Выступление на конференции Активные формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зиганурова Татьяна Викторовна, учитель МБОУ ОШ7, первая кв. категория.

Направление работы конференции:

Организационно-методическое обеспечение реализации курса ОРКСЭ в образовательной организации.

Тема выступления на секции: Активные формы работы и методы обучения на уроках ОРКСЭ.

Актуальность темы:

Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним .Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?

Сегодняшний учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Перечислю активные формы работы и методы обучения, которые мы используем в учебном процессе.

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:

  • дискуссии (дебаты, диспуты)

  • эвристические беседы

  • учебные и социальные проекты

  • уроки-экскурсии

  • деловые и ролевые игры

  • практикумы

  • различные викторины

  • конкурсы

  • творческие мастерские

Методы обучения:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий

  • Эвристические методы

  • Проектирование

  • Исследовательский метод

Активные формы учебной работы:

  • Взаимные вопросы и задания для групп

  • Взаимообъяснение

  • Беседа эвристического характера

  • Интервью

  • Драматизация (Театрализация)

  • Сквозные виды учебной деятельности:

  • Составление словаря терминов и понятий

  • Составление галереи образов

  • Работа с притчами

Данные методы используют многие коллеги при изучении курса ОРКСЭ, поэтому не буду останавливаться на характеристике каждого из них, а поделюсь своим опытом преподавания курса ОРКСЭ в нашем образовательном учреждении, особое внимание, уделив модулю «Основы мировых религиозных культур», при этом задействую также опыт своих коллег.

Главным в преподавании данного модуля, на наш взгляд, является не знаниевый компонент. Безусловно, мы уделяем достаточное внимание изучению новых понятий, терминологии, но прежде всего, все усилия мы направляем на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Девиз изучения ОРКСЭ в нашем учреждении:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие - не нужно!
Злобу, обиды - прочь гони!

В начале учебного года с целью создания условий для изучения ОРКСЭ и формирования представления о Родине совместно с учителями, родителями и обучающимися на параллели мы проводим праздничный урок «Россия - наша Родина». Для поддержания интереса к изучаемому курсу, воспитания нравственности, уважения к родителям, семье в течение учебного года проводим праздники «Проводы зимы», «Рождественские колядки», «Твори добро», «Семейные посиделки», «В гостях у Марьи». Активное участие в организации и проведении праздников принимают родители обучающихся. Групповая работа Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует познакомить их, сплотить. С этой целью часто используем на уроках групповую работу. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяем игровые методики, включаем элементы состязательности. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. Ценно для нас то, что мы прибегли к помощи пятиклассников, которые с удовольствием становятся консультантами на уроках, помогают педагогу, группам, обучающимся. Часто используемые нами формы и приемы работы в рамках данной технологии:

  • Беседа
  • Творческие мастерские
  • Взаимные вопросы и задания группам
  • Практические работы, деловые игры
  • Взаимообъяснение
  • Интервью

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Проектирование

Большое внимание при изучении курса уделяем проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Темы проектов:

  • «Праздник праздников - Рождество Христово»

  • «Татарский национальный костюм»

  • «Моя малая родина»

  • «Если скажешь слово Родина…»

  • «Мой дом. Моя семья»

  • «Культурное наследие. Красноуфимская мечеть»

  • «Святые места земли Уральской»

  • «Иерусалим-город трёх религий» и т.д

Коллективные проекты:

  • «Добрый человек»

  • «Милосердные поступки»

  • «Мои добрые дела»

  • «Мой лучший друг»

  • «Семейные традиции»

Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся. Каждый обучающийся за защиту проекта получает благодарность. Драматизация (театрализация) Эта форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, инсценируем притчи. Информационно-коммуникационные технологии Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Каждый обучающийся получил диск - электронное сопровождение к курсу для домашнего пользования. Кроме этого, обучающиеся на уроках работают с нетбуками. В настоящее время педагогами к каждому уроку подобраны мультимедийные презентации, которые не перегружены материалом и используются по мере необходимости. На минимальном объеме информации мы стремимся достичь максимального уровня обобщения. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнять домашние задания более полноценно. В домашнем задании для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет, используем задания типа: -Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных религий», «Священные книги религий мира», «Храм в жизни верующих», «Религия и искусство». -Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д. Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока. Наша изюминка и находка: использование на уроках, во внеурочной деятельности мультфильмов «Гора самоцветов». Мультсериал поможет познакомиться со сказками народов России и лучше узнать их культуру и традиции.

Работа с родителями

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому активно привлекаем родителей в учебный процесс. Для них проводятся открытые уроки, творческие мастерские, смотры знаний, анкетирование, даются рекомендации по духовно-нравственному воспитанию.

Родители являются помощниками в организации поездок. Дети посещают святые места: Белогорье, Ганину яму, Храм на Крови, оказывают детям помощь и поддержку при выполнении домашних заданий. Например, При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, обучающиеся выступают с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и о других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Вместе с детьми родители могут посетить церковь, мечеть, познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.

Экскурсии в церковь, мечеть

Цель экскурсий: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий в городе Красноуфимске.

Задачи:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: церковь, мечеть.

  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  • Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
    Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.

Кроме этого, обязательно проводим виртуальные экскурсии по синагоге, буддистской ступе.

Составление словаря понятий и терминов

Безусловно, мы уделяем большое внимание составлению словаря понятий и терминов. Эта работа способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Чтобы работа не казалось обучающимся скучной и однообразной, используем игру «Решето», которая позволяет при ежеурочном повторении выучить трудные термины. Используем игру «Домино», «Найди пару», в которых дети, используя разрезные карточки, находят пару.

Работа с литературными произведениями

Формируем личностные ценности, закладываем основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства, опираясь на работу с текстом, чтением историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч, повествований. Уделяем особое внимание работе с притчами. Систематическая работа с притчами работа поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Наиболее активно используем следующие способы работы с притчей:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Драматизация (Театрализация) притч;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Сравнение нескольких притч;

Составление Галереи образов

Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. На уроках обучающиеся составляют паспорта пророков с целью запоминания их биографии. Обучающиеся приносят свои творческие работы: экспонаты религиозных сооружений, пасхальные яйца (поделки), символы религий, выпиленные из фанеры и т. д.

Оценивание

По ОРКСЭ в нашем образовательном учреждении установлена безотметочная система оценивания в течение всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Положительно оцениваем каждый удавшийся шаг ребенка, поощряем любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски, ведение тетради. С согласия родителей мы ввели систему поощрений. Обучающиеся получают эмблемы, которые вклеивают в тетрадь. В конце каждой четверти подсчитывается количество эмблем, подводятся итоги, выбираются консультанты - помощники учителя. Учим детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. В своей работе используем технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. В конце изучения курса проводится итоговое мероприятие с вручением обучающимся удостоверений слушателей ОРКСЭ, благодарностей и грамот за защиту проектов, за старание и активную работу на уроках. В течение двух лет ( 2012-2013, 2013-2014) команда обучающихся нашего образовательного учреждения занимает 1 место в Фестивале культур и религий «Мы дети твои, Россия»

Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны.

Ресурсы:
1. Основы мировых религиозных культур (4-5 класс) Беглов А.Л. [и др.];учебник для общеобразов. организаций с прил. на электр. носителе-/М.: Просвещение, 2014.
2.Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие.4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/Е. В. Мацыяка. - М.: Просвещение, 2014.

3.nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/metodika-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ. Жданова И.В., Москва, 2012.

© 2010-2022