Программа кружка «В гостях у сказки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «В гостях у сказки»


Класс: 1 Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час



Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «В гостях у сказки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.В, Хлопова, Н.А. Лимова и Т.М. Шиловской «В гостях у сказки».Курс «В гостях у сказки является продолжением основного учебного предмета «Литературное чтение»,разработанного «Общеобразовательной системой Школа 2100»

Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство, составлено на учебный год для 6-7-летних детей из расчета 1 часа в неделю, всего 33 часа.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.

Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Задачи интегрированного курса:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Принципы интегрированного курса:

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:

К концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные русские и татарские народные сказки;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель примерной внеурочной программы участия в социальной деятельности учащихся - формирование у них в процессе создания и презентации проекта способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.

Формы и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для детей подготовительных групп детских садов (по договорённости с руководителями). Желательно, чтобы учреждения были знакомы первоклассникам, где осуществится их встреча с любимым воспитателем и детьми.

Содержание деятельности.
Вводное занятие.
Знакомство с понятиями «младший школьник», «классный коллектив». Обращение к учителю и одноклассникам. Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.
Философия рекламной акции.
Знакомство с понятиями «школьный коллектив», «совместная учёба и отдых». Первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества. Беседа о здоровом оптимистическом образе жизни.
Учебные театральные миниатюры.
Обсуждение: дошкольный и школьный образ жизни (общее и разное). Техника театральной миниатюры. Индивидуальные и групповые показы. Отбор наиболее удачных представлений для театрального капустника.
Театральный капустник.
Разработка и проведение капустника для одноклассников. Подбор аксессуаров сопровождения представления: декорации, бутафории, украшения и игрушки.
Знакомство с особенностями пьесы-сказки.
Рассматривание структуры пьесы-сказки (диалогичность пьесы, приёмы сказки, персонажи). Слушание и обсуждение небольшой пьесы о животных.
Просмотр профессионального театрального спектакля. Наблюдение за особенностями театрального творчества, спецификой технических средств в театре. Рассуждения о различии театра для взрослых и детей, о драматургическом замысле.
Рождение замысла школьной пьесы.
Беседа о роли театра в жизни человека. Рассматривание проблемных ситуаций персонажей и способов их решения.
Задачи постановочного искусства.
Знакомство с элементарными представлениями о профессиях сценариста, режиссёра, актёра, костюмера, балетмейстера, оформителя. Выбор постановочного материала (сценария пьесы) с помощью учителя. Выбор сопроводительного материала (декорации, театральные предметы). Распределение ролей.
Репетиция пьесы.
Отработка действий и речевого материала по сценарию.
Премьера пьесы.
Показ и обсуждение постановки. Беседа со зрителями.
Показ произведения в детских садах.
Демонстрация пьесы-сказки. Встречи и общение со зрителями.
Подведение итогов.
Обсуждение показа произведения. Установка на продолжение творческой деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы.
Достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Тематическое планирование составлено с использованием литературы:

Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009

Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2009

Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 2009

«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 2009

«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 200












Тематическое планирование программы

(33 часа)



Тема урока

Кол-во часов

Тип занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

по плану

фактически

1

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Комбинированное

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».

текущий К концу обучения учащиеся должны знать: - популярные русские и татарские народные сказки; - признаки сказки как жанра; - виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) - правила работы с красками, пластилином, ножницами; К концу обучения учащиеся должны уметь: - слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы; - иллюстрировать услышанное или прочитанное; - пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно; - передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки





2

Украинская народная сказка «Колосок».

Комбинированное

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

текущий



3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Комбинированное

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

текущий



4

Русская народная сказка «Заяц - хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Комбинированное

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

текущий



5

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Комбинированное

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.

текущий



6

Сказки про зайцев.

Комбинированное

Подбор сказок про эайцев. Викторина.

текущий



7

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

Комбинированное

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

текущий



8

Чукотская сказка «Хвост».

Комбинированное

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

текущий



9

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

Комбинированное

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

текущий



10

Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое - медведе.

Комбинированное

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

текущий



11

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

Комбинированное

Чтение сказки. Работа над пересказом.

текущий



12

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Комбинированное

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.

текущий



13

Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

Комбинированное

Чтение сказки. Иллюстрирование.

текущий



14

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Комбинированное

Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.

текущий



15

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

Комбинированное

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

текущий



16

Сказки про зайца, лису и медведя.

Комбинированное

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

текущий



17

Мордовская сказка «Разудалый петушок».

Комбинированное

Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.

текущий



18

Татарская народная сказка «Три сестры»

Комбинированное

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.

текущий



19

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

Комбинированное

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.

текущий



20

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Комбинированное

Чтение сказки. Анализ прочитанного.

текущий



21

Праздник «В гостях у сказки»

Комбинированное

Литературный праздник

текущий



22

Ингушская сказка «Сокол и ворона»

Комбинированное

Чтение сказки. Работа над текстом.

текущий



23

Русская народная сказка «Байка про тетерева»

Комбинированное

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

текущий



24

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

Комбинированное

Чтение и инсценирование сказки.

текущий



25

Русская сказка «Лиса и тетерев».

Комбинированное

Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.

текущий



26

Сказки про птиц.

Комбинированное

Выставка книг. Чтение. Сравнение.

текущий



27

Моя любимая сказка о животных.

Комбинированное

Чтение и пересказ любимых сказок.

текущий



28

Итоговое занятие

Комбинированное

Литературная викторина

текущий



29-33

Резерв

Комбинированное

текущий




8


© 2010-2022