Конспект урока. Математика 1 класс Величина. Длина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика

Класс: 1

Автор учебника: Л.Г. Петерсон

Тема урока: «Величины. Длина»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Задачи: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

Метапредметные цели: формирование УУД.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачу, выполнять работу в паре, помогая друг другу, контролировать свои действия, действия своих товарищей, проявлять инициативность, самостоятельность.

Познавательные: формировать способность воспринимать и анализировать небольшие тексты, использовать знаково - символьные средства, в том числе действие моделирования, выполнять логические операции, формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные: формировать умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к материалу, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей, воспитывать ответственность за свою работу, развивать мотивацию к учению и познанию, готовность и способность к саморазвитию, развитие толерантности.

Здоровьесберегающая цель: работать над коррекцией зрения детей, следить за осанкой при письме, создавать психологический комфорт на уроке.

Методы: проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в паре;

Оборудование: полоски разного цвета у учителя и учеников, индивидуальные (пробные) листочки с отрезками на партах, интерактивная доска, учебник.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Вчера мы попрощались со 2 частью учебника математики, сказали ей: «Спасибо!»

Мы всё изучили?

Сегодня к нам пришла новая часть математики. Что вы ждёте от встречи с ней? О чём узнаете?

Вперёд к новым открытиям. У вас всё получится!

Девиз урока:




Подготовка класса к работе



Ответы детей.


Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику,

Не следует лениться!

2.Актуализация приемов непосредственного сравнения отрезков по длине. Постановка проблемы сравнения длин отрезков с помощью мерки.

С нами узнавать новое будут герои сказки Г.Остера «38 попугаев»

- Какие свойства предметов вы знаете?

- Мы начинаем изучать такие свойства предметов, по которым их можно сравнить с помощью знаков «больше», «меньше», «равно». Такие свойства предметов называются величинами. Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше: розовый или голубой, красный или оранжевый.

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной?

- А чей размер ноги меньше: мой или ….

- Как догадались?

- Как доказать?

- Будет ли размер являться величиной?


- Пофантазируйте, придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной.

- Поможем мартышке выбрать коробочку для карандаша. (1 слайд Коробки и карандаш)

- Как вы догадались? Как проверить?

- Размер карандаша и коробки характеризует их протяженность. Является ли длина величиной?

Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине.

- Какая из них самая длинная?


- Цвет, форма, размер, материал, назначение, запах …




- Нет. Значит, цвет не является величиной.

- Нет.

- Да


- Размер, рост, температура, длина

- Наложить карандаш на каждую коробочку.

Практическая деятельность

Накладывают полоски друг на друга.

Записывают: з > к, с < з, к = с.

Длина является величиной.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три - в ладоши 3 хлопка,

головою 3 кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.



(Слайд 2 Отрезки а и б) На доске нарисованы два отрезка.

- Сравните по длине данные отрезки, запишите каждый в своей тетради соотношения между отрезками. Ответы получились разные.

Затруднение! Отрезки невозможно наложить друг на друга. Какую цель поставим?

а > б, а < б, а = б.



Придумать способ сравнения величин, при котором не требуется их наложения


3 «Открытие нового знания». Вывод принципа измерения длины отрезков

- Предложите способы выхода из затруднения (подвести к мысли об использовании мерки).

Выяснилось, что в отрезке а красная полоска отложилась 5 раз (а = 5 к), в отрезке б - 6 раз (б = 6 к), значит, а < б.

Вывод: Чтобы измерить длину отрезка, нужно выбрать мерку (единичный отрезок) и узнать, сколько раз он содержится в измеряемом отрезке.( 3 слайд. Опорный конспект)

Ответы детей.

Нужно узнать, сколько раз красная полоска отложится в каждом отрезке,


4 Первичное закрепление. Постановка проблемы необходимости использования при сравнении длин единой мерки.

-Поработайте в парах. Игра «Учитель - ученик». Проговорите выведенное правило в громкой речи, измеряя длину и ширину парты с помощью полосок.

-Измерьте с помощью зеленой полоски длину отрезка б. Результат на доске:

а = 5 к б = 5 з

- Значит, все-таки отрезки равны между собой? А раньше мы получили, что а < б! Где же мы ошиблись?

Цель - установить, как изменяется мера отрезка, когда единичный отрезок увеличивается или уменьшается.

Работа в парах.



Ученик у доски производит измерения.

Отрезки измерены разными мерками!



5. «Открытие» нового знания. Исследование зависимости результатов измерения длины от выбора мерки. Исторические сведения об измерении длины. Сантиметр.

- Работа в учебнике. № 1 с.1.

Один и тот же отрезок АБ надо измерить с помощью разных мерок.

Что вы заметили?

Герои сказки измеряли длину удава. (4 слайд Различные мерки)

- Эти мерки были: одинаковы или разные?

- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок?

- А мартышка?

- А в попугаях длина удава?

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.

Значит, сравнивать можно только тогда, когда он измерены одной и той же меркой. Проверим: зеленая мерка откладывается в отрезке а примерно 4 раза, а в отрезке б - 5 раз. Значит, измеряя отрезки зеленой меркой, тоже получаем, что

а < б. Противоречие разрешено.

Исследование зависимости результатов измерения от выбора мерки




-2

-5

-38

Физминутка

В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев
1 пядь = 18 - 19 см
Локоть - расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца
1 локоть = 46 - 47 см
Вершок - длина верхней части пальца 1 вершок = 4,45 см
Дюйм - мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм = 2,54 см
Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки.
Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук
1 маховая сажень = 151,4 см
Измерьте ладонями ширину парты.

Показывают старинные меры длины.

- Алеша сделал 9 шагов, а Петя - 8 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние?

- Мама отмерила 6 локтей тесьмы, а бабушка - 5 локтей. Кто отмерил больше?

- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? (сантиметр) № 3 с. 1

1 сантиметр

Слово сантиметр после числа пишут кратко см

- Ребята. Кто из вас знает как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?

Точно ответить нельзя, так как не известно, чей шаг или чей локоть длиннее. Сравнивать длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.





Линейка, рулетка.


- А чтобы получить нужный результат, как правильно ей пользоваться? (5 слайд. Алгоритм измерения отрезка с помощью линейки)

1 Приложить линейку к отрезку.

2 Совместить один конец отрезка с нулем на шкале линейки.

3 Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.

4 Назвать (или записать) ответ

6. Первичное закрепление и самоконтроль. Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.

- Измерьте линейкой длину и ширину тетради, карандаша. Запишите результат в тетради.

- Самостоятельно выполните задание № 4 с. 1.

Выполняют измерения.

7. Рефлексия

- Узнали……

- Затруднились…..

- Понравилось….

Проговаривание основных выводов.


© 2010-2022