- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по развитию речи Транспорт
Конспект урока по развитию речи Транспорт
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравченко С.В. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока : «Транспорт».
Цель: Обобщить знания детей о транспорте.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
-
Закрепить знания детей о транспорте.
-
Познакомить с различными видами транспорта, его назначением.
-
Обогатить словарь по лексической теме "Транспорт".
-
Формировать грамматический строй речи.
-
Развивать оптико-пространственные представления.
Коррекционно-развивающая:
-
Продолжать развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
-
Развивать связную речь, умение составлять распространённые предложения.
-
Развивать конструктивные умения и навыки;
Воспитательная:
-
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на уроке;
Деятельность учителя
Деятельность воспитателя
1. Орг.момент: работа с календарём природы:
- Открыли тетради, заполним таблицу: 1столбик - дата (сегодня 15 ноября), 2столбик - температура (+ …), 3 - небо (ясное, облачное, пасмурное), 4 - осадки (дождь, снег).
- Какой урок? Чему учимся? Для чего?
3. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Пароход гудит» (ы-ы-ы), «Паровоз кричит» (у-у-у), «Машина рычит» (р-р-р).
4. Введение в тему:
-Как назывались упражнения, которые мы делали? Запомните эти названия они будут встречаться у нас на уроке. Для определения темы урока нам надо отгадать кроссворд. Кто хочет это сделать? Кто готов к этому? (у каждого и на доске кроссворд и напечатанные слова: такси, велосипед, мотоцикл, троллейбус, автобус, грузовик) - Я расскажу вам историю, в которой различные предметы беседуют с одним и тем же героем рассказа. Вам надо отгадать, с кем они беседовали. Имя каждого участника нашего рассказа мы будем вставлять в клеточки кроссворда. Итак, слушаем: Лежало у дороги старое … . Мчится мимо (Слайд) такси. - Остановись! - просит … . - Поговори со мной! -Некогда! Некогда! - просигналило такси и уехало. Едет мимо (Слайд) велосипед. - Задержись - просит … . - Поговори со мной! - Потом, потом! - прокрутил велосипед. Появился (Слайд) мотоцикл. -Притормози - просит …. . - Поговори со мной. - В другой раз! - протарахтел мотоцикл. Спешит мимо (Слайд) троллейбус. (Слайд) - Помедли, - просит … . - Поговори со мной! - Рано! Рано! Рано! - пророкотал троллейбус и пропал из виду. Торопится мимо (Слайд) автобус. - Подожди! - просит … . - Поговори со мной! - Не могу! Не могу! - прогудел автобус. Катится мимо (Слайд) грузовик. - Постой! - просит … . - Поговори со мной! - Не сейчас! Не сейчас! - сказал грузовик. - Всем не до меня! - вздохнуло старое … . - А ведь если бы меня не было, не могли бы они ни мчаться, ни ехать, ни катить. - Что это было? Прочитайте, какое слово получилось? Колесо. - Посмотрите на предметы, скажите у всех есть колесо? А как назвать эти предметы одним словом? (транспорт) - Давайте проверим, составив слово, распределив цифры по порядку: 3 8 2 9 5 4 7 1 6 а р р т с н о т п - Какое слово получилось?
5.Сообщение темы, постановка целей:
- Тема нашего урока: Транспорт.
- А от куда пришло это название транспорт?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. И оно обозначает «перемещать».
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо» И сейчас мы говорим, что транспорт - это средство для перемещения людей и груза из одного места в другое.
- Так зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов) (Слайд)
- Сегодня мы закрепим знания о видах транспорта, будем учиться его различать, а также будем учиться составлять рассказ о транспорте.
-Вы хотите этому научиться?
6 Изучение нового:
А какое средство передвижения было первым? (животное) И мы с вами делали гимнастику для язычка, кот.называется «лошадка».
- Посмотрите на предметы, скажите, каким способом они передвигаются? (по земле)
- А как назвать транспорт, который передвигается по земле? (наземный) Вывешиваю табличку: Наземный.
-Записали в тетрадях.
7 Игра «Что у кого?» Мы будем сравнивать человека с автомобилем.
- У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
- У человека сердце, … (мотор)
- У автомобиля колёса, … (ноги)
- У человека кровь, … (бензин)
- Человек вытирает руками, … (дворниками)
- Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
- Человек может заболеть, … (ломается)
- Молодцы, вы справились с этим заданием, а сейчас я посмотрю как вы умеете запоминать. Игра «Запоминай-ка» (слайд)
- Назовите предметы, изображенные на экране (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Что это? (геометрические фигуры) - Запомните, какая буква, в какой фигуре находится.
Назовите букву, которая была в:
-
Квадрате (П)
-
круге (О)
-
прямоугольнике (Е)
-
овале (З)
-
треугольнике (Д)
Прочитаем какое слово получилось (поезд). (Слайд и музыка)
Итог: Лексические упражнения на словообразование. - Давайте ещё раз повторим предметы на доске. Я говорю один предмет, а вы когда их много. - Какой это транспорт? (наземный) ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ - А сейчас посмотрим, внимательны ли вы.
Игра «Плавает - не плавает».
Если то, что я называю, плавает - хлопаем, если не плавает - топаем.
Лодка, трактор, катер, яхта, велосипед, теплоход, грузовик, плот, телега.. (Слайд: вылетают картинки водного транспорта). Найдите эти предметы на столе.
- Это транспорт? Каким способом он передвигается? Как называется такой вид транспорта? (водный)
- Запишем в тетрадях (и слово на доске). Водный.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ - Ещё давно люди мечтали подняться в воздух и посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Что появилось сначала, а что потом, как изменялся этот вид транспорта мы узнаем, отгадав загадки. (Слайды) Чтоб увидеть с высоты Землю дивной красоты Лишь одним ветрам послушный, Поднимался шар воздушный.
Миновал за годом год…
Появился самолёт!
В кресло сел. Завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Каким способом перемещается самолёт? (по воздуху)
- Значит это какой транспорт? Воздушный (на доске) (Слайд) Запись в тетрадях и на доске.
- А на что похож самолёт ? (на птицу) (Слайд)
-Что есть у птицы и что такое же есть у самолёта? (голова у птицы, голова у самолёта).
-Голова у самолёта называется - кабина.
-Что ещё есть у птицы и у самолёта? (хвост, крылья, салон самолёта, шасси) - показ и разбор на картинке летящей птицы и самолёта).
-А сколько крыльев у птицы? У самолёта?
ИНДИВИД.- ДИФФЕРЕНЦ. ПОДХОД
Игра «Соедини по цифрам» - самолёт.
- Какой это транспорт? (Воздушный)
Закрепление. - Я называю транспорт, а вы догадайтесь, какой лишний.
Словесная игра «Четвертый лишний»:
-
Машина, поезд, самолет, велосипед
-
Теплоход, пароход, лодка, грузовик
-
Дирижабль, самолет, паром, вертолёт,
РАБОТА СО СХЕМАМИ: (части из схемы)
- К какому виду транспорта относится эта схема? И т.д. Вывешиваю схемы под каждым видом транспорта.
- А кто знает, что означает эта схема? (метро) Послушайте загадку:
«Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут».
Что это? (Метро)
- А где находится метро? (под землёй) Как называется этот вид транспорта? (Подземный)
Запись на доске и в тетрадях.
Работа в парах:
- А давайте соберём картинку «Метро» (разрезные картинки)
Групповая работа: Анаграммы. - Посмотрите и скажите, что зашифровано в этом тексте. (слова) Как вы думаете, что надо сделать, чтобы прочесть эти слова? (переставить слоги местами) А М О С Л Ё Т С А М О Л Ё Т М Е Р Т О М Е Т Р О А Б У В С Т О А В Т О Б У С Х О Д Т Е П Л О Т Е П Л О Х О Д В Р Е Т О Л Ё Т В Е Р Т О Л Ё Т К А Т Е Р К А Т Е Р
Составление рассказа по схемам:
- Необходимо выбрать транспорт, на котором тебе хотелось бы прокатиться и рассказать о нём с помощью схемы (у каждого схема, даётся время для подготовки, затем по одному выходят к доске и составляют свой рассказ) Итог, рефлексия. День учебный продолжается, А урок наш завершается.
-Послушайте загадку.
Грузы возит он везде:
По земле и по воде,
Даже в воздухе летает -
И такое с ним бывает?
-Что это? Транспорт. С какими видами транспорта мы познакомились? Для чего он необходим? -Что мы научились делать? Оценки за урок. - На следующем уроке мы будем разбирать наземный транспорт. И научимся составлять рассказы про наземный транспорт. Ещё много интересного вы можете узнать из энциклопедии о транспорте, которая находится в школьной библиотеке. А рисунки с самолётами мы разукрасим на следующем уроке рисования.
2 Психологический, эмоциональный настрой.
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение:Радостное. Спокойное.
Тревожное.
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
Улыбнемся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке.
Встало солнышко - ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.
Физминутка.
Вагончики весёлые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Упражнение на словообразование.
- Подумайте, если корабль из металла - то он какой? Правильно, металлический. Из пластмассы -? Из дерева -? Из бумаги -? Из резины -? Из стекла -? Лодка с парусом -? Лодка с мотором - ?
- О каком виде транспорта мы сейчас говорили?
Помощь слабым (Даше, Вике).
Помощь слабым (Даше, Вике).
ИНДИВИД. РАБОТА (Даша)- слова метро и катер.