Организация педагогической деятельности, способствующей успеху каждого учащегося. (2)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация педагогической деятельности, способствующей успеху каждого

учащегося.(2) Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
  2. Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получиться". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с…..". "Выполняя работу, не забудьте о…..".
  4. Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…"
  5. Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы….". "Только тебе я и могу доверить…". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу…". "Так хочется поскорее увидеть…"
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
  • Формирование положительной мотивации учения, развитие интереса к предмету.
  • Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  • Доступное объяснение учебного материала
  • Обязательное использование занимательной наглядности
  • Дидактические игры
  • Парные и групповые творческие задания
  • Индивидуально - дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  • Создание оптимальной благоприятной образовательной среды.
Урок обладает большими мотивационными возможностями.
  • При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока.
  • Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
  • Создавать ситуации успеха;
  • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
  • Способствовать развитию как "сильных", так и "слабых" учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Учитель должен предложить для начала легкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит учителю незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) повысить требования к нему. Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если учитель оценит его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он "все равно хуже". С другой стороны, преувеличение успеха создает впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать его продвижение. Важную роль в формировании положительной мотивации к учебной деятельности играет создание условий для детального контроля и объективной оценки младшими школьниками собственных действий:
  • обращение ребёнка в процессе учебной деятельности к собственным действиям
  • организация рефлексии (т.е. повышение уровня осмысленности и обоснованности способов решения общеучебных задач),
  • система вопросов, помогающая ребёнку оценить свою учебную деятельность с позиции достижения определённого положительного результата.
Уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе, весьма важен. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания (пусть и через значительные трудности), не приобретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и интеллектуальных затрат. Одним из стимулов мотивации является оценка. Оценка мотивирует, но не всегда.Оценка мотивирует:
  • когда ученик уверен в её объективности;
  • когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
  • знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Для повышения самооценки учащегося положительное действие оказывает Портфолио. В процессе его создания решаются следующие педагогические задачи:
  • поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков самоанализа и самооценки;
  • формирование умения планировать и организовывать свою деятельность.
Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Это происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. В младшем школьном возрасте наряду с основным видом деятельности - учебой, присутствует и игровая деятельность. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Исследователи показали, что детям нравятся игры:
  • основанные на дидактическом материале;
  • на внесении элементов воображаемой ситуации;
  • с элементами ожидания и неожиданности
  • основанные на соревновании.
Мы построили таблицу, в которой приведены данные о том, какие творческие игры предпочитают дети 1 - 2 и 3 - 4 классов.

Возраст

Бытовые сюжеты

Профессиональные сюжеты

Героико-тематические

Сюжеты из жизни детей

Сюжеты из кинофильмов

7 - 9 лет

1 - 2 класс

24

18

28,3

25,2

4,5

10 - 11 лет

3 - 4 класс

9,1

22

36,5

18

14,4 Игровой, увлекательный характер занятий снижает стрессогенный фактор, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Эффективным для создания учащимися ситуации успеха является применение педагогом методов дифференцированного обучения. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.



Ситуация выбора

Пример

Выбор содержания обучения

Выбор содержания домашнего задания

Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе

Выбор уровня сложности задания

Выбор методов обучения

Изучение с помощью учителя или самостоятельно

Выбор формы обучения

Работа индивидуально, в паре, в группе

Работа в классе или на учебной прогулке



Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип "Одна голова хорошо, а две лучше" или "Что одному не под силу, то легко коллективу". Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Таким образом, успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.



© 2010-2022