- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект по русскому языку: Деление слова на слоги (2 класс)
План-конспект по русскому языку: Деление слова на слоги (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дук В.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по русскому языку .
Тема: Деление на слоги.
(УМК «Школа XXI века »)
2 класс
Выполнила: Дук Вера Ивановна
МНБОУ «Лицей №76»
Новокузнецк, 2015
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации
Содержание
1. Титульный лист. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Литература. 6. Приложение.
Урок русского языка во 2-ом классе по теме : «Деление на слоги»
УМК «ШколаXXIвека »
Цель урока:
-
Способствовать овладению способом деления слов на слоги.
Задачи урока:
-
Формировать умения определять количество слогов по количеству гласных в слове.
-
Формировать умения наблюдать и делать вывод, какой звук образует слог; делить слова на слоги;
-
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.
-
Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать в группе, индивидуально и коллективно.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний, умений.
1.Чистописание. (Регулятивные /контроль и самоконтроль/ УУД)
п м л к с у и а о
-Составьте соединения с данными буквами. Пропишите.
омо оло ку ус ак им ми
(Оценка каллиграфических умений.)
-Посмотрите,как у вас получилось, не допустили ли вы ошибки в соединении букв? ( Образец правильного написания и правильного соединения на доске).
-Если считаете, что у вас все верно - поставьте на полях плюс, а если нашли ошибки -поставьте минус. Я сейчас пройду и проверю. Правильно ли вы себя оценили. -Подчеркните гласные буквы.
(проверка задания фронтально)
Итак,я проверила ваши работы.
-Что показывает плюс? (правильно написали)
-Что показывает минус? (не правильно, надо еще попробовать)
-У кого совпали своя и моя оценка?
-Есть ли среди написанных вами соединений слоги?
-Назовите их.
-Можно ли ещё составить другие слоги с этими буквами?
-Почему вы решили что это слоги?
(Идёт слияние согласного и гласного или гласного или согласного)
3.Самоопределение к деятельности.(Регулятивные/целеполагание/, познавательные/общеучебные/ УУД
- Ребята, у нас на уроке сегодня герой вашей любимой сказки. Послушайте и скажите кто это.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся тот мальчишка?
( На доске - фигурка Буратино)
- Буратино выполнил задание. Посмотрите.
Юно-ша, ело-вые, соч-ная, ого-род, пог-ода, сту-л, ма-йка
- А вот другой герой этой же сказки. Угадайте, о ком говорят: Мальчик с грустными глазами ( Пьеро)
Так вот Пьеро выполнил это задание так: ю-но-ша, е-ло-вы-е, соч-на-я, о-го-род, по-го-да, стул, май-ка
- Как вы думаете, кто из героев выполнил задание верно?
( Дети говорят что верно сделал Буратино, а кто-то Пьеро)
- Что же нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
-Что мы будем сегодня делать на уроке?
(Учиться делить слова на слоги)
(мотивация)
-Итак ,сегодня мы узнаем много нового, будем наблюдать и сделаем вывод, как проверить ,правильно ли вы разделили слова на слоги.
-Как вы думаете, у вас все получится?
-Поднимите руку, кто считает, что все получится?
-Почему вы думаете, что у вас все получится?
(Знаем, что такое слог, слова состоят из слогов)
-Хотите попробовать?
Физминутка.
Работа по теме урока. (Познавательные/общеучебные, информационные/ УУД)
-
Беседа.
Вы уже знаете,что звуки бывают гласными и согласными.Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи - образуется слог.
Слог - это союз гласных и согласных звуков, которые на письме обозначаются буквами.
-Сколько в слоге может быть гласных звуков? (Один)
-Приведите примеры.(па, ми, лу, кук, лис и т.д.)(запись на доске и сразу вопрос: сколько здесь гласных букв? подчеркивать гласные )
-Какой вывод мы можем сделать?
( В одном слоге может быть только один гласный звук)
-Правда ли,что слог может состоять из одного звука при произношении и одной буквы на письме?
-Какой буквы? (Гласной) (о-са)
-А из согласного звука может состоять слог? (Нет)
Очень красивым,певучим,открытымбывает слог, когда звуков два: первый согласный, а рядом с ним гласный.
-Приведите примеры таких слогов.
(На, во, ва,ка, ля, ле, мо, ди и т. д)
Но когда после гласного звука встает еще один согласный звук, пение обрывается, т.е.образуется закрытыйслог
-Приведите примеры таких слогов.
( Ан, оп, уд,ят.юл и т.д.)
(На доске запись)
во ра ко ка кук ки
ла на бел тик са ни
ле ва вол о конь ла
-Прочитайте слоги, записанные на доске.
- Разделите слоги на группы.
- Какие слоги записали в первую группу?
- Какие во вторую?
- В третью?
- Что вы заметили? ( В первой группе слоги -открытые, во второй-закрытые, в третьей - слоги, состоящие из одного гласного)
- Подчеркните гласные буквы в каждом слоге.
- Как быстро подсчитать сколько в слове слогов?
Физминутка
2.Работа по учебнику
-Прочитайте задание к упр.3.
-Что показывает значок возле задания?
(Работа вгруппе) (Коммуникативные УУД)
-Я предлагаю вам поработать в группе.
Что нужно помнить, работая в группе?
(Правила работы вгруппе)( У детей в рабочих тетрадях вклеены правила работы вгруппе)
-Вспомним их.
(Дети устно называют правила работы вгруппе)
-Я прошу вас соблюдать все правила. Но особое внимание обратите на правила под номерами 3 и 4.
Правила работы в группе
1.Говори вежливо, называя собеседников по имени.
2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3.Внимательно слушаем.
4.Чётко высказываем свое мнение.
5.Уважаем мнение собеседника.
- Работаем в тетрадях. Обязательно договоритесь, кто будет представлять ответ. Когда группабудет готова к ответу, покажите наш знак (дети соединяет ладошки и поднимает руки вверх).
-Еще раз прочитайте задание и приступайте к выполнению.
(Фронтальная проверка групп, по одному слову. Дети выписывают только слова, в которых 3слога. Запись на доске по ранее заданному образцу: по-ми-дор ( 3-3), гласные подчеркнуть.
Фронтальная работа . Игровой момент.
- Я задумала слово. Это слово состоит из 5 слогов. Найдите это слово в тексте стихотворения.
3.Оценка работы класса. (Регулятивные УУД)
-Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
-Что помогло вам справиться с заданием?
(знаем, что в одном слоге только одна гласная буква ,и сколько в слове гласных букв, столько и слогов)
3.Работа по учебнику (Познавательные/общеучебные/ УУД).
№ 1 с.39«Цепочкой». Ученики по одному выходят к доске и записывают слово в нужный столбик. ( в первый столбик -слова, состоящие из одного слога, во второй -из двух, в третий -из трёх)
-Понаблюдайте и проследите за тем, сколько в каждом из данных слов слогов и сколько гласных звуков? Сделайте вывод.
(Сколько в слове гласных букв, столько и слогов)
- Давайте прочитаем вывод на с. 39 и проверим верно ли мы сделали вывод.
Фронтальная работа . Игровой момент.
- Я задумала слово. Это слово состоит из 5 слогов. Найдите это слово в тексте стихотворения.
3.Оценка работы класса. (Регулятивные УУД)
-Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
-Что помогло вам справиться с заданием?
(знаем, что в одном слоге только одна гласная буква ,и сколько в слове гласных букв, столько и слогов)
Контроль и оценка. (Регулятивные УУД)
Работа по учебнику.
№5(с.41)
- Что показывает значок? ( Работаем в группах) (Коммуникативные УУД)
- Повторим правила работы в группе.
- Я прошу вас соблюдать правила работы в группе.
- Разделите слова на слоги. Из последних слогов составьте слова.
Детям выдаётся лист бумаги А4 и фломастер.
Организация групповой работы: учащиеся каждое слово делят на слоги, выделяют последний слог в каждом слове. На обратной стороне листа записывается получившиеся слово .Проверку можно провести в индивидуальной форме .родители,забота,добрята
-Оцените свою работу на уроке.
(Фронтально ,по алгоритму самооценки /таблица алгоритма на доске/)
- Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока . Так кто- же правильно разделил слова на слоги? ( Пьеро)
- Почему же он правильно выполнил задание?
- Какие правила помогли Пьеро выполнить это задание?
Контроль и оценка ( Регулятивные УУД)
-Вы уже знаете приёмы деления слов на слоги .
- А вот герой другой сказки разделил слова на слоги так:
( На доске - Незнайка)
У-ро-жа-и
У-ро-жа-й
Бо-и
Бо-й
Зме-и
Зме-й
-Что вы заметили?
-Сравните количество слогов в словах каждой пары.
(Дети приходят к выводу, что вторые слова в группах разделены неверно и почему в словах с Й слогов меньше чем в словах с И)
- Как помочь Незнайке избежать ошибок ?
Подведение итогов. Рефлексивная деятельность.(Регулятивные УУД)
-Кто хорошо понял тему урока?
-Кому было трудно?
-С какими трудностями вы столкнулись?
-Какие задания помогли вам научиться делить слова на слоги?
Заключение
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа XXI века» во 2-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.
- Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.
- Познавательные - общеучебные ( осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение),информационные ( поиск и выделение необходимой информации).
- Коммуникативные - инициативное сотрудничество.
На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают вывод, какой звук образует слог, делят слова на слоги, определяют количество гласных звуков с слоге, оценивают результаты своей деятельности
Список литературы
-
С. В. Иванов Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, Вентана-Граф, 2012
-
С.В. Иванов. Русский язык. Комментарии к урокам. Вентана-Граф, 2012
-
Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2013
-
Интернет- ресурсы
-
САНПИН « Требования к организации и проведению физминутки»