Адаптированная программа по математике 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Адаптированная рабочая программа

предмета

Математика

в 3 классе


на 2014 - 2015 учебный год










МАТЕМАТИКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике разработана на основе основной примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по математике для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов . Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Общей целью образования в области математики является: Расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

-Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

-Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств; -Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Рабочая программа учебного предмета «Математика » разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. В «Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой внесены изменения в соответствии с требованиями ФГОС. В целях ознакомления добавлены те темы, которые в программе В,В. Воронковой отсутствуют. В тематическом планировании они отмечены значком *. Дальнейшее изучение данных тем будет продолжено в 4 классе, в соответствии с программой специальных (коррекционных) классов. Для реализации программы используется учебное пособие «Математика 3 класс»учебник для 3 класса специальных(коррекционных )образовательных учреждений 8 вида», В.В, Эк, Москва «Просвещение», 2009 г.
2.Общая характеристика предмета. В Основных положениях концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу включены математика и применение математических знаний:

  • овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
  • овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.);
  • развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
В третьем классе обучается 7 детей. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально - дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Организация обучения математике.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями. Ведущими методами обучения являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. На уроках математики формируется и развитие речи учащихся. Поэтому учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. В 3 классе закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельная работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в коррекционной школе.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
3. Место учебного предмета в учебном плане. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Рабочая программа в соответствии с учебным планом, принятом на педагогическом совете № 1 от 28.08.2013г. рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Продолжительность изучения математики в 1 классе 33 учебные недели по 4 ч в неделю, во 2 - 4 классах - 34 учебные недели в каждом классе по 4 часа в неделю.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В основе учебно-воспитательного процесса лежат ценности математики: -понимание математических отношений -математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека, -владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения, строить цепочки рассуждений) Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет четырёх основных содержательных линий: арифметической, геометрической, линией по изучению величин, алгоритмической (обучение решению задач) . Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической. Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия, которые, безусловно, повлияли и на изложение предметных учебных действий.

5.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к школе, к изучению математики; - интерес к учебному материалу; - представление о причинах успеха в учёбе; - общее представление о моральных нормах поведения; - уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям. Обучающийся получит возможность для формирования: - начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе; - понимания значения математики в жизни человека; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; - первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать предложения учителя; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. Обучающийся получит возможность научиться: - принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; - в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; - осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; - использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи; - читать простое схематическое изображение; - проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); - выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - под руководством учителя проводить аналогию; - понимать отношения между понятиями (родо-видовые, причинно-следственные). Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения); - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях; - выделять несколько существенных признаков объектов; - под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; - понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы; - проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать участие в работе парами и группами; - воспринимать различные точки зрения; - воспринимать мнение других людей о математических явлениях; - понимать необходимость использования правил вежливости; - использовать простые речевые средства; - контролировать свои действия в классе; - понимать задаваемые вопросы. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; - следить за действиями других участников учебной деятельности; - выражать свою точку зрения; - строить понятные для партнера высказывания; - адекватно использовать средства устного общения.
Предметные результаты


- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: числовой ряд 1 - 100 в прямом и обратном порядке; смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умно­жения и деления; порядок действий в примерах в 2-3 арифметических дей­ствия; единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.


Учащиеся должны уметь: считать, присчитывать, отсчитывать по единице и равны­ми числовыми группами по 2. 5. 4, в пределах 100; откладывать на счетах любые числа в пределах 100; складывать и вычитать числа и пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений. использовать знание таблиц умножения для решения со­ответствующих примеров на деление; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя ме­рами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окруж­ность и круг.
Примечания.

  1. Продолжать решить примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
  2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
  3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
  4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых - умножение или деление.

Учащиеся будут иметь представление: *о названии и последовательности чисел в пределах 1000 о таблице умножения и деления в пределах 100 об устных приёмах четырех арифметических действия в пределах 100 о письменных приёмах в пределах 1000 о нахождении периметра и площади прямоугольника



6. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета.

1. Повторение

Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.

2. Умножение и деление чисел

Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.


3. Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1 - 100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд ( 60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39) и соответствующие случаи вычитания. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей. (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение: 1р. = 100к. Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины - метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1 м = 10дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). Единицы (меры) времени - минута, месяц, год. Обозначение : 1 мин., 1 мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин. 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин. (10 ч 25 мин и без 15 мин 11ч). Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль, центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник, вершины, углы, стороны.

Курс обучения в 3- м классе состоит из следующих разделов и тем:

Тема

Всего

часов

1

Числа от 1 до 100 . Сложение и вычитание

9

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

55

3

Внетабличное умножение и деление

28

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация

14

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

12

6

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

18

ИТОГО

136

В содержание добавлены темы из примерных программ по учебным предметам, которые не отображены в программе Воронковой.

*Числа и величины

Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы , центнер, тонна) , времени ( год, век).

Арифметические действия Таблица умножения в пределах 100. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. . Числовые выражения. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Элементы алгебраической пропедевтики.. Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Решение задач разными способами.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины. Единицы длины ( километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр).
*Данные темы рассматриваются в порядке ознакомления, исходя из психологических особенностей данного класса.

Контроль и оценка предметных результатов обучающихся: Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы.

Промежуточная аттестация: 1 четверть: Проверочная работа по теме «Второй десяток». Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток» за 1 четверть 2 четверть- Контрольная работа «Умножение и деление чисел» за 2 четверть. 3 четверть- Проверочная работа «Одна сотня». Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» за 3 четверть. 4 четверть - проверочная работа «Деление на равные части и по содержанию» Контрольная работа за год

8.Учебно - методическое обеспечение программы:

Основная литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 6-е издание - М.: «Просвещение», 2013.
  2. Учебник В. В. Эк. Математика. для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -: Москва «Просвещение» 2009г.

Дополнительная литература

  1. Тетрадь с заданиями: «Думай, решай, считай»

  2. Занимательные материалы к урокам математики и проведения в начальной школе «В помощь преподавателю начальной школы» Н.А. Касаткина

  3. «Логические задачи» Изд. Стрекоза

  4. «Логические задания» Автор:Ефимова


  1. Учебное пособие для 1 класса «Задачник по математике» Владимир Кузнецов Пособие: «Для тех кто любит математику» М.И. Моро, С.И. Волкова

  2. Пособие: «.Поурочные планы» 3 класс Математика по учебнику М. И. Моро для четырёхлетней начальной школы.

10


© 2010-2022