- Преподавателю
- Начальные классы
- Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных
Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Королева О.П. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка в 1 классе УМК Перспектива Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина Выполнила учитель начальных классов Королева Ольга Петровна Город Красноярск, МБОУ СШ № 64. Тема: Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных Цели урока: - развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах; - тренировать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова; - формировать орфографическую зоркость, развивать внимание.
Тип урока: закрепление
Вызов: Работа в парах (по рядам) Смыслоразличительная роль ударения Разгадайте загадки, поставьте ударение в словах. 1 ряд Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт. Переставишь ударенье - И на двери он висит. □□´□□□ □□□□´□ 2 ряд Если первый слог ударный, Мы посуда - для питья. Переставьте ударенье - И чертите нас, друзья. □□□´□□□ □□□□□□´ 3 ряд Мы показываем время Помогаем очень людям. Переменишь ударенье - И в мишень стрелять мы будем. □□□□´□□□ □□□□□□□´ Сначала обсуждение в парах, затем у доски представить свое суждение. Какие слова получились? Какие слова вызвали затруднения в постановке ударения? У всех ли получилось поставить ударение правильно? Какой вывод можно сделать? От ударения зависит смысловое значение слова. Какие орфограммы чаще всего вызывают у вас затруднения? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые).
Осмысление: Организационный момент. Запись в тетради числа и вида работы: Тетрадь свою возьму, и И с наклоном положу, Ручку я вот так держу, Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь! Отгадайте загадку: Есть красавица одна - И румяна, и стройна; Хоть в землянке век живет, А большой от всех почет. Кто проходит близко МОРКОВКЕ - кланяются низко. - история слова МОРКОВЬ; - сделать звуковой анализ слова, поставить ударение; М.РКО.? - [марко´ф'] - 2 слога, второй слог ударный, 7 букв, 6 звуков; - какие изучаемые орфограммы встретились в слове; - безударный гласный -о-, обозначенный буквой - о/а -, непроверяемый; - парный согласный - в-, обозначенный буквой - в/ф -, необходимо изменить слово: нет моркови; - Ь - показатель мягкости согласного звука. Для безошибочного написания данного слова, какую памятку нужно использовать: ПАМЯТКА
- До обращения к словарю, определи из каких букв будешь выбирать правильную.
- Поищи слово с одной из букв.
Находишь Не находишь
Пишу ту, Ищи слово что в словаре с другой буквой
Узнал букву Не узнал
Пиши ее Оставь «окошко»
- Проверь: прочитай слово у себя и еще раз сверь со словарем.
Игра «Сказка про овощи» (самостоятельная работа) Решил Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему… (горох, капуста, морковь, огурец, свекла, лук). - Я беру в свое войско только те овощи, в названии которых столько слогов, сколько в слове Помидор. - Какие овощи попали в войско Помидора? - Как помочь остальным попасть в войско? - Какое условие мог бы предложить Помидор, чтобы и другие овощи вошли в его войско? - Что объединяет все эти слова? Дети предлагают свои варианты, высказывают свое мнение учащимся класса. /Расставить ударение, выбрать слова с ударением на третий слог; изменить формы слов; пояснить правила письма слов из словаря и т. д. /
Коллективная работа / корректирование Восстановите текст. Докажите свой выбор. Не забывайте подчеркнуть орфограммы (опасные места).
(М,м).рко.?
(М,м).рко.? очень п.лезна. (Я,я) люблю сла.кую м.рко.ку. (М,м)ама дае. нам пить м.рковный со. .
Какие действия для правильного письма вам необходимо выполнить?
- Найти орфограмму (поставить ударение).
- Определить тип орфограммы (безударные гласные /проверяемые, непроверяемые/; парные согласные; Ь - показатель мягкости согласного и др.).
- Наметить способ решения орфографической задачи (пошаговая последовательность).
- Выполнить намеченную последовательность действий.
- Записать слова в соответствии с решением орфографической задачи.
Рефлексия: «Верно - Неверно» Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; « - » под номером того предложения, в котором высказывание неверно.
1 В многосложных словах только один слог является ударным.
2 В слове «алфавит» ударение падает на второй слог.
3 В русском языке ударение ни когда не падает на предлог.
4 В русском языке ударение неподвижное.
5 В русском языке ударение может падать на любую часть слова.
6 Слова, отличающиеся только местом ударения, называются омографами.
7 В слове -начал- ударение падает на первый слог.
1 2 3 4 5 6 7 + - - - + + +
Итог Д/з: повторить правило о безударной гласной: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение!
Используемая литература:
- Учебник русского языка для 1 класса.
- Словарные слова