- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру по УМК Начальная школа 21 века1 класс (ФГОС)
Рабочая программа по окружающему миру по УМК Начальная школа 21 века1 класс (ФГОС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юсупова А.Р. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ембаевская средняя общеобразовательная школа имени Аширбекова
РАССМОТРЕНО на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор ОУ
__________________Муназыбова С.П. _________Плохотниченко Л.Л. ________Тимшанова А.М. протокол № ______ «__»______________2015 г. «__»___________ 2015 г.
«__»_______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет __________________________Окружающий мир_________________________________
Учебный год ______________________________2015-2016____________________________________
Класс ______________________________1 «А» класс____________________________________
Количество часов в год ________________________________66 часов_____________________________________
Количество часов в неделю _________________________________2 часа______________________________________
Учитель: Юсупова Альфия Рашитовна
УМК «Начальная школа XXI века»
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 «А» класса общеобразовательной школы составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 (ред. приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2013 № 1060);
2.Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова, утвержденной приказом директора школы № от 25.08.2015г. 3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год»; 4. Учебного плана МАОУ Ембаевской СОШ, утвержденного директором школы 25 августа 2015, приказ №56\1 и согласованного с управляющим советом школы (протокол №7 от 27.07. 2015.)
5. Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, 1 кл. и авторской программы Н.Ф.Виноградова и др./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» .-4-е изд., дораб. И доп.- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
6.Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету учебного плана МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова , утвержденного приказом № 137 от 01.09.2014г.
Важнейшие задачи образования в начальной школе -формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса окружающий мир
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, какой поступок совершить.
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты, называть их тему.
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-
называть основные особенности каждого времени года.
-
оценивать правильность поведения людей в природе;
-
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Содержание программы Ты - первоклассник (10 ч.) Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» др. Светофор. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы геля, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою. Ты и здоровье (6 ч) Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Мы и вещи (6 ч) Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Родная природа (25 ч) Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (З-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). Родная страна (19 ч) Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник :.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Планируемые результаты обучения К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: называть: · своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны; · основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении; · основные правила здорового образа жизни; · основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов); · основные условия благополучной жизни растений и животных; · профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий); · улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования; · основные достопримечательности родного города и столицы России. различать (сопоставлять): · знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности; · основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание); · различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.); · времена года; · животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые); · произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки; решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: · выполнять режим своего дня; · определять время по часам с точностью до часа; · подготавливать свое учебное место к работе; · оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней; · выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях; · ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий; · выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки; · составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Оценка достижений учащихся. В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Автор: Н.Ф. Виноградова. Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- установить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Источники информации для оценивания:
-
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
-
статистические данные;
-
работы учащихся;
-
результаты тестирования.
Методы оценивания:
-
наблюдение,
-
открытый ответ,
-
краткий ответ,
-
выбор ответа ,
-
самооценка.
Тематическое планирование
Название раздела
(темы)
Программное содержание
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Ты - первоклассник
Статус ученика, школьника. Одноклассники, правила поведения в школе. Правила
взаимоотношений. Режим дня первоклассника. Дорога от дома до школы.
Безопасность на улицах и дорогах.
Наблюдения. Моделирование ситуаций
поведения в разных школьных помещениях, на улицах города.
Игровая деятельность: правила дорожного движения.
Учебные действия в совместной деятельности (парная работа).
Ты и здоровье
Органы чувств.
Закаливание. Культура питания.
Дидактическая игра: принятие задачи,
выполнение правил. Моделирование
ситуаций на правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Труд людей, профессии. Безопасное поведение с бытовыми электрическими
и газовыми приборами.
Коммуникативная деятельность:
характеристика труда людей разных
профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами.
Родная природа
Сезонные изменения в природе. Растения и
животные вокруг нас.
Наблюдения: характеристика основных
признаков времени года. Установление
зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).
Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние - дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.
Родная страна
Семья. Родной город (село). Труд людей
родного города (села). Россия, Москва.
Описание особенностей жизни семьи:
члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и
труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве.
Распределение учебного времени в течение учебного года по окружающему миру
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
I четверть
8
2
16
II четверть
8
2
16
III четверть
9
2
18
IV четверть
8
2
16
Итого в год
33
2
66
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Результаты освоения учебного предмета
Форма контроля
Дата
проведения
Д/з
личностные,
метапредметные
предметные
план.
факт.
I четверть (16 часов)
1
Этот удивительный мир
1
Общеметодол. Направл.
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира
-
учебно-организационные:
- организация рабочего места;
- режим дня;
- правильная осанка.
-
понимать, что такое окружающий мир.
-
понимать, что такое живая и неживая природа
10.09
2
Давай познакомимся
1
Общеметодол. Направл
Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам.
-
учебно-организационные:
- правила поведения на уроке;
- правильно пользоваться учебными принадлежностями
-
рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
-
знать название своего города, страны, столицы.
-
знать полное имя, домашний адрес;
11.09
3
Мы - школьники.
1
Общеметодол. Направл
Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются?
-
учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли.
-
знать расположение помещений в школе;
-
ориентироваться в расположении помещений;
-
уважать труд работников школы;
-
оказывать посильную помощь взрослым.
17.09
4
Правила поведения в школе
1
Общеметодол. Направл
Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе.
-
учебно-организационные:
- правила поведения на уроке; перемене
знать и соблюдать правила поведения в школе
18.09
5
Сентябрь - первый месяц осени.
1
ОНЗ
Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.
Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.
-
учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли.
-
знать признаки неживой и живой природы;
знать сезонные изменения в природе;
24.09
6
Что нам осень подарила.
1
Общеметодол. Направл
Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
классифицировать по признаку «овощи-фрукты».
25.09
7
Грибная пора.
1
ОНЗ
Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы
01.10
8
Семья.
О маме.
1
Общеметодол. Направл.
Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?
Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым.
-
учебно-организационные:
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
-
Рассказывать о своей семье;
-
Знать профессии мамы и папы;
-
Описывать привычный быт и уклад своей семьи;
-
рассказывать о своей маме;
-
знать профессию мамы;
-
оказывать маме посильную помощь;
читать потешки о маме.
02.10
9
Любимые занятия.
Воскресный день.
1
Общеметодол. Направл
Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки - любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок - часть досуга.
Хозяйственный труд в семье.
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).
08.10
10
Как из зерна получилась булка.
1
ОНЗ
Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб - главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий.
-
учебно-организационные:
- учиться работать в заданном темпе.
-
выполнять правила ролевой игры;
-
работать со схемами;
рассказывать о своей профессии.
09.10
11
Человек и домашние животные.
1
Общеметодол. Направл
Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных.
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
знать правила общения с животными;
называть домашних животных
15.10
12
«Октябрь уж наступил…»
1
ОНЗ
Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах.
-
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение
-
собрать природный материал;
наблюдать за живой и не живой природой.
16.10
13
Явления природы.
1
ОНЗ
Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.
-
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение.
наблюдать за живой природой.
22.10
14
Где ты живёшь?
1
Общеметодол. Направл
Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения…
-
учебно-организационные:
- режим дня;
- правильная осанка
знать маршрут «Школа - Дом».
23.10
15
Правила поведения на дорогах.
1
ОНЗ
Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах.
-
учебно-коммуникативные:
- запоминать.
-
выполнять упражнения в рабочей тетради;
-
знать, зачем нужны правила дорожного движения;
-
знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
29.10
16
Ты и вещи.
1
Общеметодол. Направл
Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый).
-
учебно-коммуникативные:
- осуществлять самоконтроль
-
рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;
выполнять самооценку работы.
30.10
2 четверть
17
Кто работает ночью.
1
ОНЗ
Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества.
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
рассказывать о профессии не называя её.
12.11
18
Что такое здоровье
1
ОНЗ
Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств - показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса.
-
учебно-организационные:
- организация рабочего места;
- режим дня.
-
выполнять режим дня;
составлять свой режим дня.
13.11
19
Правила гигиены.
1
Разв. контроль
Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля).
-
учебно-организационные:
- организация рабочего места.
-
выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
-
знать органы чувств, как их охранять.
19.11
20
О режиме дня.
1
ОНЗ
Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия: организованный - неорганизованный.
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
-
выполнять режим дня;
составлять свой режим дня.
20.11
21
Урок в спортивном зале.
1
Общеметодол. Направл
Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания
26.11
22
Ноябрь - зиме родной брат.
1
ОНЗ
Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков.
-
учебно-организационные: -организация рабочего места;
-режим дня.
-
называть основные изменения в природе в ноябре;
рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.
27.11
23
Звери - млекопитающие.
1
ОНЗ
Звери - меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные»
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
иметь представление о млекопитающих животных;
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных
03.12
24
Что мы знаем о птицах.
1
ОНЗ
Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода.
-
учебноинтеллектуальные:
- классификация
-обобщение
-
различать и классифицировать животных
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
04.12
25
Родной край.
Дом, в котором ты живёшь.
1
ОНЗ
Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт - часть нашей страны России.
Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске.
-
учебно-информационные:
- выполнять обобщения
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
-
знать различные объекты села и города.
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью
иметь представление о разных видах жилья человека
10.12
26
Зачем люди трудятся.
1
Общеметодол. Направл
Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа.
-
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
рассказывать о профессии не называя её.
11.12
27
«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»
1
ОНЗ
Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь - первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания.
-
учебно-коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
Определять и называть свойства воды, льда, снега.
17.12
28
Какой бывает вода?
1
ОНЗ
Вода - вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода - растворитель; различные состояния воды.
Понятия: тело, вещество.
-
учебно-коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
-
работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»
умение работать коллективно
18.12
29
О дружбе
Идем в гости.
1
Общеметодол
Кого называют друзьями. Правила дружбы
Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу.
учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
-
учебно-организационные: -объяснять;
-оказывать помощь.
Различать основные нравственно-этические понятия.
-
знать и придерживаться правил этикета;
-
умение строить диалог
различать основные нравственно-эстетические понятия.
24.12
30
С наступающим Новым годом!
1
Общеметодол. Направл
Развитие речевого творчества.
-
учебно-коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
-
Знать новогодние традиции;
-
Историю Нового года;
25.12
3 четверть
31
Итоговый тест за I полугодие
1
Развивающий контроль
Систематизация и обобщение изученного.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
-
- обобщение.
итоговый
14.01
32
Январь - году начало, зиме середина
1
ОНЗ
Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение
Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья.
15.01
33
Хвойные деревья.
1
ОНЗ
Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. - вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница).
Практическая работа с гербарием.
-
Учебно-логические:
- выделять главное, существенное.
Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели.
21.01
34
Жизнь птиц.
1
ОНЗ
Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва.
-
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
-
Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»
22.01
35
Наша страна - Россия
1
ОНЗ
Наша страна - Россия, Российская Федерация. Москва - столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб.
-
учебно-информационные:
- постановка вопроса к рассказу учителя.
-
знать свою национальность;
знать какие народы живут в России.
28.01
36-37
Богата природа России.
2
1
Общеметодол. Направл
Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
-
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
-
иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений
29.01
38
Мы - россияне.
1
ОНЗ
Россия - страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи.
-
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
составлять описательный рассказ по картине;
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки
04.02
39
Народная сказка.
1
Общеметодол. Направл
Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты.
-
учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль
-
называть народные промыслы;
-
узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;
-
пересказывать сказку;
выразительно читать фольклорные произведения.
05.02
40
Февраль - месяц метелей и вьюг.
1
ОНЗ
Февраль - третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль - месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь.
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
приметы февраля
зимующие птицы
11.02
41-42
Звери - млекопитающие.
2
1
ОНЗ
Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;
12.02
43
Наш уголок природы.
1
Общеметодол. Направл
Уголок природы - место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги.
-
учебно-организационные:
- умения ужаживать за обитателями живого уголка
-
различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения);
25.02
44
Мы - граждане России.
1
ОНЗ
Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности
-
учебно-коммуникативные:
- умения из упражнения № 46.
-
составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности
26.02
45
О правилах поведения.
1
ОНЗ
Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры
учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
различать основные нравственно-этические понятия.
03.03
46
23 февраля - День защитника Отечества.
1
Общеметодол. Направл
История появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас.
учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
иметь представление об одном из государственных праздников
04.03
47
8 - е марта - праздник всех женщин
1
Общеметодол. Направл
Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким
учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
иметь представление об одном из государственных праздников
10.03
48-49
Март - капельник
2
ОНЗ
Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры».
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
называть приметы весны изменения в природе
11.03
50
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
1
Общеметодол. Направл
Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека.
учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль
-
знать правила закаливания
-
уметь правильно закаливать организм
17.03
51
Здоровая пища.
1
ОНЗ
Какая пища полезна. Как правильно питаться
-
учебно-коммуникативные:
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;
- не использовать грубых, резких слов и выражений;
- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;
- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку.
-
знать основные правила здорового образа жизни;
-
понимать какие продукты приносят пользу;
-
решать логические задачи; читать-драматизировать потешку.
18.03
52
Какое бывает настроение.
1
Общеметодол. Направл
От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др.
-
учебно-коммуникативные:
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;
- не использовать грубых, резких слов и выражений;
- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;
- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку.
24.03
53-54
Апрель - водолей.
2
1
Общеметодол. направл
Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава.
-
учебно-информационные:
-умение намечать задачи
-
знать смысл понятия «животное - живое существо»;заполнять схемы
25.03
4 четверть
07.04
55
Весенние работы.
1
рефлексии
Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники.
-
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
-
составлять описательный рассказ по иллюстрации;
-
иметь представление об основных видах весенних работ;
08.04
56
Кто работает на транспорте.
1
Общеметодол. Направл
Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта - воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой
-
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
-
Знать основные виды транспортных средств;
Иметь представления о мире профессий
14.04
57
День космонавтики.
1
ОНЗ
Россия - страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт.
-
учебно-коммуникативные:
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;
- не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди.
составлять описательный рассказ по иллюстрации.
Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов.
15.04
58
Май весну завершает, лето начинает.
1
ОНЗ
«Май весну завершает, лето начинает» - говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
-
различать времена года.
-
приметы весны
-
приметы лета, летние месяцы
21.04
59
Жизнь земноводных весной.
1
ОНЗ
Лягушки и жабы - земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие.
-
учебно-коммуникативные:
- запоминать, выражать свое мнение
-
знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного
22.04
60-61
Животное - живое существо.
2
Развивающий контроль
Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) - дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
-
различать животных;
знать признаки живых существ
28.04
29.04
62
Ты - пешеход.
1
Развивающий контроль
ПДД
-
учебно-коммуникативные:
- запоминать.
знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
05.05
63
Итоговый тест
1
Развивающий контроль
Систематизация и обобщение изученного.
-
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
06.05
64-66
Резерв
3
12.05
13.05
19.05
Тематическое планирование
Наименование раздела
Кол-во часов
Диагностическое обследование 1.Ты- первоклассник
4ч
2. Твои друзья - взрослые и дети
6ч
3. Твое здоровье
7ч
4. Мы и вещи
4ч
5. Родная природа
25ч
6. Родная страна
20ч