Воспитательный час Роль книги в жизни человека

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час.

Тема классного часа:

«Роль книги в жизни человека» (беседа)

Цель беседы: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память. убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Задачи: - помочь разобраться учащимся в смысле общения человека книгой; - убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное; - пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению. Оформление: на доске - высказывание Д. Свифта: «Книги - дети разума»; выставка книг, которые знакомят с приёмами и навыками рационального чтения и помогают разобраться читателю в том, что значит действительно читать, а не выполнять скучное задание, бездумно листая страницу за страницей.
Воспитательный час Роль книги в жизни человека



Ход мероприятия

Организация и настрой на тему.
Учитель:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а говорит. ( Книга)


Итак, ребята, мы сегодня поговорим о нашем верном друге и помощнике в добывании знаний - книге.


Роль книги в нашей жизни очень велика. Кто мало читает - тот и мало знает.«Кто много читает, тот много знает» - гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Книга - наш помощник в учёбе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни. И книгу нам не заменит даже компьютер.


Объясните смысл пословиц: ( пословицы написаны на плакате)
Чтение - вот лучшее учение.
Книга - источник знаний.
Какие ещё пословицы о книге знаете?
Споём песню о книге.
Друг наш неразлучный


Беседа учителя .

1. Вопросы для беседы : 1) Для чего предназначена книга? Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире. 2) Чем является книга для человека? Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают пас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества... 3) Чтение - что это такое? Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества. 4) Для чего пишет писатель? Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств. 5) Каково же назначение чтения? Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает. 6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги? Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нем, принимать правильные решения. Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение - вот лучшее учение...» Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Кроссворд «Герои моих любимых книг» По горизонтали: 1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.) 3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.) 4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.) 5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.) 6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.) 7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.) 8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.) 10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.) 11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.) 12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.) По вертикали: 2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.) 9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

Воспитательный час Роль книги в жизни человека

Вопросы к викторине «Мои любимые книжки». 1) Из чего папа Карло выстругал Буратино? (Из полена.) 2) Как называется известное произведение Жюля Верна, в котором подросток в силу сложившихся обстоятельств стал капитаном? («Пятнадцатилетний капитан».) 3) Назовите автора сказочных историй о маленькой девочке Элли и её верных друзьях. (А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей» и др.) 4) Как звали мальчика-робота из фантастической повести Евгения Велтистого? (Электроник.) 5) А его друга-двойника? (Сергей Сыроежкин.) 6) Как расшифровывается имя удивительной собаки Рэсси, которую, как и Электроника, изобрёл знаменитый профессор Громов? (РЭС - Редчайшая Электронная Собака, сокращённо - Рэсси.) 7) Как звали шестилетнего мальчика, решившего оставить свою семью и переехать со своими друзьями - собакой и котом - на местожительство в деревню? (Дядя Фёдор.) 8) Почему мальчик оставил свою семью? (Родители не разрешали держать дома домашних животных.) 9) Вспомните автора повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Эдуард Успенский.) 10) Какие ещё произведения написаны этим автором? («Крокодил Гена и его друзья», «Тётя дяди Фёдора», «Про Веру и Анфису» и др.) 11) Назовите автора «Вредных советов». (Григорий Остёр.) 12) «Ребята, давайте жить дружно!» - какому сказочному персонажу принадлежать эти слова? (Коту Леопольду из книги Анатолия Резника «Приключения кота Леопольда») 13) Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин.) 14) Как звали мальчика, побывавшего в Стране невыученных уроков? (Мальчика звали Витей, автор книги «В Стране невыученных уроков» Лия Борисовна Гераскина.) 15) Вспомните имя кота, который вместе со своим хозяином совершил удивительное путешествие в эту страну. (Кот Кузя.) 16) Доктор из Цветочного города в сказочной повести Николая Носова? (Доктор Пилюлькин.)

Конкурс. " Собери картинку". Каждому ученику раздаются конверты с разрезанной на 10 частей картинкой ( рисунком) к определённому произведению. Ученик должен собрать картинку назвать автора и произведение.


Инсценировка басни "Две книжки"

(Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика).

Ведущий:

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

1-й ученик: Ну, как твои делишки?

Ведущий: Одна спросила у другой.

2-й ученик:

Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мои обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей….
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

1-й ученик:

Твои мне не знакомы муки,
Не помню я того дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на отлично.

2-й ученик:

Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий:

Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь всю Россию,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Учитель: Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

(Учащиеся дают ответы)

Учитель: И в заключении нашего классного часа хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Н. Пикулевой


Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый - добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время - придёт!
И мудрое, новое
Время - придёт!



III. Итоги мероприятия.

Определяют победителей среди участников, правильно решивших кроссворд, ответивших верно на вопросы викторины. Награждают победителей и вручают памятные сувениры (по возможности).


© 2010-2022