Урок 2 курса «Основы Православной культуры». Культура и религия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2 курса «Основы Православной культуры».

Культура и религия


Цели урока: Дать понятие культуры и религии. Учить детей уважительному отношению к людям разных культур и вероисповеданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2010.

Используемое оборудование: Компьютер, телевизор, презентация.

Основные термины и понятия :Христианство. Православие. Культура. Религия.

Ход урока:

А) Знакомство с темой урока.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

Слайд 1

- Тема нашего урока: «Культура и религия»

- С какими словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

- культура

- религия

- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

Что такое культура? Что такое религия?

- А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить:

Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

- Начнём работу с небольшой таблицы.

Разберите слова, которые лежат у вас на столах, по группам: Вежливость,Пасха, Рождество,Спасибо, Уступить,Церковь,Сдержать слово,Священник,Аккуратность,Крест,Картины, Кино, Служба, Таинство. Прикрепите их на доске в нужный столбик.

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность

Картины

Кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество

Служба

Таинство

- Что такое культура, как вы думаете?

«Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», - сказал русский философ Д.М. Велланский.

Слайд 2

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Слайд 3

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом - это и есть культура.

Слайд 4

- Что из изображённого относится к культуре, а что нет?

/ответы детей/

Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Слайд 5

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Слайд 6

- Со словом культура связаны такие понятия как «культурный человек», «культура поведения» и др.

- Как должен себя вести культурный человек?

/ответы детей/

Культурный человек везде остается культурным (воспитанным).

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Слайд 7

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим.

Слайд 8

Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни.

Слайд 9

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

- Прочитайте.

- Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

-Какие черты русской культуры, исчезли в наше время?

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по - разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Слайд 10

- Что такое религия?

Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи…

Слайд 11

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Слайд 12

- На нашей планете существует четыре религии, которые называются мировыми. Мировыми они называются, потому что имеют огромное количество последователей. (Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм)

Слайд 13

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово « спасибо »- это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя - кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу - оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

2. Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

3. Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

(Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами).

Слайд 14

Слово православие - это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфография. Орто - означает «верный, правильный». А вот слово докса - в греческом языке имеет два значения. Первое - «учение», «мнение».

Слайд 15

Второе - «прославление». Значит, словоортодоксия, как и словоправославие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным

учение Христа. Поэтому выражениеправославный христианин точнее, чем просто

слово православный.

- Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить Бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения -церкви - считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой.

Следовательно, можно сделать вывод, что культура и религия тесно связаны между собой, более того, религия влияла и влияет на культуру.

Слайд 16 - 25

- Вот мы и ответить на третий вопрос нашего урока:

Связаны ли культура и религия между собой?

МУЗЫКА - это тоже часть культуры, ее духовная составляющая.

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие

музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

И сегодня немало музыкальных произведений, написанных как специально для

религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

В) Закрепление полученных знаний.

- Взаимосвязь религии и культуры хорошо видна на примере дерева. У истоков лежит религия, на её основании вырастает культура, которая состоит из архитектуры, литературы, музыки, скульптуры, народно-прикладного искусства, живописи…

- 2014 год - в России объявлен «Годом искусства». Я предлагаю вашему вниманию музыкальный клип, посвящённый этому событию.

(Просмотр клипа)

(Слово священнику)

Г) Итог урока

- На какие вопросы мы хотели найти ответы?

- Нашли ответы?

- Что вы полезного и интересного расскажете дома об уроке?

д/з.

- Спасибо за урок!.





© 2010-2022