- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евграфова Л.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 КЛАСС Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ФЗ. 2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312; 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089; 4. Примерные программы по предметам начальная школа 2011 г; 5. Планируемые результаты начального общего образования; 6. Положение о составлении рабочих программ учителями
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения литературного чтения реализуются следующие цели: 1.Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников. 2.Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. 3. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, овладение навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. 4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
2.Общая характеристика предмета
Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России Курс представляет также формирование у детей восприятия произведения на уровне главной мысли (идеи). Программа решает задачу воспитания квалифицированного читателя. Большое время отводится самостоятельной работе с текстом произведения, беседы носят аналитико-синтетическую направленность, способствуя развитию мышления учащихся и формированию собственного отношения к прочитанному. Формирование полноценного восприятия литературного произведения происходит эффективно на этапах анализа и вторичного синтеза. Эффективное понимание произведения, его идеи, формы и содержания дают задания аналитического и синтетического характера. Программа литературного чтения предусматривает знакомство со средствами изобразительности от простейшего наблюдения до уяснения детьми образного смысла произведения, понимания мыслей и чувств писателя через слова-образы, которые использует автор. Курс литературного чтения направлен на решение комплекса концептуальных задач: развитие личности ребенка, его интеллекта и общей культуры. Содержание курса обогащает эмоциональную сферу ученика эстетическими переживаниями. Программа помогает решать нравственно-эстетическое развитие, развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства, совершенствования навыка и выразительности чтения, обогащение речи школьника средствами литературы.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 35 учебных недель, 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программу включены для изучения разножанровые произведения, разные по объему и разнообразные по темам. Материал представлен разделами, каждый раздел предваряет вступительная статья, содержащая учебную задачу. К каждому тексту произведения предлагается методический аппарат - вопросы и задания, словарь, справочный материал, рубрики «Книжная полка» и «Проверь себя». Для дополнительного чтения по изучаемой теме составлена хрестоматия, которая включает произведения, собранные в тематические блоки: « Малые жанры фольклора», «Вижу чудное приволье…», «О братьях наших меньших», «Учимся уму - разуму», «Дорогами сказок ». В программу входят рабочие тетради с заданиями и упражнениями к каждому произведению, вошедшему в учебник и учебную хрестоматию.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание
Кол-во часов
1 Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни
7
2 Басни. Русские баснописцы.
5
3 Произведения В.А.Жуковского
4
4 Произведения А.С.Пушкина
5
5 Произведения М.Ю.Лермонтова
3
6 Произведения П.П.Ершова
4
7 Произведения В.М.Гаршина
3
8 Н.Г.Гарин-Михайловский
4
9 Произведения зарубежных писателей
11
10 Книги Древней Руси
5
11 Стихи русских писателей
32
12 Юмористические произведения
7
13 Очерки
2
14 Произведения зарубежных писателей
9
15 Повторение
4
Итого 105
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая литература 1. Ефросинина Л. А. «Литературное чтение» 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях, издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г. 2. Ефросинина Л. А. «Литературное чтение» рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений в двух частях, издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г
Материально - техническое обеспечение.
1.Портреты писателей и поэтов.
2. Презентации по темам, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды к изучаемым произведениям.
Технические средства обучения. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
7. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
-
название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
-
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
уметь:
-
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-
выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-
определять тему и главную мысль стихотворения;
-
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
-
делить текст на смысловые части и составлять простой план;
-
пересказывать и рассказывать произведение по плану;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
-
составлять небольшой устный текст на заданную тему;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению
4-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
(1 полугодие);
читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
( 1полугодие),
не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:
в 1-м классе - 1/4 страницы,
во 2-м классе -1/3 страницы,
в 3-м классе -1/2 ,
в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического клуба МБОУ «Стычновская СОШ»
от г. №
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________
г.
8. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п
Дата
по плану
Тема урока
Кол-во
Элементы содержания
Формирование специальных умений и навыков
Формирование общеучебных умений и навыков
часов
1-2
2.09
3.09
Русская народная сказка «Иван-
царевич и Серый волк»
2
Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки.
Знать сказки бытовые, волшебные, о животных
Уметь различать жанры фольклора; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев
учебно-организационные
-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи
3
4.09
Былина "Волх Всеславович".
1
Былина - жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты.
Знать основное содержание былины, тему произведения
Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды
учебно-коммуникативные
-способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией 4
9.09
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о
покорении Сибири Ермаком».
1
Легенда - жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин.
Знать понятие легенда
понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев
учебно-организационные
-умение определять последовательность действий 5
10.09
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
1
Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер
Знать основное содержание текста, тему произведения
Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении слова и выражения, изображающих поступки героев.
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 6
11.09
Слушание и работа с детскими книгами.
Песня - слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»
1
Сравнение героических песен и былин. Особенности образов и героев фольклорных произведений.
Знать виды народных песен
Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни
учебно-коммуникативные
-формирование монологической речи учащихся 7
16.09
Проверь себя.
.
1
Фольклор - устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Знать жанры фольклора
Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради
учебно-организационные
-умение определять последовательность действий 8
17.09
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».
И. И. Хемницер
«Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»
1
Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма).
Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки
Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 9
18.09
И.И. Хемницер «Друзья». Слушание и работа с книгами
басен.
1
Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Знать героев и их поступки
Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно
учебно-информационные
-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира 10
23.09
А.Е.Измайлов «Кукушка»
1
Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова. Главная мысль басни.
Знать героев басен, их характеры и поступки
Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя 11
24.09
И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет», «Муха».
1
Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения.
Знать понятия: олицетворение, сравнение
Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя 12
25.09
Обобщение по разделу
"Басни».
1
Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради.
Знать героев басен, части басен, особенности языка
Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам
учебно-организационные
-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом 13
30.09
В.А.Жуковский «Песня», «Ночь».
1
Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения)
Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение
Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;
понимать содержание стихотворения;
самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя 14-15
1.10
2.10
Волшебные сказки.
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
2
Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные
Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 16
7.10
Слушание . Сказки В.А.Жуковского.
1
Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…»А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)
Знать заголовки, сюжеты, образы героев
Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план, кратко пересказывать по плану, моделировать обложку
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 17
8.10
А.С.Пушкин «Осень»
1
Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение, эпитет.
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма
Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 18
9.10
А.С.Пушкин «И.И. Пущину».
И.И. Пущин «Записки о Пушкине».
1
Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина.
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма
Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать
эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть
сюжет, герои, поступки
наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 19
14.10
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
1
Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина.
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма
Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать
эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть
сюжет, герои, поступки
наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 20
15.10
Сказки А.С.Пушкина
1
Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина
Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма
Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать
эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть
сюжет, герои, поступки
наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 21
16.10
Слушание и работа с детскими книгами.
Произведения А.С.Пушкина.
1
Жанровое
разнообразие произведений А.С. Пушкина.
Знать основное содержание текста, тему, героев
Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 22
21.10
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».
1
Выразительное чтение. Работа с текстами стихотворений. Эпитеты, рифма, строфы.
Знать изученные произведения
М. Ю.Лермонтова
Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 23
22.10
Стихи о природе.
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…»
1
Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.
Знать признаки выразительного чтения
Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений
учебно-организационные
-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи 24
23.10
Слушание и работа с книгами. Произведения М.Ю. Лермонтова.
1
Сказание (легенда) «Три пальмы». Народные и литературные колыбельные песни.
Знать жанры произведений
Уметь работать с книгами-
справочниками, выразительно читать произведения
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя 25-27
28.10
29.10
30.10
Проверка навыков чтения.
Волшебные сказки.
П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
3
Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки.
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных
Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки
учебно-информационные
-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира 28
11.11
П.П. Ершов. «Кто он?»
1
Наблюдение над особенностью стихотворных строк.
Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения.
Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 29-30
12.11
13.11
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
2
Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение
Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной
Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста 31
18.11
Слушание
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница»
1
Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль
Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста 32-34
19.11
20.11
25.11
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». «Старый колодезь».
3
Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник, авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя.
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки
Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный
момент и выразительно читать этот эпизод
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 35
26.11
Книги русских писателей 19 века о детях и для детей.
1
Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях
Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста;
выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) 36-37
27.11
2.12
В.Гюго «Козетта»
2
Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.
Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях
Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста;
выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания 38-40
3.12
4.12
9.12
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
3
Особенности приключенческой повести: юмор, герой повести - ребенок, особенности языка. Образ главного героя.
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов
Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания 41
10.12
Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена о детях.
.
1
М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.
Знать произведения отечественных и зарубежных авторов о детях
Уметь работать с книгами, выделять произведения разных жанров о детях; умение пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение) 42-44
11.12
16.12
17.12
Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».
3
Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора.
Работа с книгами - справочниками.
Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена
Уметь пользоваться структурными единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь называть произведения Г.Х. Андерсена
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать средства для выполнения задания 45
18.12
Слушание и работа с книгами. Х.К.Андерсен "Дети года".
1
Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена. Строфа, рифма, ритм, тон, темп.
Знать структурные единицы произведения; некоторые произведения зарубежных авторов
Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора)
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности 46
23.12
Проверка навыков чтения.
Обобщение по разделу
«Произведения зарубежных писателей»
1
Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса».
Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения
Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров
учебно-организационные
-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом 47
24.12
Книги Древней Руси. Деятельность Ярослава.
1
Первые книги древней Руси - памятники культуры. Словарь древнерусских слов.
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)
Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста 48
25.12
Первая славянская азбука.
1
Первые книги древней Руси - памятники культуры. Словарь древнерусских слов.
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)
Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста 49
13.01
Первая печатная книга на Руси.
1
Первые книги древней Руси - памятники культуры. Словарь древнерусских слов.
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)
Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста 50
14.01
Обобщение. Книги бывают разные.
1
Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»
Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого»
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)
Уметь понимать основное содержание текста, называть жанры литературы Древней Руси
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста
51
15.01
Слушание и работа с книгами. Книги Древней Руси.
1
Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»
Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого»
Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)
Уметь понимать основное содержание текста, называть жанры литературы Древней Руси
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста
52
20.01
Л.Н.Толстой "Акула".
1
Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод.
Знать понятие: кульминация произведения
Уметь понимать основное
содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания
53
21.01
Л.Н.Толстой «Два брата».
1
Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими.
Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод
Уметь понимать главные мысли - идеи
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
54
22.01
Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной».
1
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали.
Знать произведения
Л. Н. Толстого разных жанров
Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать
учебно-организационные
-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом
55
27.01
Л.Н.Толстой «Черепаха».
1
Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев.
Знать произведения
Л. Н. Толстого разных жанров
Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
56
28.01
Л.Н.Толстой «Русак». «Святогор-богатырь».
1
Рассказ - повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи.
Знать типы текстов
Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;
- работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);
- понимать содержания литературного произведения
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
57
29.01
Книги Л.Н.Толстого для детей. Проверь себя.
1
Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Обобщение по разделу.
Знать типы текстов
Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;
- работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);
- понимать содержания литературного произведения
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания
58
3.02
Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия». «Рождество»
1
Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение.
Знать признаки выразительного чтения
Уметь определять тему, определять тон, темп,
ритм; выразительно читать стихотворение
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста
59
4.02
Слушание.
А.А. Блок «На поле Куликовом»
1
Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).
Знать художественные образы, созданные поэтом
Уметь выразительно читать стихотворения, передавать чувства и настроение автора
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
60
5.02
К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»
1
Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения.
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет
Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания
61
10.02
Стихи о природе. К.Д.Бальмонт
«Снежинка», «Камыши»
1
Эпитеты, сравнение, олицетворение.
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет
выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
62
11.02
Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт
«У чудищ», «Как я пишу стихи».
1
Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора.
Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет
Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора
учебно-организационные
-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом
63
12.02
Слушание.
К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».
1
Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение.
Знать художественные образы, созданные поэтом
Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
64
17.02
Книжная полка. Стихи русских поэтов.
1
Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение.
Знать художественные образы, созданные поэтом
Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
65-66
18.02
19.02
А.И. Куприн «Скворцы».
.
2
Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов,
описаний героев.
Знать произведения
А. И. Куприна разных жанров
Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания
67
24.02
Слушание. А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда»
1
Выставка книг с легендами русских писателей.
А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда»
Знать особенности языка легенды
Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
68
25.02
Произведения русских писателей для детей.
1
Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Знать произведения
А. И. Куприна разных жанров
Уметь слушать и работать с детскими книгами, понимать чувства поэта и выражать свои
учебно-организационные
-владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат с образцом
69
26.02
И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство».
1
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений.
Знать выразительные средства языка поэта
Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
70
3.03
И.А.Бунин «Листопад»
1
Литературоведческие понятия.
Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма
Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
71
4.03
Обобщение по разделу
«Стихи И.А. Бунина»
1
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин", К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов»
Знать выразительные средства языка поэта
Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль
учебно-организационные
-умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания
72
5.03
С.Я. Маршак "Словарь"
Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев
1
Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки
Знать жанры произведений С. Я. Маршака.
Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
73-77
10.03
11.03
12.03
17.03
18.03
Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Проверка навыков чтения.
5
Структура произведения - пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора).
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог
Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста
78
19.03
Слушание.
Пьеса С.Я. Маршака «Сказка про козла»
1
Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов.
Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог
Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины
учебно-коммуникативные
-пересказ прочитанного текста
79
31.03
Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака).
1
Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой.
Знать жанры произведений С. Я. Маршака.
Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
80
1.04
Слушание. По страницам книг С.Я.Маршака
.
1
Игра «По страницам книг С.Я.Маршака Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки"
Знать книги С. Я. Маршака.
Уметь приводить примеры разножанровых произведений поэта, узнавать произведения С. Я. Маршака по эпизодам
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
81
2.04
Н.А.Заболоцкий «Детство»
«Лебедь в зоопарке»
1
Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»
Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма
Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
82
7.04
Н.М.Рубцов «Березы». «Тихая моя родина»
1
Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы.
Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение
Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
83
8.04
Проверь себя.
1
Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и
И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения.
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».
Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения,
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
84
9.04
Произведения С.В. Михалкова
«Школа», «Хижина дяди Тома»
1
Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста.
Знать произведения
С.В. Михалкова
Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений
учебно-коммуникационные
-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов
85
14.04
С.В. Михалков «Зеркало»
1
Сравнение басен
И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»
Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение
Уметь читать басни, находить и комментировать части текста
учебно-коммуникативные
-составление плана текста
-пересказ прочитанного текста
86
15.04
Слушание. Работа с детскими книгами С.В.Михалкова.
1
Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений. Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал».
Знать тему и жанр произведений
Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация).
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста
87-88
16.04
21.04
Н.Н.Носов "Федина задача".
2
Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор - герой.
Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог
учебно-коммуникационные
-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов
89
22.04
Юмористические стихи.
И.Л. Гамазкова «Страдания».
.
1
Сравнение произведений И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова.
Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки.
Знать понятия: юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор - герой.
Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения)
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
90
23.04
И.С.Соколов
-Микитов «Родина» А.И.Куприн «Сказки Пушкина»,
1
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).
Знать тему произведения и авторскую позицию
Уметь определять тему произведения и авторскую позицию
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста
91
28.04
Очерки о людях. Н.Шер
"Картины-сказки"
1
Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)
Знать основное содержание текста
Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)
учебно-коммуникационные
-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов
92
29.04
Слушание.
Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.
1
Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель».
Знать основное содержание текста
Уметь понимать основное содержание текста
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
93
30.04
Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»
1
Знать тему произведения, основную мысль, понятия: эпитеты, сравнения
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста
94-95
5.05
6.05
Н.П.Вагнер «Береза».
2
Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»
Знать тему произведения, основную мысль, понятия: эпитеты, сравнения
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения
учебно-информационные
-выделять главные мысли текста
96
7.05
Слушание и работа с детскими книгами.
Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»
1
Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов
издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка".
Знать основное содержание текста
понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения
учебно-коммуникационные
-пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов
97-99
12.05
13.05
14.05
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
3
Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям).
Знать книгу автора и его героя
Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы)
учебно-информационные
-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя
100
19.05
Книжная полка.
1
Чтение и обсуждение произведений.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
учебно-организационные
-умение определять последовательность действия для решения учебной задачи
101
20.05
Обобщающий урок.
1
Обобщить знания по теме.
Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».
Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения,
учебно-информационные
-нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение)
102
21.05
Повторение. Устное народное творчество.
1
Фольклор - устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Знать жанры фольклора
Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и тетради
учебно-организационные
-умение определять последовательность действий
103
26.05
Проверка навыков чтения. Повторение. Стихи русских писателей для детей.
1
Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений.
Знать выразительные средства языка поэта
Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм
учебно-интеллектуальные
-формирование приёмов мыслительной деятельности
104
27.05
Повторение. О русских баснописцах.
1
Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Знать героев и их поступки
Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно
учебно-информационные
-умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира
105
28.05
Экскурсия в библиотеку СДК.
1
Детская периодическая печать.
Что читать летом. Круг чтения ученика 4 класса.