Конспект урока по окружающему миру по теме Откуда в наш дом приходит электричество?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Откуда в наш дом приходит электричество? ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • Первоклассники узнают о роли электричества в быту; проследят путь электричества в дом; научатся правильному обращению с элек­тричеством и электроприборами, научатся собирать простейшую электрическую цепь. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, презентация (изображения лучины, свечей, керосиновой лампы, электрической лампы, линии электропередачи, свечей, керосиновых и электрических ламп) или сами предметы; различные виды батареек, образцы прово­дов и розеток, бытовые приборы и игрушки, работающие от батареек; карточки с понятиями - «речная вода», «станция очистки воды», «водопровод» (2 карточки), «умывальник», «очистные сооружения»; видеоаппаратура, ролик о батарейках.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как вода попадает в наш дом и куда уходит. Попробуем восстано­вить путь движения воды. Для этого возьмём карточки с названиями основных этапов этого движения и расположим их в правильном порядке. Дети на магнитной доске прикрепляют понятия в таком порядке: речная вода, станция очистки воды, водопровод, умывальник, водопро­вод, очистные сооружения. - Что происходит с водой на очистных сооружениях? 2. Мотивация учебной деятельности - Конечно, водопроводы подведены не ко всем домам. Как правило, они есть в городах. Жители деревень и сёл носят воду из колодцев. А вот электричество есть в каж­дом доме. Без него очень сложно обойтись, оно необходимо человеку. Сегодня на уроке мы узнаем о том, откуда оно приходит к нам в дом.

  1. Работа по теме урока
- Тысячелетиями люди наблюдали вспышки и огненные зигзаги молний, раскаты грома. Они не понимали, как всё это происходит, приписывали эти действия богам. И лишь немногим более ста лет назад люди нашли объяснение этим явлениям природы и стали использовать их себе во благо. Учёные установили, что электричество - это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается много, заряд ста­новится большим и возникает электрическое напряжение. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц в одном направлении учёные назвали электрическим током. Двигаясь по проводам, ток передаётся на большие расстояния. Днём и ночью бежит электрический ток по проводам. Он нужен на заводе и ферме, в магазине и квартире. Везде можно увидеть электро­двигатели, электроприборы и самые простые электрические лампочки. А чем люди пользовались раньше? Как освещали своё жилище? Очень-очень давно избы освещались лучинами. Это маленькие щепки, которые зажигали и вставляли в специальную подставку - светец. Под светец ставили миску с водой, чтобы упавшая искра не вызвала пожара. По мере того как лучина сгорала, её заменяли другой. На смену лучинам пришли свечи. Они сохранились до наших дней. Учитель показывает несколько различных свечей. - Где вы видели такие свечи? В каких случаях их зажигают? (В церкви, на Новый год, когда отключают свет.) Но свечи тоже довольно опасны. Если они плохо стоят или упали, может произойти пожар. Люди изобретали новые осветительные приборы. Со временем поя­вились керосиновые лампы. Учитель показывает керосиновую лампу или её изображение. - Внутрь лампы заливался керосин, вниз опускался фитилёк, кото­рый поджигали. Фитилёк медленно горел, давая свет. Чтобы случайная искра не «убежала» из такой лампы, её накрывали стеклянным колпаком. И вот, наконец, привычная нам всем электрическая лампа. Учитель демонстрирует лампу. - Стоит только щёлкнуть выключателем, как загорается яркий свет. Как электричество попадает к нам в дом? Производят его на электростанциях с помощью особых машин, ко­торые называются генераторы. Генераторы бывают разные. Бывают очень маленькие, энергии которых хватает только на освещение одной комнаты. Бывают генераторы-гиганты, которые дают электроэнергию большому городу. От генератора электричество передаётся по специальным линиям электропередач. Учитель показывает иллюстрацию, затем дети находят изобра­жение такой линии в учебнике на странице 63. - К высоким столбам-опорам прикреплены провода, по которым течёт ток под очень высоким напряжением. Когда электричество приходит в город, оно попадает на электро­станцию. Напряжение понижается с помощью специальной машины - трансформатора - и идёт дальше по кабелям, закопанным в землю. По этим кабелям электричество подходит к дому и попадает в трансфор­маторную будку, где напряжение понижается ещё раз. Только после этого электричество можно использовать в различных бытовых элек­троприборах, в том числе и в нашей настольной лампе. Как устроена обычная электрическая лампочку? Учитель показывает лампочку. - В лампе на тонких проволочках-ножках подвешена спираль из металла - вольфрама. По этой спирали электронам очень трудно двигаться. Когда через такую спираль пропускают поток электронов, то они начинают «расталкивать» атомы металла, из которого сделана нить, она быстро нагревается и начинает светиться. Такие же спирали, из более толстой проволоки, нагревают утюги и чайники. Практическая работа - Постепенно мы подошли к разговору об электрических бытовых приборах, которые есть сегодня почти во всех домах и квартирах. Рас­смотрите иллюстрацию на странице 46. Здесь изображены бытовые при боры и приспособления. Электрические приборы появились сравни­тельно недавно. Люди обходились без них. Составьте пары из электроприборов и тех предметов, которые им предшествовали. Дети работают в парах, проверяя правильность ответов друг друга. - Прочитайте, что говорит Мудрая Черепаха. Мы с вами уже говорили об этих правилах обращения с бытовыми приборами. Проверим, как хорошо вы их помните. Учитель кладёт на демонстрационный стол несколько кусков электропроводов: с изоляцией, без изоляции, с повреждённой изоляцией, а также две розетки, одна из которых имеет видимые повреждения. - Посмотрите на провода, которые лежат перед вами. Какие из них нельзя трогать? Почему? Представьте, что вам надо включить утюг, чтобы погладить вещи. В какую из этих розеток можно включать прибор? Почему? Молодцы! Как надо включать и выключать прибор из сети? Посмотрите видеоролик. Учитель демонстрирует фрагмент, рекламирующий батарейки. - О чём идёт речь в рекламе? Какие батарейки вы видели? Где они используются? Вам предстоит определить: какие батарейки подходят к некоторым бытовым приборам и игрушкам. Класс работает группами. На столах - различные батарейки, на стольные часы, фонарики, радиоприёмники, детские машинки. Дети должны правильно вставить батарейки в нужные предметы и проверить их работу. - Какие ещё приборы работают от батареек? Приведите примеры. Дети выполняют задание № 2 на странице 41 в рабочей тетради. Если у педагога есть электроконструктор, то он может предло­жить ребятам в группах собрать электроцепь из готовых деталей, а затем зарисовать её (задание 1 в рабочей тетради).

4. Рефлексия учебной деятельности

- Рассмотрим рисунок на странице 63 и объясним Му­равьишке, как электричество придёт к нему в дом. Где вырабатывается электричество? Какие приборы рабо­тают на электричестве? Как надо обращаться с электроприборами? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записы­вает на доске, и показывают оценку.



© 2010-2022