- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация педагогической деятельности, способствующей успеху каждого учащегося. (2)
Организация педагогической деятельности, способствующей успеху каждого учащегося. (2)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поспехова Н.Н. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация педагогической деятельности, способствующей успеху каждого
учащегося.(2) Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Технологические операции создания ситуаций успеха:
- Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
- Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получиться". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с…..". "Выполняя работу, не забудьте о…..".
- Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…"
- Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы….". "Только тебе я и могу доверить…". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"
- Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу…". "Так хочется поскорее увидеть…"
- Формирование положительной мотивации учения, развитие интереса к предмету.
- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
- Доступное объяснение учебного материала
- Обязательное использование занимательной наглядности
- Дидактические игры
- Парные и групповые творческие задания
- Индивидуально - дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды.
- При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- Создавать ситуации успеха;
- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Способствовать развитию как "сильных", так и "слабых" учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
- обращение ребёнка в процессе учебной деятельности к собственным действиям
- организация рефлексии (т.е. повышение уровня осмысленности и обоснованности способов решения общеучебных задач),
- система вопросов, помогающая ребёнку оценить свою учебную деятельность с позиции достижения определённого положительного результата.
- когда ученик уверен в её объективности;
- когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
- знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
- уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
- поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков самоанализа и самооценки;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность.
- основанные на дидактическом материале;
- на внесении элементов воображаемой ситуации;
- с элементами ожидания и неожиданности
- основанные на соревновании.
Возраст
Бытовые сюжеты
Профессиональные сюжеты
Героико-тематические
Сюжеты из жизни детей
Сюжеты из кинофильмов
7 - 9 лет
1 - 2 класс
24
18
28,3
25,2
4,5
10 - 11 лет
3 - 4 класс
9,1
22
36,5
18
14,4 Игровой, увлекательный характер занятий снижает стрессогенный фактор, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Эффективным для создания учащимися ситуации успеха является применение педагогом методов дифференцированного обучения. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Ситуация выбора
Пример
Выбор содержания обучения
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения
Изучение с помощью учителя или самостоятельно
Выбор формы обучения
Работа индивидуально, в паре, в группе
Работа в классе или на учебной прогулке
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип "Одна голова хорошо, а две лучше" или "Что одному не под силу, то легко коллективу". Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Таким образом, успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.