- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по математике
Разработка урока по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Багринцева С.Е. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 имени В.И.Фадеева станицы Калининской
КРАЕВой конкурс методических сценариев уроков с реализацией системно-деятельностного подхода
в начальной школе
Номинация: Лучшая разработка методического сценария урока по математике.
ТЕМА:
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Признаки делимости чисел с нулями. Обобщение.
Автор:
Багринцева Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МАОУ - СОШ №1 им. В.И.Фадеева
ст. Калининская, Калининский район,
Краснодарский край.
тел. 8-918-073-64-51
электронный адрес:
ст. Калининская
2014г.
Сценарий урока по математике в 3 классе с презентацией «Путешествие в космос».
ТЕМА:
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Признаки делимости чисел с нулями. Обобщение.
Цели:
-
Обобщить знания по умножению и делению чисел, оканчивающихся нулями;
-
Познакомить с признаком делимости чисел с нулями;
-
Учить детей выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000, устанавливать связи между арифметическими действиями;
-
Развитие вычислительных навыков, мышления и памяти учащихся;
-
Воспитание интереса к изучению математики.
Задачи:
І. Образовательные:
-
Сформировать у учащихся понятие «Признак делимости чисел с нулями».
-
Выработать навык умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями.
-
Учить формулировать тему и цель урока, подводить итог урока.
-
Формирование умения решать и составлять прямые и обратные задачи, деформированные примеры;
II. Развивающие:
-
Развивать математическую речь учащихся, умение устанавливать закономерности;
-
Развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность;
-
Совершенствовать навык использования укрупнения дидактических единиц;
-
Развивать чувство гордости за космические достижения нашей страны;
III. Воспитательные:
-
Воспитывать чувство гордости за Родину.
-
Формировать толерантное отношение друг к другу, математически грамотную речь, аккуратность; взаимопомощь;
-
Воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других;
-
Способствовать формированию интереса к предмету.
Оборудование:
-
Листочки с цифрами;
-
ракеты- тетрадки;
-
компьютер, проектор, экран,
-
карточки с задачами, карточки с примерами,
-
конверты с сигнальными звездочками,
-
плакат с надписью «Путешествие в космос»,
-
презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в математическое путешествие. А на каком виде транспорта будем путешествовать, скажете вы, отгадав загадку:Ни хвоста, ни крыльев нет,
А летает до планет.
Дети: Ракета (Приложение №1) (слайд 2)
У: Как вы думаете, почему мы выбрали именно этот вид транспорта? Д: Потому, что сейчас апрель, а в апреле есть праздник - День космонавтики.
У: Молодцы! Наш урок сегодня пройдет под девизом:
Мы - искатели, мы - следопыты! (слайд 3)
Я вижу ваши сияющие глаза, это говорит о том, что у вас хорошее настроении, значит, урок у нас будет удачным.
2. Постановка темы и целей урока
У: Ребята, а сейчас попробуйте сами угадать тему урока:
+ - х : (слайд 4)
Ответы детей. У: Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, приобретённые на предыдущих занятиях, будем совершенствовать приёмы устных вычислений в пределах 1000: складывать, вычитать, умножать и делить; закрепим знания умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями, познакомимся с признаками делимости чисел с нулями. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи. Что ж, ребята, в добрый час!
3. Устный счет. Актуализация знаний.
У: Что вы знаете о космосе?
Д: Космос - это мир, Вселенная. ( слайд 5)
У: Кто такие космонавты?
Д: Это люди, побывавшие в космосе, люди которые руководят космическим кораблём.
У: Кто был первым космонавтом?
Д: Юрий Гагарин.
У: Кто была первая женщина-космонавт?
Д: Валентина Терешкова.
(слайды 6,7) У: Послушайте задачу: Первый космонавт Ю.А.Гагарин совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Посчитайте, сколько часов и минут длился этот полет? Д: 1час 48 минут.
У: Валентина Терешкова была в космосе 4 суток. Скажите, сколько это часов?
Д: 96 часов. У: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в космос. Сколько будет длиться наш полет, мы узнаем, решив пример - восстановив знаки действий:
: - х
630 … 9 … 40 …1 = 30 (слайд 8)
Ответы детей У: МОЛОДЦЫ! Наше путешествие будет длиться 30 минут. Каждый из вас сейчас получит свою ракету. Но прежде чем ее получить, нужно присвоить ракетам номер, решите пример - ответ - это номер вашей ракеты.
На доске написаны примеры, дети выходят и решают любой пример. За правильное решение получают изображение ракеты.
2х5= 5х2= 10:2= 10:5=
20х5= 5х20= 100:20= 100:5=
200х5= 5х200= 1000:200= 1000:5=
2000х5= 5х2000= 10000:2000= 10000:5=
У: Молодцы, ребята, все получили ракеты со своим номером. Скажите, пожалуйста, а почему все примеры, не смотря на то, что последние примеры в каждом столбике были с большими цифрами, вы решали быстро? Д: Мы смотрели на первый пример столбика, а дальше цифры просто укрупнялись. У: Что еще вы заметили в этих примерах? Д: Примеры каждой строчки в столбиках - это четверки примеров. У: Молодцы! У всех есть ракеты, и у меня тоже будет ракета под номером 80. Почему именно под таким номером - узнаете в конце урока. (Приложение №2)
4.Признак делимости чисел с нулями.
У: Ребята, а сейчас мы с вами вместе будем участвовать в космическом фокусе. Я прошу вас загадать число с любым количеством нулей на конце. А теперь встаньте те, у кого один ноль в числе. Ваши числа делятся без остатка на 10. Проверьте! Верно? Д: Да, верно. У: А теперь встаньте те, у кого в числе два ноля. Ваши числа делятся без остатка на 10 и даже на 100. Проверьте! Верно? Д: Да, верно. У: А теперь встаньте те, у кого в числе три ноля. Ваши числа делятся без остатка на 10 и даже на 100. А еще они делятся на 1000! Проверьте! Верно? Д: Да, верно. У: Итак, ребята, мы сейчас для себя открыли признак делимости чисел с нулями. Если число оканчивается одним или несколькими (двумя, тремя) нулями, то оно делится без остатка на 10 (100, 1000). (слайд 9)У: Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь. Внимание: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Полетели! (слайд 10) В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается. Ваши тетради сейчас превращаются в бортовые журналы. Запишите число. У вас на партах лежат карточки с примерами и задачами. Если у кого будет свободное время между заданиями - можете работать по карточкам. (Приложение №3) Учащиеся записывают число.
5. Геометрический материал. Нахождение площади и периметра фигур.
У: Ребята, мы видим сигнал бедствия, нас просят о помощи. Стало известно, что к планете приближаются метеориты и кометы. (слайд 11) Они бывают разной формы, похожи на круги, овалы, квадраты, прямоугольники. Чтобы кометы и метеориты пролетели мимо и не задели планету, нам необходимо вычислить периметр и площадь данных геометрических фигур. ( слайд 12) Квадрат Прямоугольника = 3 км а = 6 км b = 5 км У: Что для этого необходимо знать? Д: Формулы вычисления. Учащиеся называют формулы нахождения площади и разные способы периметра. У: Кто желает идти работать у доски? Остальные работают в тетрадях. У квадрата вычисляем периметр, а у прямоугольника - площадь. Кто быстро справится с заданием - находите площади и периметры обеих фигур. Р = а+а+а+а Р = а х 4 S = а х b а = 3 км а = 6 км b = 5 км Р =3+3+3+3 Р =3 х 4 S = 6 х 5 = 30 кв. км Р = 12км Р = 12км Дети выполняют задание. Сильные ученики находят Р и S обеих фигур. У: Проверим, как вы справились с заданием. (слайд13) Отлично! С заданием справились все! Вы помогли спасти планету от разрушения. Наш корабль благополучно продолжает полет.
6. Решение деформированных примеров. Работа в парах.
У: В космическом полёте необходимо работать так, чтобы не подвести другого члена экипажа. Это значит, работать нужно: дружно, правильно и чётко. Сейчас мы с вами будем решать примеры.1и 2 группа 3и 4 группа
□ • 30 = 6 • □ = □
40 • □ = □ • □ =200
□ • 40 = □ • □ = 280
4 • □ = □ • 9 = □
□ • 20 = 9 • □ = □
2 • □ = □ • 10 = 200
4 • □ = □ • 5 = □
3 • □ = □ • □ = 150
У: Как называются данные примеры?
Д: Это деформированные примеры. Нужно в пустые окошечки вставить цифры. У: Примеры будем решать группами. После решения - взаимопроверка в группах. Дети выполняют задание, которое получили на больших карточках и делают взаимопроверку. (Приложение №4) У: Молодцы, и это задание вы выполнили хорошо. Продолжаем путь!
7. Решение уравнений. Самостоятельная работа.
У: Слышен сигнал бедствия! (слайд 14) На этой планете группа ученых Землян. Они проводят тут свои исследования. Но в их отсутствие на корабль хотят прорваться космические пираты и похитить расчеты. Чтобы это предотвратить мы должны расшифровать результаты, решив уравнения. Работа будет проходить по вариантам с последующей самопроверкой. (слайд 15)
1 вариант 2 вариант
Х * 3 = 69 2 * Х = 84
Х = 69 : 3 Х = 84 : 2
Х = 23 Х = 42
23 * 3 = 69 2 * 42 = 84
69 = 69 84 = 84
Учащиеся решают уравнения самостоятельно, затем проверяют ответы. У: Проверим. Результаты исследования спасены.
8. Физминутка.
У: Ребята космические пираты никогда не были на нашей планете, а особенно в нашей теплом и гостеприимном Краснодарском крае. Давайте покажем, как веселятся кубанцы
Играют кубанские мелодии - дети танцуют.
9. Решение прямых и обратных задач.
У: Мы пролетели большую часть пути. Слышим сигнал бедствия. Нас просят приземлиться на планету, где вышел из строя главный космический корабль. Чтобы он заработал, необходимо решить прямые и обратные задачи о космосе. Вот одна из них. (слайд 16) У: Прочтите условие задачи: На корабле 300 сигнальных лампочек синего цвета, а лампочек красного цвета, которые вышли из строя после короткого замыкания, в 30 раз больше. Сколько лампочек нужно заменить? Кто уверен в своих силах, работает самостоятельно. Если быстро справитесь с заданием - можете придумать и решить свои задачи на космическую тему. Решение задачи выполняет один ученик у доски, остальные в тетради. 300 с.л., к.л. в 30 раз >, к.л. 300х30=9000(л.) - красных заменить Ответ: 9000 лампочек. Алгоритм решения задачи:- Повторяем условие.
- Записываем краткую запись По-Эрдниеву, т.е. с пустым квадратиком в строчку.
- Выясняем, можно ли сразу ответить на вопрос задачи (да)
- Как можно узнать, сколько красных лампочек вышло из строя на корабле?
- Что значит в 30 раза больше? (Это 30 раз по 300)
- Запишите решение задачи (300 х 3 = 9000 (л.) - красного цвета заменить)
- Запишите ответ (9000 лампочек нужно заменить)
с.л., к.л. в 30 раз >, 9000 к.л. 9000:30=300 (л.) - синих Ответ: 300 лампочек.
300 с.л., к.л. в раз >, 9000 к.л. 9000:300=30 (раза) - больше Ответ: в 30 раз больше. Выслушиваются дети, которые придумали задачи самостоятельно.
У: Молодцы! Планета спасена и нам пора возвращаться домой.
(слайд 17)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У: Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Что мы повторили на уроке? Что нового и интересного вы узнали?
Ответы детей.
На доске вывешены слова «Путешествие в космос».
ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС,
У: У вас на парте лежит конверт со звездочками (Приложение №5), давайте отметим, каким было наше настроение во время путешествия в космос звездочкой. Кому наш полёт очень понравился, прикрепите к доске красную звездочку, кому было интересно, то синюю, кто открыл для себя много нового - желтую. Ученики достают из конвертов звездочки и вывешивают на доске. У: Ребята, если вы не забыли, я вам говорила, что скажу, почему у меня была ракета под номером 80. (слайд 18) В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину. Его давно нет в живых, но память о нем всегда будет жить. Давайте мысленно вспомним этого замечательного человека и посвятим ему наше «Звездное небо» хорошего настроения! Урок окончен. Спасибо, дети, за урок! (слайд 19)
Приложение 1
Приложение 2
80
Приложение 3
КАРТОЧКА № 1
Российский космонавт Павел Попович облетел Землю 48 раз, а американец Уолтер Ширра 6 раз. Во сколько раз больше облетел Землю Павел Попович?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2
Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, а Земля за 365 суток. На сколько суток меньше совершает оборот вокруг Солнца Меркурий?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
У Сатурна 24 Луны, а у Юпитера в 2 раза больше.
Сколько Лун у Юпитера?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №4
Реши четверки примеров с числами:
6, 4, 24 60, 4, 240
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
1и 2 группа
□ • 30 = 6 • □ = □
40 • □ = □ • □ =200
□ • 40 = □ • □ = 280
4 • □ = □ • 9 = □
3и 4 группа
□ • 20 = 9 • □ = □
2 • □ = □ • 10 = 200
4 • □ = □ • 5 = □
3 • □ = □ • □ = 150
Приложение 5
Список используемой литературы:
-
Учебник математики 3 класс, М.И.Моро, С.И.Волкова,
С.В.Степанова.
-
Учебник математики 3 класс, П.М.Эрдниев.
-
Учебник математики 2 класс, П.М.Эрдниев.
-
Книга для учителя «Обучение математики в начальных классах», П.М.Эрдниев.
Источники интернет:
-
if.pw.edu.pl-ракета
-
everstti-rymin.livejournal.-фото космонавтов,В.Терешкова com
-
bwzone.wordpress.com-Вселенная
-
mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=772484 земля
-
art5.karelia.ru комета
-
pochemy.net/?n=1202-метеорит
-
muzofon.com/search/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 - песни казаков кубанских