воспитания, для чего программой должны быть обеспечены условия реализации социально-педагогического партнерства семьи и школы (предусмотрены разнообразные формы участия семьи в организации внеурочной и внешкольной деятельности учащегося).
  3. Воспитание гражданственности и патриотизма начинается с любви к родному краю, приобщение к культурным ценностям и традициям страны начинается с культурных ценностей и традиций родной земли. Поэтому содержание курса должно включать региональный компонент, для изучения которого должны быть предусмотрены отдельные часы, а так же целый комплекс мероприятий внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

6. Духовно-нравственная культура страны и общества является системообразующим ядром, определяющим содержание всего гуманитарного образования и воспитания школьников, поэтому программа кружка «Культура
России и родного края» должна обеспечивать: -интеграцию знаний учащихся, получаемых ими разрозненно при изучении «Литературного чтения», «Окружающего мира», «Изобразительного искусства», «Музыкального искусства», а так же органичное их дополнение научными и практическими знаниями, без которых невозможно формирование нравственности и гражданской идентичности личности на основе базовых духовно-нравственных ценностей единого культурного пространства России. Интеграция различных областей знаний в программе курса «Культура России и родного края» подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития устойчивой нравственной позиции и гражданской ответственности личности; -практическую реализацию межпредметных связей содержания курса «Культура России и родного края» с содержанием курсов «Окружающий мир». «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство» начальной школы.

7. Программа курса «Культура России и родного края» должна обеспечить преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Поэтому в ней должны содержаться начальные сведения (пропедевтика знаний) о культуре и культурном наследии России, которые в дальнейшем будут более углубленно изучаться в курсах «Основы религиозной культуры и светской этики», «Этика и психология семейных отношений», «Мировая художественная культура», «Литература», «История России» средней и
старшей ступеней школы.

2. Общая характеристика курса «Культура России и родного края»

2.1. Объект и задачи изучения курса

Объект изучения курса: Объектом изучения курса является сложный и многоплановый процесс формирования и развития личности гражданина России на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям и культурным традициям страны и родного края, а также к истории формирования единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной России.

Задачи изучения курса:

  1. Раскрытие духовных и нравственных основ формирования специфики многонациональной культуры России при формировании самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации с научно-методологических позиций таких наук как культурология, культурная антропология, история культуры, история религий, социология.
  2. Нравственное воспитание и культурологическое образование учащихся в соответствии с социо-религиозными традициями культуры России.
  3. Восстановление исторической и культурной связи поколений, традиций семейного воспитания.
  1. Приобщение школьников к культуре родного края.

  1. Формирование личностной культуры учащихся на основе базовых духовно-нравственных ценностей российского общества и знаний о культуре родного края и страны.
  2. Формирование социальной культуры учащихся на основе российской гражданской идентичности, ценностного отношения к национальному и русскому языку, культурным ценностям и традициям страны.

  1. Формирование культуры семейных отношений учащихся.

  2. Воспитание гражданственности и патриотизма.

  3. Формирование толерантности и межкультурной компетентности.


  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  2. Воспитание ценностного отношения к жизни.

  3. Воспитание ценностного отношения к окружающей природе.

  4. Воспитание ценностного отношения к художественной культуре и творчеству.
  5. Интеграция и расширение знаний, полученных учащимися в процессе изучения «Литературного чтения», «Окружающего мира». «Изобразительного искусства», для формирования целостного мировоззрения учащегося на основе базовых духовно-нравственных ценностей единого культурного пространства России.
  6. Сообщение начальных сведений о культуре и культурном наследии России (пропедевтика), которые в дальнейшем будут более углубленно изучаться в курсах «Основы религиозной культуры и светской этики», «Мировая художественная культура», «Литература».
Решение вышеперечисленных задач курса требует реализации личностно-ориентированного обучения. В связи с этим программа курса строится на основе системно-деятельностного подхода к организации обучения учащихся на основе применения совместно с традиционными технологиями, также информационных технологий в обучении. Применение информационных технологий в процессе изучения курса позволяет усилить эмоционально-образное представление учащихся об изучаемом материале, развивает познавательный интерес учащихся через новые формы практической деятельности, создаёт психологическую комфортность, формирует основы информационной культуры учащихся. Программой курса «Культура России и родного края» предусматривается организация изучения курса на основе педагогики Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, методик личностно-ориентированного

развивающего обучения, включая наиболее востребованную на сегодня методику «начальная школа XXI века» Виноградовой.

2.2. Содержательные компоненты и дидактические принципы построения программы курса

Содержательные линии программы курса

Содержание интегрированного курса «Культура России и родного края » раскрывается в следующем составе содержательных линий:

  1. Базовые духовно-нравственные ценности формирования личности и культуры человека и гражданина
  2. Базовые духовно-нравственные ценности самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации.
  3. История и традиции культуры России и народов страны.

  4. Многообразие и равноправие национальных культур всех народов Российской Федерации - основа жизнеустойчивости и могущества российской цивилизации.
  5. Языческие традиции и мифология народов России в формировании основ культуры страны.
  6. Устное народное творчество - хранилище духовной культуры народов России.
  7. Славянский алфавит и его значение для развития письменной культуры народов России.
  8. Культура труда и быта народов России.

  9. Культура семейных отношений России.


  1. Музыкальное и песенное искусство народов России.

  2. Художественная культура России.

  3. Цивилизационная роль основных религий народов России в формировании единого культурного пространства страны и этнической идентичности народа России как единой нации.
  4. История и традиции культуры родного края.

  1. Вклад культуры родного края в культуру страны.

  2. Памятники культуры родного края.

Дидактические принципы построения программы. При формировании структуры программы курса «Культура России и родного края» в качестве основных дидактических принципов были взяты следующие:

  1. Принцип доступности обучения (учет возрастных особенностей учащегося, имеющихся у них знаний и приобретенного личного опыта социо-культурного общения).
  2. Принцип научности обучения (все социо-культурные события, явления и причинно-следственные связи их развития рассматриваются как с точки зрения мировоззренческого опыта поколений, так и с точки зрения развития научных знаний).
  3. Принцип систематичности и последовательности обучения (новый учебный материал опирается на уже имеющиеся знания и активно работать в процессе обучения).
  4. принцип интегративной целостности (обучение строится на интеграции трех основных способов познания мира: опыта повседневной жизни, художественного познания средствами искусства и сообщения научных знаний).
  5. Принцип эмоциональной активности (позволяет включать учащихся в мыслительный процесс с предвосхищающей или опосредующей эмоциональной оценкой).
  6. Принцип иерархичности и преемственности (создается стройная последовательность в изучении учебного материала, позволяющая с учетом особенностей младших школьников осуществить связь учебного материала по горизонтали - между темами внутри одного класса).
  7. Принцип комплексности (обеспечивает интеграцию способов и методов познания, разных видов учебной и внеучебной деятельности и разных методов обучения).
  1. Принцип вариативности (в учебном материале интегрируются различные формы представления учебной информации, что предусматривает вариативность в выборе учащимся методов освоения и отображения знаний и видов учебной деятельности сообразно их индивидуальным возможностям., способностям и имеющемуся опыту).
  2. Принцип многоуровневости и сбалансированности (нацеливает учителя регулировать в зависимости от сложности учебного материала и возрастных способностей учащихся долю эмпирического и теоретического уровней усвоения знаний, долю репродуктивных, продуктивных и креативных заданий).


  1. Принцип гуманизма (формирование системы мировоззрения, признающего ценность человека как личности, его права на приобщение к духовно-нравственному и социо-культурному наследию человечества, на гражданскую идентичность, на активную гражданскую и нравственную позицию в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями своего Отечества, на развитие проявление всех его способностей).
  2. Принцип осмысленного отношения к миру (сообщаемые знания должны способствовать формированию личности с активной гражданской позицией, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, готовой к социальному взаимодействию в современном российском обществе на основе толерантности и межкультурной компетентности, применяющей полученные знания в быту, семейной жизни, дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности).

3. Ценностные ориентиры содержания программы кружка «Культура России и родного края»

Содержание курса «культура России и родного края» направлено на формирование активной гражданской позиции учащихся на основе глубоко осмысленного личностного восприятия учащимися следующих базовых духовно-нравственных ценностей многонациональной и многоконфессиональной культуры России:

- бесценность человеческой жизни; -совесть и жизнь по совести (соблюдение Заповедей нравственных принципов и моральных норм);

  • любовь к ближнему; милосердие и сострадание, взаимовыручка;

  • любовь к Отечеству и родному краю;

  • патриотизм и активная гражданская позиция;

  • честь и достоинство,

  • душа и милосердие,

  • совесть и жизнь по совести, справедливость:

  • ценностное отношение к окружающей среде;

  • уважительное отношение к исторической и культурной памяти;

  • трудолюбие; творческое отношение к учебе, труду, жизни;

  • ответственность за поступки перед собой и перед обществом;

  • уважительное и ценностное отношение к семейным ценностям и семье как основе российского общества;
-уважительное отношение детей к родителям, осознанное заботливое отношение в семье старших к младшим; -ответственность родителей за воспитание детей и ответственность детей за обеспечение достойной старости родителей;
  • видение и понимание прекрасного;

  • толерантность и веротерпимость;

-уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни всех народов России; -бережное отношение к русскому языку как основе единого культурного пространства России; стремление к сохранению чистоты русского языка.

4. Место интегрированного курса «Культура России и родного края»

1. Многоплановость объекта изучения курса, сложность поставленных перед ним задач, обусловивших специфику курса, являются достаточным основанием для включения «Культуры России и родного края » в качестве самостоятельной дисциплины обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ФГОС НОО
второго поколения.

Предполагаемая учебная нагрузка:

1 класс - 1 час в неделю (по25минут); 34 учебных недели;

2. Приобщение школьника к духовно-нравственным основам культуры страны и ее народов, формирование духовно-нравственной позиции школьника и приобщение его к культурным ценностям страны и родного края невозможно осуществить только в рамках изучения курса «Культуры страны и родного края».

3. Духовно-нравственные базовые ценности страны являются темообразующей основой содержания всех гуманитарных дисциплин, изучаемых в школьной программе. Это предполагает обязательное обращение к материалам курса «Культура страны и родного края» при изучении материала на уроках «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства» в рамках реализации межпредметных связей и интеграции получаемых учащимся на отдельных предметах разрозненных знаний о культуре страны. Такая практическая реализация межпредметных связей позволяет не только обеспечить более глубокое и осмысленное усвоение учащимися материала, изучаемого в рамках отдельного предмета, но и существенно усилить личностную ценностную мотивацию учащихся к восприятию базовых духовно-нравственных ценностей многонациональной и многоконфессиональной культуры России.

5. Результаты освоения учащимися интегрированного внеурочного курса «Культура России и родного края»

5.1. Личностные результаты

/) Формирование:

- устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;

- основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -основ морали - осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося; -способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России; -высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России; -гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России; -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию; - осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям, к вере и религиозным убеждениям;

- ценностное отношения к семье как основе российского общества и семейным ценностям;

- основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.

2) Воспитание: -духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;

- культуры семейных отношений и памяти поколений;
-гражданственности, патриотизма, любви к семье, родному краю,

соотечественникам, согражданам; своей Родине -культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;

  • нравственных чувств и этического сознания;

  • трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;

  • ценностного отношения к природе;

  • ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;

  • толерантности и веротерпимости.

5.2. Метапредметные результаты

1) Формирование -мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;

- ценностно-смысловой сферы личности; -умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. -умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества; -готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- основ информационной культуры и ИКТ-компетенции.

2) Овладение: -способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- способами решения проблем творческого и поискового характера;
-навыками использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; -навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; -навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - навыками ценностно-смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; -навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах; -логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений; - способностью понимания духовно-нравственного смысла и образности
выражения произведений фольклорного, литературного, изобразительного и
музыкального искусства; -опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества. - базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими
основы российской гражданской идентичности и целостного
мировосприятия.

3) Воспитание: -способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию; - устойчивого интереса к изучению истории и культуры своей страны и
своего народа;

- добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
-ответственности и порядочности в отношениях с одноклассниками,

сверстниками, учителями, соседями; - готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни,
дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.

5.3. Предметные результаты

1) Формирование: -готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию; -целостной системы знаний основ социального и культурного опыта развития народов в рамках единого культурного пространства России; -первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях и их роли в становлении духовно-нравственных основ, моральных норм и культурных традиций народов России и страны;

  • системы знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, а также культурологической компетентности учащихся в области знаний о традициях религиозной культуры народов России в исторической ретроспективе и современности;
  • внутренней установки личности поступать согласно совести.

2) Овладение первоначальными представлениями о -культуре человека и основных качествах личности человека и гражданина; -духовных и нравственных основах самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации; -об истоках, традициях и характере многонациональной и многоконфессиональной культуры России и ее единого культурного пространства; -об этноконфессиональной структуре российского общества, особенностях культуры и быта основных этноконфессиональных групп населения России; -об исторических и культурных корнях и взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной, общественной жизни, прав и обязанностей гражданина России; -об единстве идейного, духовно-нравственного содержания литературных, художественных, музыкальных произведений культуры России; - об истории появления славянской письменности и роли письменности
в развитии культуры России; -о влиянии религии на формирование государственности и развитие культуры России; -об истории развития культуры родного края и вкладе культуры родного края в развитие культуры страны.

3) Формирование основ: - анализа художественных, фольклорных произведений и произведений
искусства с опорой на базовые духовно-нравственные ценности культуры
России; -анализа ситуаций, происходящих в жизни, на основе характеристик личности и базовых духовно-нравственных ценностей культуры России; - социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.

6. Содержание кружка «Культура России и родного края»

6.1. Структура программы Введение основных понятий дисциплины: культура и ее виды, художественное искусство и его формы. Внутренний мир человека: ум, душа, совесть, чувства, эмоции, способности. Характер и поступки человека, воспитание характера и воля, мыслительные и духовно-нравственные способности человека. Культура семейных отношений, воспитательное значение семьи в жизни человека, Род и Родина. Российская Федерация - семья народов. Государственные символы и традиции страны. Основные духовно-нравственные законы нашей страны. Основы толерантности и межкультурной компетентности. Духовно-нравственное содержание и воспитательное значение фольклора и художественного творчества. Единство духовно-нравственного содержания в народных и художественных произведениях народов нашей страны.

Региональный компонент Знаменитые земляки. Внесшие вклад в развитие образования и сохранения национальных культур народов родного края - И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев. Традиции культуры семейных отношений родного края - на примере семьи Ульяновых. Знаменитые земляки, внесшие вклад в формирование и развитие культуры страны: Н.М. Карамзин, И.А. Гончаров, Н.М. Языков, Д.И. и Д.Д. Минаевы, А.А. Пластов. Вклад родного края в развитие музыкального искусства - Ульяновский государственный симфонический оркестр, органные концерты Ульяновской филармонии. Сохранение ульяновцами памяти о земляках, погибших за Родину -Вечный огонь и мемориальный комплекс Победы, названия улиц и имена школ. Проявление толерантности и межкультурной компетентности в многонациональной Ульяновской области. Приобщение к культурным традициям и истории культуры родного края. Посещение выставок, музеев, концертов и спектаклей. Реализуются следующие содержательные линии:

  1. Базовые духовно-нравственные ценности формирования личности и культуры человека и гражданина
  2. Базовые духовно-нравственные ценности самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации.
  3. История и традиции культуры России и народов страны.

  4. Многообразие и равноправие национальных культур всех народов Российской Федерации - основа жизнеустойчивости и могущества российской цивилизации.
  5. Устное народное творчество - хранилище духовной культуры народов России.
  6. Культура семейных отношений России.

  7. Музыкальное и песенное искусство народов России.

  8. Художественная культура России.

  9. Вклад культуры родного края в культуру страны.

10. Памятники культуры родного края.

Религиозные конфессии и храмы Ульяновска Единое культурное пространство Ульяновской области. Вклад родного края в развитие культуры страны.

6.2. Формы проведения занятий

Предусматриваются следующие формы проведения
занятий:

урок-беседа;

- урок- лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу; -урок практической работы с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала; -урок практической самостоятельной работы по выполнению упражнений в рабочей тетради;

  • урок-экскурсия.

  • 6.3. Формы контроля знаний учащихся

Формы контроля знаний соответствуют возрастным особенностям школьников. Формой контроля знаний является устные и письменные опросы учащихся, оценки за выполнение заданий в рабочей тетради и за выполнение интерактивных заданий на экране во время урока) и самостоятельные проверочные письменные работы.

6.4. Формы организации внеурочной деятельности учащихся

Под внеурочной образовательной деятельностью учащихся понимаются

- форма организации самостоятельной ( домашней) работы учащихся по изучению материала учебного курса; -деятельность школы по направлению духовно-нравственного, социального и общекультурного развития ( определяемая ФГОС НОО). Основными формами организации внеурочной деятельности учащихся при изучении курса «Культура России и родного края» являются: -работа с текстом учебника и поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные авторами учебника совместно с родителями; -просмотр видеолекций по изучаемому материалу в материалах мультимедийного приложения к учебному пособию; - выполнение интерактивных упражнений для самоконтроля понимания
учебного материала; -выполнение логических, проблемных, творческих заданий в рабочей тетради; -подготовка творческих проектов (составление родословной семьи, формировании семейных традиций, поиск семейных реликвий, проектов по поиску и сбору фольклорных произведений, народных традиций и обычаев родного края);

  • семейное чтение и обсуждение с родителями отрывков литературных произведений, иллюстрирующих и объясняющих изучаемый материал;
  • семейные экскурсии к памятникам архитектуры, исторические и культурные центры города по маршрутам выходного дня в соответствии с заданиями учебного пособия, семейные культпоходы в театр и на концерты.
Основными формами организации школой внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного, социального и общекультурного развития являются следующие мероприятия: -экскурсии к культурным и историческим памятникам Ульяновска и области; -совместное проведение национальных народных праздников - Акатуя, Сабантуя, Масленицы;

- проведение фольклорных классных праздников; -организация поисковой деятельности по исследованию, сбору информации о памятниках народной и художественной культуры Ульяновской области и об истории жизни наших выдающихся земляков, внесших вклад в развитие культуры страны и родного края;

- организация творческих и проектных работ.

6.5. Формы организации социально-педагогического партнерства семьи и школы Одной из основных задач курса является восстановление традиций семейного воспитания и культуры семейных отношений, как базовой ценности российского общества. Поэтому программой предусматривается активное участие родителей в приобщении детей к базовым духовно-нравственным ценностям и культурным традициям народа и страны. В содержание введена рубрика «Семейное чтение» для совместного чтения и обсуждения материалов в кругу семьи. После каждого содержательного фрагмента в вопросах по проверке его понимания содержится совет - в случае затруднения оценивания той или иной ситуации обратиться за советом к родителям. На непосредственное участие родителей нацелен целый ряд творческих и исследовательских работ. Например, составление родословного дерева, поиск семейных реликвий и традиций. Для объединения детей и родителей и восстановлению исторической и культурной памяти поколений программой предусмотрены семейные походы к историческим и культурным памятникам, по результатам посещения которых предусматривается совместное семейное выполнение творческих заданий учебного пособия или рабочей тетради. Кроме этого, программой в качестве домашнего задания предусмотрены семейные посещения концертов, музеев, театров с последующим рассказом ребенка о полученных впечатлениях на уроке.

  1. Тематическое планирование кружка

«Культура России и родного края»

7.1. Тематическое планирование изучения курса

«Культура в твоей жизни» (34 часа)

Тема

Изучаемые понятия и явления

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

По плану

Фактически

Знакомство с миром культуры (7 часов)

1

Духовная культура

Введение базовых

нравственных ценностей

жизни человека.

05.09

Понимать значение духовной

культуры в жизни человека и

общества.

Анализировать и объяснять

основные нравственные

правила жизни человека и

общества.

Давать нравственную оценку

своему поведению, поведению

окружающих. Выделять и объяснять нравственный

смысл литературных

произведений и поступков

героев..

2

Духовная культура

Организация жизни

человека в соответствии с

нравственными

правилами,

Вера в Бога как часть

духовной культуры

человека

12.09

Анализировать и оценивать

конкретные ситуации с нравственной точки зрения. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия. Практическая работа по

применению нравственных

правил духовной культуры к

конкретным ситуациям и

людям.

3

Культура общения

Введение основных

понятий о правилах

культуры общения,

культуре речи.

«Волшебные» слова как

отражение духовной

культуры человека.

19.09

Понимать основные правила

культуры общения.

Анализировать и объяснять,

как и что нужно говорить в

конкретных жизненных

ситуациях.

4

Культура поведения

Введение понятия этикета и объяснение основных правил этикета в различных жизненных ситуациях.

26.09

Понимать и воспринимать основные правила этикета. Выбирать и использовать правила этикета для конкретных ситуаций. Давать оценку своему поведению и поведению окружающих с точки зрения выполнения правил этикета. Анализировать и устанавливать связь между правилами этикета и нравственными законами духовной культуры, между культурой поведения и культурой общения. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия. Практическая работа по правилам культуры общения.

5

Материальная культура

Знакомство с понятием «материальная культура». Как предметы материальной культуры сохраняют и передают духовную культуру и культуру быта людей. Как материальная культура помогает устройству быта и жизни человека.

3.10

Понимать значение материальной культуры в жизни человека и общества. Характеризовать и группировать объекты материальной культуры по их назначению

Устанавливать связь между духовной и материальной культурой. Практическая работа по изготовлению макета предмета материальной культуры

6

Культура быта (1 час)

Правила личной гигиены и устройства быта. Формирование установки

на безопасный и здоровый образ жизни.

17.10

Понимание и усвоению правил культуры быта. Понимание и характеристика значения культуры быта в организации жизни человека. Восприятие здорового образа жизни, безопасного для собственного здоровья и здоровья окружающих. Установление связи между духовной культурой, культурой поведения, материальной культурой и культурой быта. Применение правил культуры быта в конкретных ситуациях и повседневной жизни. Практическая работа по правилам культуры быта. Самостоятельно работать с несколькими источниками информации: учебным пособием, диском мультимедийного приложения и рабочей тетрадью в соответствии с навигациями учебного пособия.

7

Художественная

культура

Первоначальные сведения о разнообразии художественной культуры и искусств, народного творчества и промыслов.

24.10

Понимание значения

художественной культуры в сохранении и формировании культуры народа и страны. Анализ и выделение связей духовной, материальной и художественной культуры.

Внешность и внутренний мир человека (11 часов)

31.10

8

Внешность человека

Лик и облик. Отражение

во внешности человека соблюдения им правил культуры быта, поведения. Что внешность может рассказать о культуре человека.

7.11

Понимание общих и

отличительных черт лика и

облика.

Составление рассказа о

человеке по его внешности и

облику.

9

Внутренний мир человека

Введение и раскрытие понятий способностей и талантов человека.

Введение понятий чувств и эмоций человека

14.11

Характеризовать внутренний мир человека. Понимать отличие и связь внешнего и внутреннего мира человека.

Самостоятельно работать с несколькими источниками информации в соответствии с навигациями учебного пособия.

10

Душа

Понятие души как основной части внутреннего мира человека, управляющей

чувствами, мыслями и поступками человека.

28.11

Понимать значение души как основной части внутреннего мира человека.

11

Душа

Главнейшие добрые чувства: доброта, любовь, уважение, чувство прекрасного.

5.12

Воспринимать и выражать

своё отношение к красоте

души и душевной черствости,

к совести и чести.

12

Душа

Понятие

красоты души.

12.12

Устанавливать взаимосвязь

между поступками человека и

его внутренним миром. Приводить примеры. Выражать своё мнение.

13

Характер человека

Знакомство с

положительными и отрицательными

качествами характера человека.

19.12

Понимать и различать

положительные и

отрицательные качества

характера человека. Приводить примеры.

14

Характер человека

Честь человека и характер. Качества характера и привычки человека. Проявление характера человека в его поступках.

26.12

Анализировать поступки литературных героев и давать нравственную оценку качествам их характера, аргументировать.

15

Характер человека

Воспитание характера и сила воли человека.

9.01

Устанавливать причинно- следственную связь

16

Отношение к людям

Необходимость

построения отношений с

другими людьми в

соответствии с

нравственными нормами.

Дружба и сотрудничество.

внимание и участие,

Забота и уважение к

соседям, ровесникам,

одноклассникам.

16.01

Понимать важность

построения отношений с

окружающими в соответствии

с нравственными нормами.

Анализировать и обсуждать

нравственные качества

поведения литературных

героев с окружающими.

17

Отношение к делу

Ответственность и

трудолюбие при выполнении своих обязанностей.

23.01

Характеристика своего характера и характеров одноклассников по их отношению к учебе и классным делам. Подбор аргументов и приведение примеров.

18

Отношение к труду

Терпение, упорство, трудолюбие. Умение

доводить дело до конца. Совместный труд. Радость от результатов труда.

30.01

Восприятие ценностного отношения к труду как главной обязанности человека. Анализ нравственных качеств и характеров герое литературных произведений по их отношению к своему и чужому труду. Обретение умения получать радость от результатов труда.

Семья в твоей жизни (6 часов)

6.02

19

Ты и твой род

Семья, род. Имя, отчество и фамилия. Родословная человека и история страны.

13.02

Понимание связи семьи и рода, рода и фамилии. Понимание происхождения имен, отчеств и фамилий.

20

Семья - твоя первая школа

Раскрытие первостепенной роли семьи в приобщении ребенка к культурнее быта, общения, поведения.

20.02

Понимание роли семьи в жизни и воспитании человека. Анализ чему ребенок научился в семье. Приведение примеров.

21

Культура семейных

отношений

Введение понятия

культуры семейных

отношений.

27.02

Понимание понятия культуры

семейных отношений.

Воспринимать и выражать

любовь, заботу и

благодарность как главный

закон семейных отношений.

22

Культура семейных

отношений

Любовь, уважение, забота,

благодарность,

послушание,

взаимопомощь,

ответственность за

ближнего - главные

правила культуры

семейных отношений.

30.02

Рассказывать о своей семье и

ее членах, об обязанностях и

отношениях членов семьи друг

к другу.

23

Культура семейных

отношений

Семейные реликвии и

семейные традиции -

важная часть культуры

семейных отношений..

6.03

Восприятие ценностного

отношения к семейным

обязанностям.

24

Знаменитые семьи

родного края

Семейные отношения

семьи Ульяновых как

высокий образец культуры

семейных отношений и

традиций семейного

воспитания, (на примере

разбора рассказов из книги

3 Воскресенской «Сердце

матери»).

10.03

Получение информации о

семье Ульяновых.

Твоя Родина (8 часов)

13.03

25

Твой родной край -

малая родина

Понятие малой Родины и

Родного края.

20.03

Понимать значение родной

земли в жизни человека.

Выражать свое отношение к

родному краю.

26

Российская Федерация

- большая семья

народов

Россия - семья братских

народов. Родина и

Отечество.

27.03

Восприятие и объяснение

понятия народ и

национальность.

27

Российская Федерация

- большая семья

народов

Отличия в

культуре быта народов

России. Единство главных

духовных законов жизни

для народов России.

4.04

Проводить аналогию между

семьей и культурой семейных

отношений и страной и

культурой отношения народов

страны.

28

Российская Федерация

- большая семья

народов

Терпимость, миролюбие,

веротерпимость, уважение

к национальных

культурным традициям и

языкам всех народов

10.04

Объяснять смысл понятий

терпимость, миролюбие,

веротерпимость.

29

Традиции страны

Государственные праздники и народные праздники - традиции страны.

17.04

Участвовать в обсуждении традиций празднования Нового Года, обмен впечатлениями с одноклассниками.

30

Памятники культуры страны

Памятники культуры - реликвии России.

24.04

Установление аналогии между семейными реликвиями и

памятниками культуры страны.

31

Культура родного края

Сохранение исторической и культурной памяти в Ульяновске и области.

1.05

Получение информации об истории Симбирска и о том, как сохраняется в Ульяновске память об истории города

32

Культура родного края

Сохранение и развитие

культуры и культурных

традиций страны -

основная задача

Ульяновской области.

8.05

Участие в обсуждении, какие

из перечисленных памятников

культуры города видел.

33

Экскурсия по родному городу Димитровграду

Знакомство с памятными местами города

15.05

Получение информации о памятных местах

34

Обобщение всего изученного за год

23.05

8. Учебно-методическое обеспечение курса При разработке учебно-методического обеспечения курса «Культура России и родного края », принимая во внимание сложность и многоплановость объекта изучения, а так же большую важность воспитательного и мировоззренческого аспектов изучения дисциплины, первоочередной задачей ставила реализацию личностно-ориентированного обучения каждого учащегося, которое требует усиления эмоционально-оценочного отношения учащихся к изучаемому материалу и актуализации потребности учащихся в его изучении. Выполнение этой задачи невозможно без активного применения в обучении информационных технологий, что является одним из основных требований ФГОС начального образования второго поколения. Для реального выполнения поставленной задачи в качестве учебно-методического обеспечения курса «Культура России и родного края» разработан учебно-методический комплекс «Культура России» для 1 класса, включающий в себя учебное пособие с мультимедийным приложением с учебно-дидактическими материалами на CD-диске и рабочую тетрадь. Учебное пособие и мультимедийное приложение к нему содержат одинаковую структуру содержания, а своевременность обращения к конкретному материалу мультимедийного приложения обеспечивается навигациями в тексте учебника. Мультимедийное приложение к учебному пособию содержит следующие рубрики материалов: - «Видеолекции» с объяснением и иллюстрацией изучаемых вопросов; «Интерактивные задания» для закрепления изучаемого материала в игровой форме и для самоконтроля учащимся полученных знаний.



Электронные образовательные ресурсы


1. eorhelp.ru/

2. edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

3. school-collection.edu.ru/

4. school.edu.ru/

5. dic.academic.ru/

6. museum.edu.ru/

7. windows.edu/ru

8. mon.gov.ru/

9. ed.gov.ru/

10. edu.ru/

11. portalschool.ru/

12. opennet.edu.ru/

13. ug.ru/

14. 1september.ru/

15. intergu.ru/

16. edu.rin.ru/

17. maro.newmail.ru/

18. akademkniga.ru/

19. maro.newmail.ru/

20. detgazeta.ru/

37


© 2010-2022