Сценарий праздника Рождественские Святки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник «Рождественские Святки»

Учитель: Рожкова Елена Владимировна

Цели: формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа; развивать познавательный интерес детей к истории своего народа; воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа. Предварительная подготовка: разучиваются колядки и народные игры.

Оборудование: иллюстрации масок, народные костюмы.

Ход мероприятия

Учитель: Любили русские люди праздники. С удовольствием готовились к приёму гостей.

В гости ходили целыми семьями. Гостей встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Поэтому гостя обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Пели песни, плясали. Знаете ли вы, чем знаменит русский праздник - Святки? С Рождества - 7 января по Крещение - 19 января на Руси праздновались Святки или, как их ещё называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января - «святые вечера», посвящённые колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям, с 15 по 19 января - «страшные вечера», когда остерегались гадать, боясь «каженников» (порченые повреждённые люди, которых летом в лесу «обошёл леший»). По древнему верованию, в дни Святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чём попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Святки - это странная смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили в это время Коляду - бога пиршеств и мира. И до сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, поздравляет хозяев и поёт колядки. Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Изначально все колядки были языческими.

1-й ученик: Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

2-й ученик: Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку,
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое.
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

Учитель: Но самой главной особенностью Святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно и забавно, да чтобы не узнали: выворачивали шубу наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами, солдатами…

А некоторые делали маски - их называли личинами. Для масок использовали бересту: проделывали в ней отверстия для носа, глаз, рта. Кроме того обязательно приклеивали усы, подвязывали бороду. Такие маски делались не на один год. Их бережно хранили до новых Святок.

3-й ученик: Календарь деньки считает.
Снова праздник наступает.
С озорными святками,
Щедрыми колядками.
Поздравляем весь народ
В праздник Старый Новый год!

4-й ученик: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Учитель: Обычай «кликать Коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих - пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. Исполняла колядки чаще всего деревенская молодёжь. В России коляды две: одна перед Новым годом - Васильевская; вторая перед Богоявлением - Крещенская. Первая ещё известна под именем богатой, а вторая - постной.

5-й ученик: Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!

6-й ученик: Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Не жалейте ничего -
Накануне Рождество!

7-й ученик: Коляд, колядин!
Я у бабушки один!
По колено кожушок -
Дай, хозяйка, пирожок!
Пирожка мало -
Дай кусочек сала.

За мою ласку -
Дай колбаску.

А колбаски нету -
Дай мне конфету!

8-й ученик: Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок! 9-й ученик: Вот и святки пришли, Зиму в дом привели. В сани коней запрягли, В путь-дорожку вывели. Белый снег заледенили, Лёд на речке замостили, Ребят в санки усадили,

По колядкам покатили. Пришёл Новый год - Выходи, народ, Солнышко встречать,

Мороз прогонять!


Учитель: Хозяева ждали-ожидали к кому зайдут колядовщики. Это добрая примета - в новом году этот двор удачлив будет. А ещё есть обычай - коли хозяин ждёт колядовщиков, он выставляет на окно зажжённую свечу. Вот и бежит молодежь на огонёк звонки песенки петь да гостинцев просить. 10-й ученик: Коляда-маляда, Уродилась Коляда, Кто подаст пирога - Тому двор живота, А мелкой скотинки - Числа бы вам не знать! 11-й ученик: Да дай Бог тому, Кому в этом дому Пожилось, побылось, На двор много лилось. У хозяина в дому Велись бы ребятки, Велись бы цыплятки, Велись бы поросятки. Учитель: По домам водили «козу». Это была забавная игра. Коза - символ жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу - так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а её свита пела песню.

12-й ученик: Мы не сами идём,

Мы козу ведём.

Мы козу ведём.

Где коза ходит,

Там жито родит.

Где коза хвостом -

Там жито кустом.

Где коза ногою -

Там жито копною.

Где коза рогом -

Там жито стогом. Учитель: Если хозяева ничего не давали, жадничали, прятались, делали вид, что их нет дома, то колядовщики дразнили и обзывали их. 13-й ученик: Кто не даст лепёшки - Завалим окошки. Кто не даст пирога - Сведём корову за рога. Кто не даст хлеба - Уведём деда. Кто не даст ветчины - Тем расколем чугуны!
14-й ученик: Коляда, Коляда. Соломенная борода! Ты, хозяин - мужичок! Открывай сундучок, Подавай пятачок! Пришла Коляда Накануне Рождества! Дайте коровку, Масляну головку. Кто не даст пирога - Мы корову за рога! Кто не даст нам яиц - Мы тому прогоним птиц!
15-й ученик: Ой, ты хозяин богатый, Гребёшь деньги лопатой! Сидишь на скамейке - Считаешь копейки! Нос крючком! Вот тебе снега ком! Скупой, скупой! На дворе тебе чертей! На огород - червей! Жадина!

Учитель: После шумного, весёлого обхода всех домов колядовщики устраивали игры, пляски, поедали дары, жгли костры, отгораживаясь от нечистой силы, пели песни, частушки.

(Группа девочек в костюмах поёт частушки).

1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

2. Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

5. Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

6. Мы всегда везде такие -

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развесёлые поем.

7. Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

8. На столе стоит стакан,

А в стакане - тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

9. Балалаечка-гудок,

Своё дело знает!

Она в Ваниных руках

Весело играет.

10. У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Все: Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Учитель: После игр и плясок юноши обычно начинали состязания в силе и ловкости. Одно из них - прыжки через костёр. А совместные игры:

- взятие снежной крепости;

- катанье с гор;

-катанье на санях.

У девушек под старый Новый год было интересное занятие - гадание. Русский поэт В.Жуков писал:

16-й ученик: Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

17-й ученик: В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Учитель: Подблюдные песенки - гадание в виде современной игры в фанты. Под какие слова песни вынимались вещи, такова ждала тебя судьба в Новом году.

А теперь поиграем в старинные игры.

1. «Фанты». (Дети становятся в круг, кого-то салит водящий, если не успеет встать. Отдают в круг фанты. Затем каждый фант нужно отыграть, спев, станцевав, прокукарекав и т.д. Каждому фанту водящий даёт задание с закрытыми глазами, то есть он не знает, кому принадлежит фант.)

2. «Колечко, колечко, выйди на крылечко». (Кто-то прячет колечко в ладони. Все игроки выставляют сжатые кулаки, водящий должен узнать, у кого в кулаке зажато колечко).

3. «Садовник».

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме…

Учитель: Что ж, ребята, славно мы с вами повеселились, поиграли. Что нового вы узнали о Святках? Что вам особенно запомнилось, понравилось? О чём расскажите дома? Что обязательно используете в жизни?

18-й ученик: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть.

Всем спасибо скажем дружно

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски

Благодарствуем мы всех.

Литература

Т.И. Виталева «Калейдоскоп праздников». - М.: «Экзамен»,2011.

О.Е. Жиренко «Праздник - ожидаемое чудо!». - М.: «Вако»,2006.

Г.П. Попова «Классные часы: 1класс». - Волгоград.: «Учитель»,2008.

Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия: 3класс». - М.: «Вако»,2007.

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/vneklassnoe-meropriyatie

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/scenariy-novogodnego- vneklassnogo-meropriyatiya

festival.1september.ru/articles/576802/

nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konspekt-razvlecheniya-v-starsheipodgotovitelnoi-gruppe-priklyucheni


© 2010-2022