Конспект урока русского языка по теме Изменение имен прилагательных по числам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка 17 февраля

Тема: "Изменение имен прилагательных по числам"

Цель урока:

  • развивать творческое, вербальное, логическое мышление детей;

  • закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, умение изменять имена прилагательные по числам; учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания;

  • воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства.

Ход урока:

1. Организационный момент. - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. - А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. Запишем число.

2.Минутка чистописания.

Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Кто же пришёл? (весна)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Сс со сл нц сол лнце луч

- Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.

- Найдите самую правильную по форме и размеру заглавную и строчную букву

II. Сообщение темы, цели урока.

  • На доске записаны группы слов:

  • Ед. ч. Мн.ч.

  • Ранн_ утро-

  • Зимн_ дорога -

  • Дремуч_ лес-

  • Весёл_ песня-

  • Ближн_ озеро-

  • Легк_ туман-

Определите пропущенные буквы (по мере ответов детей на доску вывешиваются опорные карточки).

  • По опорным карточкам определите тему нашего урока.

  • Вы будете учиться изменять имена прилагательные по числам и грамотно писать их окончания.

III. Повторение изученного.

  • Что может рассказать о себе имя прилагательное? (Работа с деревом)

Дети (фронтально):

  • я часть речи;

  • я отвечаю на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • я обозначаю признаки предметов;

  • я изменяюсь по числам, бываю единственного и множественного числа;

  • в единственном числе я изменяюсь по родам, бываю мужского, женского, среднего рода;

  • мои число и род зависят от числа и рода главного существительного;

  • в предложении я чаще всего являюсь второстепенным членом предложения.

  • Почему имя прилагательное нарисовано в виде художницы? (ответы детей)

  • Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь! (ученик)

IV. Словарная работа.

  • Прочитайте словарные слова:

с…р…бристый б…реза м…розный
кр…сивая ин…й ф…враль

  • На какие две группы их можно разделить? (сущ., прил.)

Дети распределяют слова на доске (прикрепляют карточки на магнитах), называя орфограммы, доказывая свой выбор.

  • Запишите слова парами (из каждого столбика по слову), определите число и род прилагательных, выделите окончания.

Комментированная запись.

Вывод: Как определить число и род имени прилагательного?

V. Фонетическое упражнение.

  • По звуковой схеме найдите слово из выполненной работы (схема слова берёза на доске).

VI. Игра "Сочини сам". Повторение написания окончаний имен прилагательных во множественном числе.

  • От данных существительных образуйте имена прилагательные во множественном числе, запишите через запятую, выделите окончания.

  • Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? (запись под табличкой множественное число: -ые, - ие ).

Самостоятельная запись (один ученик записывает с обратной стороны доски).

Береза -
Солнце -
Снег -
Чудеса -
Зима -

Самопроверка по доске.

Вывод: Какие окончания у прилагательных множественного числа?

VII. Повторение написания окончаний имен прилагательных в единственном числе.

  • Какие окончания у прилагательных в единственном числе?

Ученики записывают под табличкой единственное число:

М.р. - ой, - ый, - ий
Ж.р. - ая, - яя
Ср.р. - ое, - ее

Игра " Один - много".

  • Поставьте данные прилагательные и существительные во множественное число, запишите, определите число и род.

Работа с копировальной бумагой; учитель берет на проверку 5 работ; класс - фронтальная проверка.

Дальн… (*) роща -
Зимн… (*) вечер -
Лесн… (*) озеро -

Вывод: Как определить, какое окончание писать у прилагательного? (нужно по им. сущ. определить число и род им. прил. и по правилу написать окончание; можно окончание определить по вопросу)

VIII. Творческая работа.

  • Используя словосочетания или отдельные прилагательные из нашей работы, составьте предложения.

  • На какую тему составили предложения?

  • Дополните стихотворение на эту же тему подходящими прилагательными.

Работа в паре (тексты у детей на каждой парте).

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.

  • Прочитайте стихотворение, объясните написание окончаний имен прилагательных.

IX. Работа с текстом учебника.

  • Комментированное выполнение упр.№136, стр.78;

X. Итог урока.

  • Какова тема нашего урока?

  • Какая задача перед вами стояла?

  • Справились вы с этой задачей?

  • Давайте проверим, усвоили ли вы правила написания окончаний имен прилагательных.

XI. Домашнее задание. Упр. 138 с.80

М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.



© 2010-2022