Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.

Серёгина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность.

Бернард Шоу Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектно-исследовательской деятельности, который позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Проектно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. На мой взгляд, метод проектов - это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность - метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. В проектно-исследовательскую деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале - это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Алгоритм проектной деятельности: 1 этап. Предоставление темы проекта. 2 этап. Выбор проблемы. 3 этап. Формулировка подтем.4 этап. Планирование работы. 5 этап. Осуществление проекта. 6 этап. Представление проекта. 7 этап. Оценка проекта. Хочется остановиться на этапе решения проблемы, где предлагаю детям различные игры. Например, шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы. Белая шляпа - факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима? Красная шляпа - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа - осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Жёлтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа - исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа - размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: учёт интересов детей, учение через деятельность, сотрудничество участников педагогического процесса, свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. В 1 классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально. На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по темам «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Живая азбука», «Пословицы и поговорки» и другие. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. В прошлом году удачно прошла защита личных коллекций, которые вам представлены. Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Одним из главных проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме « Мое имя», стал цикл проектов о своем имени «Что в имени моем..» Интересно, красиво и познавательно. От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами. Теперь я постепенно учу детей работать группами. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Итак, проектно-исследовательская деятельность - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Она открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. В.А.Сухомлинский сказал: «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»

3


© 2010-2022