- Преподавателю
- Начальные классы
- Обучение грамоте Знакомство с буквой Д
Обучение грамоте Знакомство с буквой Д
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Валиуллина Л.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УМК: « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Технологическая карта урока по обучению чтению в 1 классе
Задача: познакомить с буквой Д д, звуками [д], [д'].
Цели:
- формирование умения выделять и определять место звука в слове, характеризовать звуки [д], [д'] с позиции
«твёрдости - мягкости, звонкости - глухости»;
- развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать;
- расширение словарного запаса детей;
- формирование навыка чтения слов, предложений, текста с изученными буквами;
- воспитание прилежания, любознательности в процессе учения, познавательной активности;
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в паре;
- воспитание нравственных понятий: отзывчивость, доброта, совесть, ответственность за свои поступки,
внимательное отношение к близким.
Методическая цель: показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
^ Регулятивные УУД:
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
^ Познавательные УУД:
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
-
сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
-
анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
-
формирование понятия «звук» через анализ моделей;
-
поэтапное формирование понятия «парный твердый-мягкий согласный», понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
-
формирование понятия «буква - знак для звука».
- установление причинно-следственных связей:
-
между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
-
между использованием в именах собственных большой буквы и выводом о том, что это особое средство обозначения имен.
^ Познавательные УУД:
- самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
II. Актуализация имеющихся знаний
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
III. Составление плана решения учебной проблемы
1. побуждающий диалог
- Отгадайте загадку:
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(дятел)
- Как вы догадались, что это дятел?
- Проговорите слово «дятел» выделяя голосом каждый звук.
2. групповая работа
- Поработайте в парах. Составьте схему слова «дятел».
3. игра «Живые звуки».
- Возьмите только гласные звуки, только согласные звуки.
- Обозначьте каждый звук буквой.
- Почему не получилось слово?
- Какой буквы не хватает?
- Можно ли обойтись без этой буквы? Почему?
4. подведение к формулированию темы, знакомство с буквой
- С какой буквой мы познакомимся, с какой буквой будем сегодня
работать на уроке?
- Какой буквой мы обозначим звук [д'] в слове «дятел»?
- А что мы ещё можем узнать про этот звук?
5. планирование изучения звука
1. гласный или согласный звук
2. твёрдый или мягкий
3. звонкий или глухой
- А что мы можем на уроке чтения выполнить с буквой «д»?
4. почитать слоги, слова, предложения, придумать слова новые звуки
IV. Поиск решения проблемы - открытие нового знания
1. побуждающий диалог
- Откройте учебник «Букварь» на странице
Загадка
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(душ)
- Как вы догадались?
- Сколько звуков в данном слове?
- Проговорите слово «душ» выделяя каждый звук.
- Назовите первый звук.
- Дайте ему характеристику.
2. знакомство с буквой
- Звуки [д] и [д'] мы можем обозначить буквой Д.
- Что напоминает вам эта буква?
Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Буква Д - словно дом,
Дом, в котором мы живём.
- Проверьте с помощью горлышка, с помощью ушек какие это
звуки звонкие или глухие?
- А можем ли мы найти пару по звонкости - глухости звуку [д]?
- Что нам поможет?
- Найдите по ленте памяти пару для буквы «д».
- Проверьте, как звучат эти звуки с помощью ушек.
3. подведение к формулированию вывода
- Кто расскажет всё что узнал про букву Дд
(Обозначает согласный звук. Обозначает твёрдый согласный. По твёрдости - мягкости есть пара.
Звонкий. Есть пара по звонкости глухости - буква Пп.)
- Какие мы молодцы! Как много нового мы сегодня узнали.
- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
V. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
1. организация работы по чтению и анализу слогов
- Вспомните, какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
- Ваша задача - научиться читать слоги с новой буквой.
Подготовьтесь прочитать слоги.
- Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого
звука, мягкого звука.
- Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией, с радостью
^ Регулятивные УУД:
- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на
уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
^ Познавательные УУД.
- извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
РегулятивныеУУД:
- контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном.
VI. Первичное закрепление знаний.
1. организация чтения и анализа слов с буквой Д д
- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
- Вы справились с этой задачей?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте оценку своей работы на уроке.
- Прочитайте слова.
- Чем различаются слова дома и дома?
- Как вы понимаете их значение?
- Прочитайте слова в столбиках.
- На какие группы можно разделить эти слова?
(Новый звук в начале слова. Новый звук в середине. Новый звук в
конце слова. Слова с маленькой и большой буквы.)
- Прочитайте каждую группу слов.
- Прочитайте слова, написанные с большой буквы.
- Почему эти слова надо писать с большой буквы?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Прочитайте.
- Прочитайте имена, где звук [д] - твёрдый, [д'] - мягкий.
- А в каком слове этих звуков нет?
2. побуждающий диалог
Посмотрите внимательно на картинку: две девочки - Лида и Надя. Но вот кто из них кто я не знаю. Помогите разобраться: кого как зовут. А поможет в этом нам небольшой текст.
- Прочитайте предложения.
- Про кого говорится в предложении?
- Что у девочек в руках?
- С какими ягодами корзинки?
- Какие ягоды у Лиды, а у Нади?
- Где на картинке Надя, а где Лида?
- А как вы догадались?
- Как отличить землянику от малины?
- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
- Вы справились с этой задачей?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте оценку своей работы на уроке.
VII. Чтение и анализ текста.
1. Чтение и работа с текстом
- А хотите узнать интересную историю про Надю?
- Тогда слушайте.
- Понравилась вам история? Чем?
- Что вы можете сказать про Надю? Какой она была? Расскажите.
- Куда отправились Надя и бабушка?
- Почему у Нади кружечка была пустой?
- Что почувствовала девочка?
- Что значит «стыдно стало Наде»?
- А вам было в жизни стыдно?
- Когда? Отчего бывает стыдно?
- А что Надя сделала не так? Почему ей стало стыдно?
- Переживала ли Надя?
- Как Надя исправила свою ошибку? Как она поступила на следующий день?
- Почему дед не стал есть ягоды один? Что он сказал Наде?
- Какие слова деда можно назвать главными?
- Что значит вместе?
- Что же главное в этом рассказе.
(не быть эгоистом, делиться с родными, с другом)
2. чтение рассказа читающими учениками
Личностные УУД
- нравственно - этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего
личностный социальный выбор.
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами
речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, строить
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
^ Личностные УУД:
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - текст, в котором обсуждаются проблемы любви,
уважения и взаимоотношений взрослых и детей:.
^ Познавательные УУД:
- информационные: поиск и выделение необходимой
информации;
- сбор, анализ и оценка информации:
- работа с текстом и иллюстрациями: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.
- задания на поиск нужных слов и предложений.
VII. Вывод по уроку.
Рефлексия.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Какое задание показалось трудным?
- Ребята покажите своё настроение, оцените свой труд и всё ли у вас получилось!