- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Ф. И. Тютчев Весенняя гроза
Урок по литературному чтению Ф. И. Тютчев Весенняя гроза
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бедарева К.Н. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
Цель
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные - Познавательные
Основные понятия
Главная мысль; тема; лирический герой, ритм, рифма.
Межпредметные связи
ИЗО, музыка, ОБЖ
Оборудование
Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 3 кл. (Программа «Перспективная начальная школа»).
Дополнительная литература:
Словарь Даля
Электронные физкультминутки
Лист самооценки
Презентация к уроку
Репродукция
Аудиозаписи
Задачи этапа урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Эпиграф к уроку:
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года»
А.С.Пушкин
-Ребята, как вы думаете, о чем эти строки? (О весне)
-В какое время года природа пробуждается ото сна? (Весной) Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа. Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.
-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Весна)
-Сядьте поудобнее и закройте глазки.
Играет композиция П.И.Чайковского «Весна. Май»
-Кто-нибудь знает, что за мелодия сейчас прозвучала?
-Вы прослушали музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Произведение из цикла «Времена года» под названием «Весна. Май».
-Какие образы у вас возникли при прослушивании данной композиции?
-Какие мысли и чувства вызвала у вас мелодия?
-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который очень тепло отзывался о весне. Тема нашего урока Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».
-Давайте попробуем сформулировать цель на наш урок. (Изучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» и проанализировать его) Выдвигают предположение о теме урока слушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). 2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
-Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Гроза)
-Скажите, в чем отличие молнии от грозы? (Молния- это часть грозы, существующая самостоятельно. А гроза- это дождь с громом и молнией)
-А сейчас мы проверим ваши знания о грозе, с помощью мини-игры «Своя игра». Кто знает ответ на вопрос- поднимает руку и получает медальку.
Категория «Изображения»
-
Что изображено на данных картинках?
(Шаровая молния)
-
Как зовут изображенного бога неба, грома и молний, ведающего всем миром? (Зевс)
Категория «Стихи и сказки»
- Из какого стихотворения строки:
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(«Зайка» А. Барто)
-
Кто автор данных строк:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Категория «Правила безопасности»
-
Можно ли пользоваться сотовым телефоном во время грозы? (Не рекомендуется)
-
Правильно ли дети ведут себя?
(Нет, нельзя прятаться во время грозы под деревом)
Категория «Ребусы и загадки»
-
Отгадай ребус (Гроза)
-
Отгадай загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождик)
-Молодцы! А сейчас прозвучит аудиозапись стихотворения, закройте глазки и попробуйте представить картину, описанную Тютчевым. Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре. Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.
Звучит аудиозапись стихотворения.
-Какие образы у вас возникли?
-Что необычного вам встретилось в стихотворении? Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Развивают свою художественную образную речь.
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). 10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико - синтетическая работа с текстом. Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.
-А сейчас, не мешая друг другу, прочитайте стихотворение вполголоса самостоятельно. Обратите внимание на знаки препинания, интонации, незнакомые слова пометьте карандашом, подготовьтесь к чтению вслух. Посмотрите на доску, вам представлены критерии оценивания чтения.
Критерии оценивания:
-
Культура произношения
-
Интонационное богатство
-
Дикция
-Ну а сейчас мы будем вместе с вами читать и следить за развитием чувств и переживаний лирического героя.
-Но для начала давайте вспомним, кто такой лирический герой? (Тот, от чьего лица ведется повествование)
-Читать будем выборочно по строфам.
-Ребята, а что такое строфа? (Строфа- это повторяющиеся однотипные части рифмующихся строк, характеризующиеся некой законченностью мысли).
-А что такое рифма? (Полное созвучие в конце строки одного, двух или нескольких соотносимых друг с другом слогов).
-Как вы думаете, что главнее в стихотворении ритм или рифма? (Ритм)
-А что такое ритм? (Это основная энергия стихотворения).
-Начинаем читать.
-Как вы думаете, к кому обращается лирический герой? Ведет ли он с кем-нибудь диалог или это мысли вслух, размышления? (В данном стихотворении лирический герой просто размышляет и высказывается вслух).
-На ваш взгляд, какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении? (Чувство радости, восхищения)
-Как вы думаете, какие слова в стихотворении являются ключевыми, без каких слов стихотворение потеряло бы смысл? (Люблю, играя, золотит, весело, смеясь) Давайте подберем синонимы к этим словам. (Люблю- восхищаюсь, обожаю, восторгаюсь, нравится; играя- балуясь, шутя; золотит- блестит, окрашивает; весело- забавно, шутя, играясь; смеясь- улыбаясь, веселясь).
-Какие слова вам были непонятны? (Перлы, Геба, Зевесов орел).
-Давайте попробуем разобраться. На ваш взгляд, что такое «перлы дождевые»? Перл (устар.)- жемчужное зерно, жемчужина. Ведь капли дождя похожи на жемчужины? Именно такой смысл вкладывал автор в данные строки.
-Геба- в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на Олимпе.
-Зевс- в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. И символом Зевса является орел. Орел- царь животных, источник света, плодородия и бессмертия.
-Попробуйте теперь ответить самостоятельно, как вы поняли последнюю строфу?
-Как вы понимаете слово «резвяся»? (Балуясь, играясь)
-Какие средства художественной выразительности вам встретились в стихотворении? (Олицетворение- гром резвяся и играя; эпитеты- перлы дождевые, громокипящий кубок).
-Какую картину вы представляете при прочтении первой строфы?
-Давайте вернемся к репродукции с начала урока, такой же ли видит грозу Тютчев? (Нет, Тютчев относится к грозе с восхищением, а на картине она представлена мрачной и опасной). Какие краски мы видим на картине? (Черный, серый, коричневый, желтый) А найдите в тексте слова, которые передают цвет. Какие цвета использованы? (Голубой, золотой)
-Как вы относитесь к погоде, которая описана в стихотворении?
-Найдите слова, имеющие звуковую окраску. (Грохочет, гремят, брызнул, бежит поток, птичий гам).
-Сочетание каких согласных звуков встречается нам в первой строфе? (Встречается сонорный звук [р]). По вашему мнению, для чего автор использует сочетание согласных [р]? (Это позволяет не только представить картину происходящего, но и услышать раскаты, грохот грома).
-Ребята, а какой был эпиграф к нашему уроку?
(«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года»).
-Скажите, а об одном ли периоде весны говорится в эпиграфе и стихотворении Тютчева? (Нет, в эпиграфе говорится о начале весны, когда природа только начинает просыпаться, а в стихотворении говорится о конце весны, т.к. май- это последний месяц весны).
-Какой вывод по стихотворению вы сделали? (Для Тютчева весна- символ обновления природы и человеческой души). Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппах Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой. И мы поиграем с вами в игру под названием «Буриме». Эта игра родилась во Франции и переводится как «рифмованные окончания». Рифмы уже готовы- осталось придумать все остальное.
Карточка 1
_________________мая,
_________________гром,
_________________играя,
_________________голубом
Карточка 2
________________молодые
________________летит
________________дождевые
________________золотит
Карточка 3
_______________проворный
_______________лугам
_______________горный
_______________ногам
Карточка 4
______________цветам
______________гром
______________местам
______________днем
Карточка 5
______________лугам
______________махать
______________ногам
______________играть
Карточка 6
_________________красный
_________________гром
_________________ясный
_________________дом
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой. (познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу. (регулятивные УУД). 5 - 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
-На этом наш урок подходит к концу.
-Ребята, стихотворение какого автора мы сегодня изучали? А как называется стихотворение?
-О чем говорилось в данном стихотворении? Можете ли вы назвать тему стихотворения?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Рефлексия Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.
-Вы все молодцы! Все славно потрудились. А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке: если все получилось и урок вам понравился, поднимите вверх зеленый кружок; если что-то немного не получилось, но в целом урок вам понравился, поднимите вверх желтый кружок; если урок вам не понравился, поднимите вверх красный кружок.
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности. Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).