Конспект урока по развитию речи Транспорт

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : «Транспорт».

Цель: Обобщить знания детей о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • Закрепить знания детей о транспорте.

  • Познакомить с различными видами транспорта, его назначением.

  • Обогатить словарь по лексической теме "Транспорт".

  • Формировать грамматический строй речи.

  • Развивать оптико-пространственные представления.

Коррекционно-развивающая:

  • Продолжать развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

  • Развивать связную речь, умение составлять распространённые предложения.

  • Развивать конструктивные умения и навыки;

Воспитательная:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на уроке;


Деятельность учителя

Деятельность воспитателя

1. Орг.момент: работа с календарём природы:

- Открыли тетради, заполним таблицу: 1столбик - дата (сегодня 15 ноября), 2столбик - температура (+ …), 3 - небо (ясное, облачное, пасмурное), 4 - осадки (дождь, снег).

- Какой урок? Чему учимся? Для чего?

3. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Пароход гудит» (ы-ы-ы), «Паровоз кричит» (у-у-у), «Машина рычит» (р-р-р).

4. Введение в тему:

-Как назывались упражнения, которые мы делали? Запомните эти названия они будут встречаться у нас на уроке. Для определения темы урока нам надо отгадать кроссворд. Кто хочет это сделать? Кто готов к этому? (у каждого и на доске кроссворд и напечатанные слова: такси, велосипед, мотоцикл, троллейбус, автобус, грузовик) - Я расскажу вам историю, в которой различные предметы беседуют с одним и тем же героем рассказа. Вам надо отгадать, с кем они беседовали. Имя каждого участника нашего рассказа мы будем вставлять в клеточки кроссворда. Итак, слушаем: Лежало у дороги старое … . Мчится мимо (Слайд) такси. - Остановись! - просит … . - Поговори со мной! -Некогда! Некогда! - просигналило такси и уехало. Едет мимо (Слайд) велосипед. - Задержись - просит … . - Поговори со мной! - Потом, потом! - прокрутил велосипед. Появился (Слайд) мотоцикл. -Притормози - просит …. . - Поговори со мной. - В другой раз! - протарахтел мотоцикл. Спешит мимо (Слайд) троллейбус. (Слайд) - Помедли, - просит … . - Поговори со мной! - Рано! Рано! Рано! - пророкотал троллейбус и пропал из виду. Торопится мимо (Слайд) автобус. - Подожди! - просит … . - Поговори со мной! - Не могу! Не могу! - прогудел автобус. Катится мимо (Слайд) грузовик. - Постой! - просит … . - Поговори со мной! - Не сейчас! Не сейчас! - сказал грузовик. - Всем не до меня! - вздохнуло старое … . - А ведь если бы меня не было, не могли бы они ни мчаться, ни ехать, ни катить. - Что это было? Прочитайте, какое слово получилось? Колесо. - Посмотрите на предметы, скажите у всех есть колесо? А как назвать эти предметы одним словом? (транспорт) - Давайте проверим, составив слово, распределив цифры по порядку: 3 8 2 9 5 4 7 1 6 а р р т с н о т п - Какое слово получилось?

5.Сообщение темы, постановка целей:

- Тема нашего урока: Транспорт.

- А от куда пришло это название транспорт?

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. И оно обозначает «перемещать».

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо» И сейчас мы говорим, что транспорт - это средство для перемещения людей и груза из одного места в другое.

- Так зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов) (Слайд)

- Сегодня мы закрепим знания о видах транспорта, будем учиться его различать, а также будем учиться составлять рассказ о транспорте.

-Вы хотите этому научиться?

6 Изучение нового:

А какое средство передвижения было первым? (животное) И мы с вами делали гимнастику для язычка, кот.называется «лошадка».

- Посмотрите на предметы, скажите, каким способом они передвигаются? (по земле)

- А как назвать транспорт, который передвигается по земле? (наземный) Вывешиваю табличку: Наземный.

-Записали в тетрадях.

7 Игра «Что у кого?» Мы будем сравнивать человека с автомобилем.

- У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
- У человека сердце, … (мотор)
- У автомобиля колёса, … (ноги)
- У человека кровь, … (бензин)
- Человек вытирает руками, … (дворниками)
- Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
- Человек может заболеть, … (ломается)

- Молодцы, вы справились с этим заданием, а сейчас я посмотрю как вы умеете запоминать. Игра «Запоминай-ка» (слайд)

- Назовите предметы, изображенные на экране (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Что это? (геометрические фигуры) - Запомните, какая буква, в какой фигуре находится.

Назовите букву, которая была в:

  1. Квадрате (П)

  2. круге (О)

  3. прямоугольнике (Е)

  4. овале (З)

  5. треугольнике (Д)

Прочитаем какое слово получилось (поезд). (Слайд и музыка)


Итог: Лексические упражнения на словообразование. - Давайте ещё раз повторим предметы на доске. Я говорю один предмет, а вы когда их много. - Какой это транспорт? (наземный) ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ - А сейчас посмотрим, внимательны ли вы.

Игра «Плавает - не плавает».

Если то, что я называю, плавает - хлопаем, если не плавает - топаем.

Лодка, трактор, катер, яхта, велосипед, теплоход, грузовик, плот, телега.. (Слайд: вылетают картинки водного транспорта). Найдите эти предметы на столе.

- Это транспорт? Каким способом он передвигается? Как называется такой вид транспорта? (водный)

- Запишем в тетрадях (и слово на доске). Водный.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ - Ещё давно люди мечтали подняться в воздух и посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Что появилось сначала, а что потом, как изменялся этот вид транспорта мы узнаем, отгадав загадки. (Слайды) Чтоб увидеть с высоты Землю дивной красоты Лишь одним ветрам послушный, Поднимался шар воздушный.

Миновал за годом год…

Появился самолёт!

В кресло сел. Завтрак съел.

Что такое? Прилетел!

Каким способом перемещается самолёт? (по воздуху)

- Значит это какой транспорт? Воздушный (на доске) (Слайд) Запись в тетрадях и на доске.

- А на что похож самолёт ? (на птицу) (Слайд)

-Что есть у птицы и что такое же есть у самолёта? (голова у птицы, голова у самолёта).

-Голова у самолёта называется - кабина.

-Что ещё есть у птицы и у самолёта? (хвост, крылья, салон самолёта, шасси) - показ и разбор на картинке летящей птицы и самолёта).

-А сколько крыльев у птицы? У самолёта?

ИНДИВИД.- ДИФФЕРЕНЦ. ПОДХОД

Игра «Соедини по цифрам» - самолёт.

- Какой это транспорт? (Воздушный)

Закрепление. - Я называю транспорт, а вы догадайтесь, какой лишний.

Словесная игра «Четвертый лишний»:

  • Машина, поезд, самолет, велосипед

  • Теплоход, пароход, лодка, грузовик

  • Дирижабль, самолет, паром, вертолёт,

РАБОТА СО СХЕМАМИ: (части из схемы)

- К какому виду транспорта относится эта схема? И т.д. Вывешиваю схемы под каждым видом транспорта.

- А кто знает, что означает эта схема? (метро) Послушайте загадку:

«Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут».

Что это? (Метро)

- А где находится метро? (под землёй) Как называется этот вид транспорта? (Подземный)

Запись на доске и в тетрадях.

Работа в парах:

- А давайте соберём картинку «Метро» (разрезные картинки)

Групповая работа: Анаграммы. - Посмотрите и скажите, что зашифровано в этом тексте. (слова) Как вы думаете, что надо сделать, чтобы прочесть эти слова? (переставить слоги местами) А М О С Л Ё Т С А М О Л Ё Т М Е Р Т О М Е Т Р О А Б У В С Т О А В Т О Б У С Х О Д Т Е П Л О Т Е П Л О Х О Д В Р Е Т О Л Ё Т В Е Р Т О Л Ё Т К А Т Е Р К А Т Е Р

Составление рассказа по схемам:

- Необходимо выбрать транспорт, на котором тебе хотелось бы прокатиться и рассказать о нём с помощью схемы (у каждого схема, даётся время для подготовки, затем по одному выходят к доске и составляют свой рассказ) Итог, рефлексия. День учебный продолжается, А урок наш завершается.

-Послушайте загадку.

Грузы возит он везде:

По земле и по воде,

Даже в воздухе летает -

И такое с ним бывает?

-Что это? Транспорт. С какими видами транспорта мы познакомились? Для чего он необходим? -Что мы научились делать? Оценки за урок. - На следующем уроке мы будем разбирать наземный транспорт. И научимся составлять рассказы про наземный транспорт. Ещё много интересного вы можете узнать из энциклопедии о транспорте, которая находится в школьной библиотеке. А рисунки с самолётами мы разукрасим на следующем уроке рисования.


2 Психологический, эмоциональный настрой.

Прежде чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение:Радостное. Спокойное.

Тревожное.

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

Улыбнемся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке.

Встало солнышко - ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем.











Физминутка.

Вагончики весёлые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.


Упражнение на словообразование.

- Подумайте, если корабль из металла - то он какой? Правильно, металлический. Из пластмассы -? Из дерева -? Из бумаги -? Из резины -? Из стекла -? Лодка с парусом -? Лодка с мотором - ?

- О каком виде транспорта мы сейчас говорили?

Помощь слабым (Даше, Вике).







Помощь слабым (Даше, Вике).

ИНДИВИД. РАБОТА (Даша)- слова метро и катер.


© 2010-2022