Доклад на тему: «Пространство урока и здоровьесберегающее обучение»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья № 23 VIII вида».


ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«ПРОСТРАНСТВО УРОКА


И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ».


Учитель начальных классов

Суркова А. А.


г. Ульяновск,

2013 - 2014 учебный год. Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится: Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Главным составляющим здоровья человека являются его духовное и физическое здоровье, находящиеся в гармоническом единстве. Социальная составляющая отражает жизнь и отношения людей в обществе и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов). За последние годы в связи с социальными преобразованиями и модернизацией специального образования значительно изменился состав обучающихся коррекционных школ. Увеличилось количество детей с осложненными формами нарушения, такими, как детский церебральный паралич, эпилепсия, аутизм и др., что заставляет нас искать новые пути и приемы работы с этой категорией детей, большая часть которых ранее считалась необучаемой. Наш педагогический коллектив бережно хранит и развивает многолетний опыт и традиции в обучении и воспитании детей с проблемами здоровья, и в то же время старается не стоять на месте и работать в духе времени, учитывая современные тенденции развития общества. Одним из направлений деятельности нашего образовательного учреждения является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения цели большую роль играет урок, пространство которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности на уроке: -рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; - количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; - однообразие урока способствует утомлению школьников; - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического мышления; - обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; - для увеличения работоспособности и подавления утомляемости необходимо включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность; - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики: 1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности: - соблюдение правил ТБ на уроках и переменах. 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: А. организационно - педагогические технологии; Б. психолого-педагогические технологии; В. учебно - воспитательные технологии; Г. социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии; Д. лечебно - оздоровительные технологии.
А) организационно - педагогические технологии: - построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников: - учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся; - создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе; - минутка для шутки; - релаксационные паузы.
В) учебно - воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек: - технология сотрудничества, - групповые технологии, - интерактивные игровые технологии, - технология личностно-ориентированного обучения, -педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают такие технологии, которые обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности: - социально-психологические тренинги, - программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только педагогов и школьников, но и их родителей; Д) лечебно - оздоровительные технологии: - физминутки; - смена видов деятельности; - аэрация воздуха - зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых - растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. Данные технологии, направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой: - обустройство пришкольной территории, - зеленые растения в классе, - живой уголок, - участие в природоохранных мероприятиях.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Работа по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм в классе.
1. Столы в учебном классе учебные, расстановка столов двухрядная. 2. Каждый обучающийся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. 3. На мебели произведена цветная маркировка, соответственно росту обучающихся. 4. Парты расставлены по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Обучающиеся с пониженной остротой зрения размещены в первом ряду от окон. 5. Размер проходов между рядами - более 60 см, между рядом столов и наружной продольной стеной - 50 см, между рядом столов и внутренней продольной стеной (шкафами, стоящими вдоль этой стены) - 50 см. 6. Расстояние от первой парты до учебной доски - 1,5 м (т.к. кабинет очень маленький), высота нижнего края учебной доски над полом - 80 см. 7. Стены класса гладкие, допускающие их уборку влажным способом. 8.Стены окрашены в светлый тон бежевого цвета. 9.Цвет мебели: - парты, стулья - светло-зелёного цвета; - шкафы, стол учительский - цвета натурального дерева; - классная доска - тёмно-коричневого, зелёного цвета. 10. Влажная уборка помещения осуществляется ежедневно. 11. Очистка и мытьё окон производится 2 раза в год (весной и осенью).
Воздушно-тепловой режим.
1. Температура воздуха 19 градусов. 2. Учебное помещение проветривается во время перемен. 3. После окончания занятий осуществляется сквозное проветривание. 4. В тёплые дни занятия выполняются при открытой форточке.
Освещение.
1. Освещение соответствует норме, дневной свет падает слева. 2. В качестве искусственного освещения используются люминесцентные лампы. 3. Класс оборудован шторами светлого тона, который сочетается с цветом стен



При обучении детей соблюдаются следующие требования:
1. Учебные занятия в ¼ классах проводятся в первую смену. 2.В 1 классе - пятидневная учебная неделя, во 2/4 классах - шестидневная. 3. Организация облегчённого учебного дня осуществляется в середине учебной недели. 4. В 1 классе проводится не более 4 уроков в день. 5. Продолжительность уроков в 1 классе - 35 минут, во 2/4 - 40 минут. 6. Оценивание учащихся 1 класса осуществляется со II четверти, домашнее задание - со II полугодия. 7. В 1 классе недельные каникулы (дополнительно) в середине III четверти. 8. Для снятия мышечного напряжения применяются физкультминутки, динамические паузы на уроках, подвижные игры - на переменах.






© 2010-2022